Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:44, курсовая работа
Целью данной работы: составить свой собственный психологический портрет, рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др.
Введение ….………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1
Теоретическая часть:
1.1. Что же такое «Личность»………………………………...…………………..5
1.2 Психологический портрет в развитии …………………………..…………10
1.3 Понятие о психологическом портрете личности……………….………….20
ГЛАВА 2
Практическая часть:
2.1 Составление психологического портрета
2.1.Тест-опросник Г.Айзенка………..……...……………………………….....21
2.2 Тест Карла Леонгарда ………………………...…………………………….23
2.3 Методика многофункционального исследования личности
по Р.Кеттеллу…………………………………………...………………………. 26
2.4 Рисуночные тесты……………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы …………………………….…………………………...…...32
Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.
Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.
Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.
Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.
Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).
Настроения — длительные
эмоциональные состояния. Это тот
фон, на котором протекают все
остальные психические
Стресс — неспецифическая
реакция организма в ответ
на неожиданную и напряженную
обстановку. Это физиологическая
реакция, которая выражается в мобилизации
резервных возможностей организма.
Реакцию называют неспецифической,
так как она возникает в
ответ на любое неблагоприятное
воздействие — холод, усталость,
боль, унижение и т. д. Вопросы управления
стрессами рассматриваются в
специальной литературе.
Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении.
Умение общаться
Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.
Наиболее очевидной функцией
общения является передача каких-то
сведений, какого-то содержания и смысла.
Это семантическая (смысловая) сторона
общения. Эта передача влияет на поведение
человека, действия и поступки, состояние
и организованность его внутреннего
мира. В целом можно выделить информационную
(получение сведений), познавательную,
управляющую и развивающую
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).
Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.
Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).
Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).
Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.
Самооценка
В процессе самопознания
у человека вырабатывается
Самооценка может быть
Для коррекции черт личности
необходимо провести
Развитие личности – это
1.3 Понятие о психологическом портрете личности
Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
Способности понимаются как
индивидуально устойчивые свойства
человека, определяющие его успехи
в различных видах
Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:
1) Социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности)
2) Социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания)
3)Индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент)
2.1 Составление психологического портрета.
Тест Айзенка
Предназначен для диагностики экстра - интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи»
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
Интерпретация полученных результатов
проводится на основе психологических
характеристик личности, соответствующих
тому или иному квадрату координатной
модели с учетом степени вариабельности
индивидуально-психологических
Результаты:
Шкала экстра – интраверсии:
15-18 потенциальный экстраверт
Шкала нейтротизма (эмоциональная стабильность-эмоциональная нестабильность)
11-14 –нормостеник
Шкала лжи:
0-3 отвечал откровенно, результаты достоверны
Эмоционально неустойчивость
24
Меланхолик Холерик
Интроверсия Экстраверсия
Флегматик
Холерик:
Гордый,стремится к первенству,злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен,упорен. Спокойный,расчетливый. Любит риск,непреклонный в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.
Честолюбив, не удачи не снимают уверенности в себе. Заносчив.Целеустремленный. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.
Тест предназначен для
диагностики типа акцентуации личности.
Теоретической основой
Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».
Термин «акцентуация»
занял место между психопатией
и нормой. Акцентуированные личности
не следует рассматривать в
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:
Результаты:
Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.
Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.
1. Гипертимные: 21 баллов.
2. Возбудимые: 12 баллов.
3. Эмотивные: 21 баллов.
4. Педантичные: 6 баллов.
5. Тревожные: 12 баллов.
6. Циклотимные: 21 баллов.
7. Демонстративные: 18 баллов.
8. Неуравновешенные: 15 баллов.
9. Дистимные: 6 баллов.
10. Экзальтированные: 18 баллов.
Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.
Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.
Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.
Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.