Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа
Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.
Введение ….………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»………………………………...…………………..5
1.2 Психологический портрет в развитии …………………………..…………10
1.3 Понятие о психологическом портрете личности……………….………….20
ГЛАВА 2
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..……...……………………………….....21
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………...…………………………….23
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу…………………………………………...………………………. 26
2.4 Рисуночные тесты……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы …………………………….…………………………...…...32
Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью. При выраженности этой шкалы (18-24) балла читайте статью
Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
2.3 Методика многофункционального исследования личности по Р.Кеттеллу
Данный тест является популярным средством экспресс-диагностики личности. Опросник оценивает свойства нормальной личности, описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
F1 – тревожность (8)
F2 – интраверсия-экстроверсия (7)
F3 – чувствительность (4)
F4 – конформность (6)
Результаты:
Фактор А: «замкнутость - общительность»
Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.
Фактор В: «низкий интеллект - высокий интеллект»
Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. Быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью.
8-10 стенов-высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях.
Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»
Эмоциональная устойчивость, выдержанность; человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
7 стенов - эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый.
Фактор Е: «подчиненность - доминантность»
Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.
8-10 стенов - утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов.
Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»
Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах. |
8-10 стенов - веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивен.
Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
Фактор Н: «робость - смелость»
Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека).
Фактор I: «жесткость – чувствительность»
Чувствительность, впечатлительность,
богатство эмоциональных |
8-10 стенов - слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях.
Фактор L: «доверчивость - подозрительность»
Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность. Иногда автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении.
8-10 стенов - недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.
Фактор М: «практичность - мечтательность»
Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
4 стена - практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами.
Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность»
Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.
1-3 стена - склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоват и резок, обычно естественен и спонтанен
Фактор О: «спокойствие - тревожность»
Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»
Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.
7 стенов - экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий.
Фактор Q2: «самодостаточность - зависимость от группы»
Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.
Фактор Q3: «высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»
Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.
Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»
Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
8-10 стенов - склонен к напряженности, возбудимости.
Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»
Фактор S1: «низкая тревожность - высокая тревожность»
Высокие баллы - высокий уровень
тревоги в ее обычном понимании.
Тревога не обязательно невротическая,
поскольку она может быть обусловлена
ситуационно. Однако в чем-то имеет
неприспособленность, т. к. человек
недоволен в степени, которая
не позволяет ему выполнять
Фактор S2: «экстраверсия - интроверсия»
Высокие баллы - социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе.
ФакторS3: «реакционная уравновешенность - сензитивность»
Высокие баллы - предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления.
ФакторS4: «комформность - независимость»
Высокие баллы - агрессивная,
независимая, отважная, резкая личность.
Старается выбрать такие
2.4 Рисуночные тесты
Человек – определение индивидуальных особенностей личности
Пространство листа:
Фигура сдвинута влево, что означает смещение в прошлое (Психологическое прошлое). Интроверсия.
Части фигуры:
Большая голова-ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность. Приоритет данных ценностей в жизни. Ощущение себя, как умного, либо желание быть таковым. Тело в норме. Ноги, стопы фигура неустойчива – ощущение нестабильности ситуации, не уверенность в себе. Руки или их детали отсутствуют - проекция коммуникативных затруднений, социальная неуверенность или низкая успешность, конфликты в сфере межличностных отношений. Лицо (глаза, нос, рот, уши) прорисованы – принятие образа «Я», осознание собственной индивидуальности.
Половая принадлежность:
Соответствие пола.
Возраст:
Соответствие возрасту.
Рисунок человека противоположного пола:
Пространство листа:
Так же смещён к левой части, фигура средняя;
Части фигуры:
Прорисованы полностью
Соответствие полу и возрасту, полное.
Обе фигуры занимают среднее пространство на листе, значит они оба равны, но если сравнивать части фигуры, то второй рисунок более стабилен и уверен в себе.
Человек под дождем - проекция поведения автора во время стрессовых ситуаций
Дождь не нарисован, что означает отсутствие проблем. Человек зонтом закрывается от дождя, при этом улыбаясь - это означает, что в стрессовых ситуациях он надеется на поддержку родных и друзей, не покажет окружающим, что ему плохо.
Семья – диагностика внутрисемейных отношений
На моём рисунке изображены 7 членов семьи. Это родительская семья (автор имеет статус ребенка). Образ соответствует существующей в реальности ситуации. Самой большой опорой в семье обладает отец – он занимает центральное положение и занимает наибольшую площадь опоры. В моей семье все равны, и все счастливы.
Заключение
В настоящее время психология
приобретает все большую
Таким образом, в данной работе
я попыталась рассмотреть подходы
к такому многогранному понятию, каким
является понятие «личности», сделала
попытку описания и анализа своего психологического
портрета личности.
Учитывая все вышеизложенное
можно говорить о том, что личность человека
– одна из наиболее сложных категорий,
а проблема ее изучения – область, в которой,
несмотря на длительный период изучения
(от античности до наших дней) больше вопросов,
чем ответов.
Тем не менее,
имеющиеся в настоящее время теории и
методы изучения личности позволяют выделить
определенные устойчивые конструкты для
описания наиболее характерных черт. Это
дает нам возможность говорить о личности,
как о прижизненно формирующейся своеобразной
совокупности психофизиологических черт,
которыми определяются своеобразное для
данного человека мышление и поведение,
с одной стороны, а с другой, позволяет
постигать проявление этих черт и поиски
форм и методов психокоррекционной работы
в случае необходимости их применения.
Изучение
собственного психологического портрета,
на мой взгляд, очень полезно. Проделанные
мной тесты помогли мне лучше узнать себя,
выявить преобладающие способности и
черты характера. Я считаю, что это поможет
мне в дальнейшей жизни. Теперь я знаю,
какие аспекты моей индивидуальности
необходимо развивать, реализовывать,
совершенствовать, а от каких лучше избавиться.
Это, несомненно, поможет мне в общении
с разными людьми (тем более моя будущая
профессия подразумевает работу с людьми),
в нахождении подходов к разным людям.
Список использованной литературы: