Понятия и виды ведущей деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы: Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция.
Построенные на её основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно. Не ставя перед собой задачу всесторонне и полностью проанализировать эту канцепцию, остановимся лишь на одном её понятии, имеющем для возрастной психологии решающее значение. Речь идет о понятии ведущей деятельности.

Содержание

Введение.
1. Различные концепции понятия ведущей деятельности.
2. Виды ведущей деятельности.
3. Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 План

 Введение.

1. Различные концепции  понятия ведущей деятельности.

2. Виды ведущей деятельности.

3. Игра- ведущий вид  деятельности в дошкольном возрасте.

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Актуальность темы: Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция.

Построенные на её основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно. Не ставя перед собой задачу всесторонне и полностью проанализировать эту канцепцию, остановимся лишь на одном её понятии, имеющем для возрастной психологии решающее значение. Речь идет о понятии ведущей деятельности.

В последние годы высказываются мнения, что понятие ведущей деятельности малоплодотворное. Существует точка зрения, согласно которой это понятие не объясняет специфики возрастного периода, поэтому предлагается заменить ведущую деятельность совокупностью различных свойственных ребенку деятельностей.

Понятие ведущей деятельности позволяет конструктивно решать многие фундаментальные проблемы возрастной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Различные  концепции понятия ведущей деятельности.

 

         Ведущая деятельность- это та  деятельность ребенка в рамках  социальной ситуации развития, выполнение  которой определяет возникновение и формирования у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Примером использования понятия ведущей деятельности в контексте деятельностного подхода является периодизация психического развития, предложенная Д. Б.Элькониным. Согласно этой периодизации каждый этап развития характеризуется определенной ведущей деятельностью. Переход от одного периода развития к другому означает переход от одной ведущей деятельности к другой, а всё психическое развитие внутри одного периода укладывается в рамки целенаправленного формирования той или иной ведущей деятельности. Автор данной периодизации не удовлетворяется понятием ведущей деятельности, а вводит другую конституирующую характеристику-направленость ребенка на мир людей и на мир вещей. Это по его мнению, и определяет эпохи психического развития, состоящее из отдельных периодов.

Применительно к интересующему  нас дошкольному возрасту можно  сказать, что он характеризуется игрой как ведущей деятельностью, но совместно с младшим школьным возрастом, для которого ведущей является учебная деятельность, входит в одну эпоху развития-детство. При этом согласно периодизации Д .Б. Эльконина дошкольный период развития связан с ориентацией ребёнка на мир людей, в то время как младший школьный возраст- на мир вещей.

В рамках возрастной периодизации Д .Б. Эльконина остается не совсем ясным механизм смены ведущих деятельностей. Так, согласно этой периодизации, на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста ведущая игровая деятельность уступает место ведущей учебной деятельности. Однако известен тот факт, что некоторые младшие школьники могут не иметь не только учебной деятельности, но и предпосылок её формирования. В ряде исследований отмечается, что игра уступает место учебной деятельности лишь тогда, когда исчерпывает себя. Однако многие факты убеждают нас в том, что и у младших школьников игра занимает значительное место в их жизни и выполняет значимую роль в их психическом развитии.

В последние годы в психологической  литературе неоднократно указывалось, что игра у детей плохо развита, что в основе детских игр лежат однообразные отобразительные сюжеты, что дети плохо умеют подчиняться правилам, что игра перестала носить творческий характер. Такое положение дел во многом, с нашей точки зрения, связано с тем фактом, что формирование игры как ведущей деятельности не выходит за рамки деятельностного подхода.

Применительно к дошкольному периоду  развития исключительно важным представляется включение игры в образование  детей. Несмотря на методические указания о том, что дошкольников надо обучать игре и обучать в игре, тем не менее вопрос об игровых формах и методах обучения остаётся одним из остро дискуссионных и не имеющим исчерпывающего практического решения. Проведенный анализ показывает, что во многих игровых примерах, используемых в обучении, нет настоящей игры, а есть лишь попытки прямого введения обучения в игру В.В. Колечко установила, что такие игры, как правило, трансформируются либо в учебные задания и занятия, либо представляют собой игру, в которой не решаются ( или решаются не полностью ) дидактические задачи.

Высказанное отношение к понятию  ведущей деятельности было бы необъективным, если бы не было отмечено то значение, которое данное понятие имеет  в возрастной психологии. Так, именно ведущая деятельность каждого возрастного периода позволяет фиксировать особенности психологического развития детей на том или ином возрастном этапе. Например, связь психического развития в дошкольном возрасте с игрой как ведущей деятельностью. Этого возрастного периода объясняет и специфические для этого возраста действия детей в мнимой ситуации, и их общение с воображаемым партнёрам, и неспецифическое использование ими предметов, и многое другое. Это позволяет наметить основную стратегию обучения и воспитания в этом возрасте. Понятие ведущей деятельности дает возможность иерархизировать разные виды деятельности ребёнка, и определить основные условия психического развития на разных этапах онтогенеза. Одним из ключевых понятий детской психологии является введённая Л.С. Выготским понятие психологического возраста. Благодаря этому понятию, возможно, концептуально развести физическое и психическое развитие ребёнка.

2.Виды ведущей деятельности.   

1. Непосредственное эмоциональное  общения ребенка с взрослыми,

присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность

младенца обусловливается  самой природой как общественного  существа. Ребёнок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная  деятельность ребенка характерная  для раннего детского возраста (от 1года до 3лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

3. Игровая деятельность  или сюжетно-ролевая игра, присущая  детям дошкольного возраста(от 3 до 6лет). Именно в сюжетно-ролевой  игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра вступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых на основе игровой деятельности происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

4. Учебная деятельность  младших школьников от 6 до 10-11лет,  т.е специальная деятельность  по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Это деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

5.Общение подростков  в возрасте  от 10-11 до 15лет в  разных видах деятельности (трудовой, учебной,спортивной,художественной и т.д.) изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объёму место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуются содержание  учебного материала, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения мотивы социального порядка желание выполнять свой долг учащегося, лучше подготовится к будущей работе, добиться почётного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка-в самообразовании и самосовершенствовании.

6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста-это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине  развития психики ребёнка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определённом порядке.

Во-вторых, психическое  развитие ребёнка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребёнка.

 3. Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Игра- жизненная лаборатория  детства.

                                         С.Т. Шацкий.

Игра- свободно развивающаяся  деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а  не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т.е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребёнка.

Почему игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника?

Ответ прост: игра ведет  к формированию новых качеств  психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает  свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т.е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок  развивался до семи лет преимущественно  в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

В игре, благодаря игровой  мотивации, развиваются:

  • воображение и фантазия
  • коммуникативные способности
  • способность к символизации и преобразованию
  • функция обобщения
  • произвольность поведение (сила воли)
  • идеальный план

умение думать и др.

Игра-основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребёнка:

  • в движении
  • в общении
  • в познании
  • в самореализации, свободе, самостоятельности
  • в радости, удовольствии
  • потребность быть «как взрослый».

 

Заключение

В ходе развития ребенка один вид деятельности сменяет другой-это не значит, что та деятельность, которая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продолжает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и предметная деятельность существуют у взрослого человека, но принимают другие формы.

Ведущая деятельность привлекает ребёнка больше других видов деятельности, и поэтому ребёнок обнаруживает свои максимальные возможности. Так в игре может сделать многое из того, что для него не посильно в других условиях.

Деятельность включает как внешне, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтоб, например, играть в доктора, недостаточно просто прикладывать палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла-это больной ребёнок, а палочка термометр. Внешние игровые действия реализуют замысел игры, который строится в уме.

Задача воспитателя-помочь детям в организации игры, развить  интерес к разным профессиям. Расширить  кругозор ребёнка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов-К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая  деятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы    

1. Венгер Л.А., Мухина  В.С. Психология-М.: Просвещение, 1988г.

2. Леонтьев А.Н. Избранные  психологические произведения. В  2-х томах. т.2,М., Педагогика, 1983г.

3. Смернова Е.О., Рябкова  И.А. Психологическая наука и образование. 2010г.№3.


Информация о работе Понятия и виды ведущей деятельности