Портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.

Содержание

Введение ….………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»………………………………...…………………..5
1.2 Психологический портрет в развитии …………………………..…………10
1.3 Понятие о психологическом портрете личности……………….………….20
ГЛАВА 2
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..……...……………………………….....21
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………...…………………………….23
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу…………………………………………...………………………. 26
2.4 Рисуночные тесты……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы …………………………….…………………………...…...32

Работа содержит 1 файл

Готовый.docx

— 91.97 Кб (Скачать)

Неуравновешенный  тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. При выраженности этой шкалы (18-24) балла читайте статью

Экзальтированный  тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методика многофункционального исследования личности по Р.Кеттеллу

Данный тест является популярным средством экспресс-диагностики личности. Опросник оценивает свойства нормальной личности, описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

 

 

 

10


9


8


7


6


5


4



2


1


 

 

F1 – тревожность (8)

F2 – интраверсия-экстроверсия (7)

    F3 – чувствительность (4)

    F4 – конформность (6)

Результаты:

Описание первичных факторов:

 

Фактор А: «замкнутость - общительность»

 

Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

 

Фактор В: «низкий интеллект - высокий интеллект»

Развитое абстрактное  мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. Быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью.

8-10 стенов-высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.

Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»

Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.

7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.

Фактор Е: «подчиненность - доминантность»

Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.

Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная  значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость  в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное  лидерство в группах.


8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.

Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга  и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и  норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.

Фактор  Н: «робость - смелость»

Робость, застенчивость, эмоциональная  сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального  стиля деятельности и общения  в малой группе (2-3 человека).

Фактор I: «жесткость – чувствительность»

Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.


8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.

 

Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.

8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.

Фактор  М: «практичность - мечтательность»

Высокая скорость решения  практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.

4 стена - практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.

Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность»

Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать  мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.

1-3 стена - склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоват и резок, обычно естественен и спонтанен

Фактор О: «спокойствие - тревожность»

Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

7 стенов - экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий.

Фактор Q2: «самодостаточность - зависимость от группы»

Зависимость от мнения и  требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.

Фактор Q3: «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»

Целенаправленность, сильная  воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

8-10 стенов - склонен к напряженности, возбудимости.

Фактор  MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.

Описание вторичных факторов:

 

Фактор  S1: «низкая тревожность - высокая тревожность»

Высокие баллы - высокий уровень  тревоги в ее обычном понимании. Тревога не обязательно невротическая, поскольку она может быть обусловлена  ситуационно. Однако в чем-то имеет  неприспособленность, т. к. человек  недоволен в степени, которая  не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность и приводит к соматическим расстройствам.

Фактор  S2: «экстраверсия - интроверсия»

Высокие баллы - социально  контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.

ФакторS3: «реакционная уравновешенность - сензитивность»

Высокие баллы - предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных  нюансов, направляя свое поведение  на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.

ФакторS4: «комформность - независимость»

Высокие баллы - агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней  мере, терпят. Проявляет значительную инициативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Рисуночные тесты

Человек – определение  индивидуальных особенностей личности

 

    Пространство листа:

 

Фигура сдвинута влево, что  означает смещение в прошлое (Психологическое прошлое). Интроверсия.

 

Части фигуры:

 

Большая голова-ценность интеллектуального  начала, рационального подхода, духовность. Приоритет данных ценностей в  жизни. Ощущение себя, как умного, либо желание быть таковым. Тело в норме. Ноги, стопы фигура неустойчива – ощущение нестабильности ситуации, не уверенность в себе. Руки или их детали отсутствуют - проекция коммуникативных затруднений, социальная неуверенность или низкая успешность, конфликты в сфере межличностных отношений. Лицо (глаза, нос, рот, уши) прорисованы – принятие образа «Я», осознание собственной индивидуальности.

 

Половая принадлежность:

 

Соответствие пола.

 

Возраст:

 

Соответствие возрасту.

 

Рисунок человека противоположного пола:

 

Пространство  листа:

 

Так же смещён к левой части, фигура средняя;

 

Части фигуры:

 

Прорисованы полностью

Соответствие полу и возрасту, полное.

Обе фигуры занимают среднее  пространство на листе, значит они оба равны, но если сравнивать части фигуры, то второй рисунок более стабилен и уверен в себе.

 

Человек под  дождем - проекция поведения автора во время стрессовых ситуаций

Дождь не нарисован, что означает отсутствие проблем. Человек зонтом закрывается от дождя, при этом улыбаясь - это означает, что в стрессовых ситуациях он надеется на поддержку родных и друзей, не покажет окружающим, что ему плохо.

Семья – диагностика  внутрисемейных отношений

На моём рисунке изображены 7 членов семьи. Это родительская семья (автор имеет статус ребенка). Образ соответствует существующей в реальности ситуации.  Самой большой опорой в семье обладает отец – он занимает центральное положение и занимает наибольшую площадь опоры. В моей семье все равны, и все счастливы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология необходима каждому человеку, потому что она  помогает разобраться в своих  проблемах, в своем характере, помогает принять правильное решение в  той или иной ситуации.

Таким образом, в данной работе я попыталась рассмотреть  подходы  к  такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделала попытку описания и анализа своего психологического портрета личности. 
        Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов. 
         Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения. 
          Изучение собственного психологического портрета, на мой взгляд, очень полезно. Проделанные мной тесты помогли мне лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера. Я считаю, что это поможет мне в дальнейшей жизни. Теперь я знаю, какие аспекты моей индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, поможет мне в общении с разными людьми (тем более моя будущая профессия подразумевает работу с людьми), в нахождении подходов к разным людям.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. –230с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность        и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.
  3. Ильенков Э.В. Философия и культура - М.,1991
  4. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258с.
  5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997. - 390с.
  7. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407с.
  8. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –  688с.
  9. Практическая психология. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, С.240-260
  10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643с.
  11. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности». – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400с.
  12. http://www.bitnet.ru/psycho/kettel-test.html
  13. http://www.psyline.ru/leongard.htm

Информация о работе Портрет личности