Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:36, контрольная работа
Важной отраслью научных социально-психологических исследований является поиск регуляторов социального поведения человека. Традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации и др. Внутреннее состояние готовности человека к действию предшествует поведению и имеет название аттитюд (от англ. Attitude - отношение, установка). Аттитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивную (направляет поведение или управляет им) функцию в отношении поведения индивида.
И это намерение касалось именно действия, а не объекта - стимула установки. Поэтому установка в таком понимании совершенно теряет свой социальный смысл и превращается в индивидуальную поведенческую реакцию, усвоенную по известной схеме «стимул-реакция».
М. Фишбейн предложил определенную типологию аттитюдов, разделяя их на аттитюды к действию и аттитюды к объекту. Такое распределение аттитюдов сам М. Фишбейн считал одним из важнейших открытий социальной психологии. Ведь оно дает возможность объяснить те трудности, которые возникают при попытке изменить конкретные поступки личности в отношении объекта, воздействуя на систему аттитюдов, что есть в этой личности. Как нормативный фактор, который регулирует действие аттитюдов на реальное поведение, М. Фишбейн рассматривает влияние социального окружения.
Идея нормативного воздействия, характерная для взглядов М. Фишбейна, нашла свое всестороннее воплощение в трудах авторов социально-психологического изучения социальных установок.
На понимание
В соответствии с таким подходом, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, которые возникают на основе усвоения установок других, референтных групп и лиц. И в структурном плане они являются элементами «Я-концепции» человека, определенными определениями социально желаемого поведения.
Поэтому социальные установки в этом смысле - это осознанные, фиксированные в знаковой форме типы поведения, которым отдается предпочтение. По мнению Т. Ньюкома, социальные установки основаны на согласованности субъекта рассматривать определенные объекты или ситуации сквозь призму социальных норм и ценностей.
Были предприняты и другие попытки преодолеть «индивидуализм» социальной установки. Отдельные ученые, понимая установку как устойчивую систему взглядов, представлений, связали ее с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другими людьми.
Таким образом, устойчивость установки,
по их мнению, обеспечивается внешним
контролем, что проявляется в
необходимости подчиниться
Однако и в этом случае лишь частично учитывается социальное, ибо анализ самой установки шел не от социума, а от личности. Кроме того, когда упор делается на когнитивном компоненте структуры установки, то вне поля зрения, по сути, остается ее объективный аспект - ценность (ценностные отношения). (Здесь уместно вновь сослаться на В. Томаса и Ф. Знанецкого, которые рассматривают ценность как объективный аспект установки, а саму установку-как индивидуальный, то есть субъективную, сторону ценности).
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что из всех составляющих параметров главную роль в регулятивной функции играет именно ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Конечно, преодолеть разногласия между социальной и индивидуальной установкой и ценностными ориентациями помогает понятие социальной позиции личности, которая объединяет эти компоненты.
Понятно, что ценностная ориентация является основой возникновения позиции, ибо это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека и учитывая которую решается множество жизненных вопросов.
Кроме этого, установка «сообщает» позиции действенного, активного момента, который проявляется в волевом акте, поступке. Поэтому свойство ценностной ориентации выступать как установки (или системы установок) реализуется на уровне позиции личности, где ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный, в свою очередь, как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, которые отражают активные выборочные отношения личности.
Б. Паригин считает эквивалент динамической структуры личности еще более интегральным, чем установка, психическое настроение личности, которое охватывает как предметно направленные, так и беспредметные психические состояния.
П. Шихирев и другие, не отрицая того факта, что психическое настроение является важным структурным образованием личности, одновременно утверждают, что оно не перекрывает понятие позиции. По их мнению, психическое настроение, так же как ценностная ориентация, предшествует возникновению позиции.
Таким образом, условием возникновения
позиции личности является ее оценочное
отношение и определенное психическое
состояние (настроение), которое предоставляет
позиции разного эмоционального
окраса - от глубокого пессимизма и
подавленности в жизненный опти
Еще один подход (учредительно-позиционный, диспозиционный) к структуре личности имеет свои особенности в концепции В. Ядова.
В ней диспозиция рассматривается как комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В таком понимании она очень близка к понятию установки (аттитюду).
Названая диспозиционная концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями:
первый (низший) - образуют элементарные фиксированные установки, без модальности (переживание «за» или «против») и когнитивных компонентов;
второй - составляют социальные фиксированные установки, или аттитюды;
третий - основывается на базовых социальных установках или общей направленности интересов личности на конкретную сферу социальной активности;
четвертый (высший) - сказывается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.
Приведенная иерархическая система является результатом всего предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней на высших уровнях осуществляется общая саморегуляция поведения, нижние, являются относительно самостоятельными, они обеспечивают адаптацию личности по конкретным меняющимся условиям.
Преимущественно рассмотренная концепция является попыткой найти взаимосвязь между диспозицией, потребностями и ситуациями, которые тоже образуют иерархические системы. Вышеупомянутые исследователи (П. Шихирев и др.) обращают внимание на то, что нет большого различия между диспозициями у В. Ядова и позицией личности, которую предлагают они.
Объясняют это тем, что позиция и является системой взглядов, установок, представлений, ценностных ориентаций относительно условий собственной жизнедеятельности, которые реализуются в поведении личности. Интересным здесь является и то, что позиция - это собственное, субъективное отношение, связанное с оценкой окружающей действительности и выбору оптимального поведения.
В целом большинство авторов социальную установку рассматривают как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самом себе.
Известно ряд теорий, где установки сами образуют структуру личности, а в других - социальные установки занимают лишь определенное место среди качественных уровней личностной иерархии.
К общим социально-
участники взаимодействия: субъект А (отдельный индивид или группа людей), наделенный определенной организацией и активностью в построении целесообразной системы коммуникативных действий; субъект Б - другой участник взаимодействия (индивидуальный или коллективный), на который направлено поведение;
готовность к действию;
коммуникативное действие, поступок;
определенная коммуникативная программа (линия, стереотип) поведения и механизм оценки эффективности ее выполнения .
Своеобразие поведения человека зависит от характера его отношений с другим собеседником или группой, членом которой он является. На поведение также влияют групповые нормы и ценности, статусно-ролевые предписания.
Понимание конкретной личности как социально-психологического феномена требует рассмотрения поведения индивида как социальной по содержанию и психологической по форме, т.е. оно представляет собой общение и взаимодействие двух субъектов (коллективного или индивидуального), на основании определенных норм, интересов, установок, ценностей, личностных смыслов и мотивов.
В зависимости от ситуации выделяют различные типы поведения:
вербальное (проявляется в языке);
знаковое (реакция на знак);
ролевое (соответствует требованиям,
которые предъявляются к
поведение отклонение (противоречит принятым в обществе правовым, моральным, социальным и другим нормам).
Переоценка личностью своих
коммуникативных возможностей, ослабление
критичности в контроле за реализацией
коммуникативной программы
Поступок, то есть коммуникация опосредованная
процессом общения и
В поступке человек, изменяя себя, меняет ситуацию и, таким образом, влияет на социальное окружение. Следовательно, можно утверждать, что поступок становится ведущим механизмом и движущей силой развития и саморазвития личности в социуме.
В. Роменец трактует поступок как наиболее яркий способ выражения человеческой деятельности, который, с одной стороны, вбирает в свое содержание особенности исторического уровня культуры человека, с другой - сам определяет эту культуру, являясь проявлением субъекта исторической деятельности.
Ученый определяет поступок ячейкой любой формы человеческой деятельности, и не только моральной. Поступок выражает любые отношения между личностью и материальным миром, он является способом личностного существования в мире.
По В. Роменцу, все, что есть в человеке и в человеческом мире, поступковый процесс и его результат. Поступок формирует существенное силы личности, ее активность и творчество во взаимодействии с миром.
Он открывает тайну этого
мира в форме практического, научного,
социально-политического и
В своей ведущей определенности поступок является коммуникативным актом, осуществляется между личностью и материальным миром. Именно поступковая коммуникация предполагает личностное выделение человека из мира.
По мнению ученого, такую коммуникацию можно понимать как связь, переход информации между личностью и внешним миром, как их объединение, цель утверждения личности в материальном мире, нахождение опоры для этого утверждения.
В. Роменец выделяет следующие моменты поступка:
ситуация (совокупность мировых событий, что определяется, освещается личностью и одновременно не определяется ею, потому что существует вне ее как неизвестный, неосвоенный материальный мир);
мотивация (направленное напряжение сосуществования личностного и материального миров, которое определяется ситуацией и проявляется в поезде к коммуникации с материальным миром);
поступковый акт и его последействия (реальный взаимный переход первых двух моментов и как результат поступка - событие).
Личность как определенный социально-психологический тип может иметь несколько стереотипов поведения. Вместе с тем социальная группа, членом которой индивид является, также продуцирует варианты социально-психологических линий поведения, которые зависят от членов группы, ее нормативных требований.
Нормативная регуляция поведения имеет целью предписание при соответствующей ситуации определенного типа поведения, способа достижения цели, реализации намерений и т.п., а также оценки поведения в соответствии с этими нормами.
Соответственно «задаются» форма и характер отношений. Что касается норм, то они имеют социокультурное и этнопсихологические окраски, т.е. определяются обществом, его политико-экономической практикой (социальные нормы определяют эталон - мерило, образец, с которым личность соотносит свои поступки, на основе которого обосновывает свои действия, оценивает поведение других), и базируются на культурно-исторических и национально-психологических традициях конкретных групп людей.
Информация о работе Понятие установки, ее структура и функции