Портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.

Содержание

Введение ….………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»………………………………...…………………..5
1.2 Психологический портрет в развитии …………………………..…………10
1.3 Понятие о психологическом портрете личности……………….………….20
ГЛАВА 2
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..……...……………………………….....21
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………...…………………………….23
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу…………………………………………...………………………. 26
2.4 Рисуночные тесты……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы …………………………….…………………………...…...32

Работа содержит 1 файл

Готовый.docx

— 91.97 Кб (Скачать)

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют  помимо нашей воли и желания. Они  отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для  жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять  эмоциями чаще всего подразумевается  умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это  скрывается; обидно, но внешне только раздражение  или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее  или принимают защитную форму  агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия.

Все эмоциональные явления  делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная  реакция — аффект. Он захватывает  человека целиком и подчиняет  его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это  более длительная реакция, которая  возникает не только как реакция  на свершившиеся события, но главным  образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме  обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные  состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения  к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот  фон, на котором протекают все  остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку  принятия или непринятия мира. Превалирующие  у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая  реакция организма в ответ  на неожиданную и напряженную  обстановку. Это физиологическая  реакция, которая выражается в мобилизации  резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в  ответ на любое неблагоприятное  воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д. Вопросы управления стрессами рассматриваются в  специальной литературе. 

Существуют  и другие эмоции, которые возникают  при общении.

 
Умение общаться

 

Общение — это чрезвычайно  тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности  всех участников этого процесса. Общение  имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона  общения. Эта передача влияет на поведение  человека, действия и поступки, состояние  и организованность его внутреннего  мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции  общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение  двоих (диалог), общение в малой  группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель  — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание  внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

 

Самооценка

 

 В процессе самопознания  у человека вырабатывается определенное  эмоционально-ценностное отношение  к себе, которое выражается в  самооценке. Самооценка предполагает  оценку своих способностей, психологических  качеств и поступков, своих  жизненных целей и возможностей  их достижения, а также своего  места среди других людей. 

         Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

         Для коррекции черт личности  необходимо провести психологическое  исследование отметить индивидуальные  особенности и рекомендовать  в первую очередь посещение  социально-психологических тренингов  таких, как, например, тренинги  построения команды, тренинги  формирования коммуникативных умений  и навыков и т.д. 

         Развитие личности – это признание  и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды  деятельности, в которые включена  личность, чем они более развиты  и упорядочены, тем богаче сама  личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В  теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как  индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения  и отношения людей. Эти понятия  являются относительно постоянными  у человека и в своей совокупности представляют собой  психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова  С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) Социально-демографические  признаки (пол, возраст, образование,  род деятельности)

2) Социально-психологические  признаки (потребности, мотивы, отношения  к окружающим, уровни понимания)

3)Индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический  тип или темперамент) 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Составление психологического портрета.

 

Тест Айзенка

 

Предназначен для диагностики экстра - интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи»

 

Представление результатов  по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.

 

Интерпретация полученных результатов  проводится на основе психологических  характеристик личности, соответствующих  тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени вариабельности индивидуально-психологических свойств  и степени достоверности полученных данных.

 

Результаты:

Шкала экстра – интраверсии:

15-18 потенциальный экстраверт 

Шкала нейтротизма (эмоциональная стабильность-эмоциональная нестабильность)

11-14 –нормостеник

Шкала лжи:

0-3 отвечал откровенно, результаты  достоверны

 

                                            Эмоционально неустойчивость

                                               24


                   Меланхолик Холерик


 


    Интроверсия    Экстраверсия


                                  1                        12                               24

 

              Флегматик                                      Сангвиник 

                                                              1

                                                Эмоциональная устойчивость

Холерик:

 

          Гордый,стремится к первенству,злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен,упорен. Спокойный,расчетливый. Любит риск,непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

           Честолюбив, не удачи не снимают уверенности в себе. Заносчив.Целеустремленный. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Тест Карла Леонгарда

 

Тест предназначен для  диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой  выраженности (акцента) основные черты  становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых  основные черты ярко выражены, названы  «акцентуированными».

Термин «акцентуация»  занял место между психопатией  и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия  неблагоприятных факторов акцентуации  могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

 

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

    • акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
    • акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)

Результаты:

Акцентуация характера по каждому  типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются  выделением ярких черт характера.

1. Гипертимные: 21 баллов.

2. Возбудимые: 12 баллов.

3. Эмотивные: 21 баллов.

4. Педантичные: 6 баллов.

5. Тревожные: 12 баллов.

6. Циклотимные: 21 баллов.

7. Демонстративные: 18 баллов.

8. Неуравновешенные: 15 баллов.

9. Дистимные: 6 баллов.

10. Экзальтированные: 18 баллов.

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Информация о работе Портрет личности