Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, реферат
Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Таким образом, от воспитания ребенка, подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.
Введение
Общее понятие о воспитании
Содержание процесса воспитания
Классификация методов воспитания
Приоритетные направления воспитания в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, в которую включается воспитанник, при этом формируется соответствующая установка на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г.Щукиной. Она выделяет три группы методов:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Стимулирование – метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.
В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство.
Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.
Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на воспитуемого с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).
Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы.
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, – опосредованные требования.
Приоритетные направления воспитания в Республике Беларусь
Гуманистическое понимание целостности гармонического развития человека как цели воспитания определяет новые подходы к содержанию воспитания учащейся молодёжи, которое основывается на учёте потребностей растущей личности, общечеловеческих ценностей, морали и базовых компонентах культуры. Длительное время в Беларуси традиционные духовные ценности культуры отчуждались от жизни человека. Сегодня же общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания.
Возвращение человеку гуманности,
осознание ценности человеческой жизни,
ориентация на возрождение духовно-нравственн
Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личных и общественных интересов.
При реализации содержания воспитания решается ряд конкретных задач:
1. Формирование у воспитанников
в первую очередь
2. Формирование высокого
уровня самосознания, осознания
себя как творца собственной
жизни. Воспитание готовности
к самосовершенствованию,
3. Формирование представлений
об общечеловеческих нормах
4. Воспитание у детей и подростков чувства собственного достоинства, моральной стойкости, умения проявлять силу воли в сопротивлении злу, порокам, соблазнам. Формирование у воспитанников таких качеств личности, как уверенность в своих силах, жизненная самостоятельность, раскрытие и развитие на этой основе внутренней нравственной природы человека.
5. Выработка стремления и желания соотносить интересы другого человека со своими собственными интересами, формирование чувства сопереживания. Умение ориентироваться на другого человека, признание его как равного себе – высшая гуманистическая ценность, именно в этом заключается сущность альтруизма (бескорыстная забота о благе других).
6. Воспитание потребности в созидательной деятельности и творчестве, положительного отношения к труду как средству самоутверждения и высшей ценности в жизни человека и общества. Развитие стремления к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности.
7. Формирование готовности
к созданию семьи и к
8. Адаптация воспитанников
к культуре, как региональной, национальной,
так и мировой. Воспитание
Культура как совокупность
форм духовно-нравственного
- Культура здорового образа жизни.
- Культура семейных отношений.
- Культура пола (половых отношений).
- Психологическая культура.
- Экологическая культура.
- Нравственно-этическая культура.
- Эстетическая культура.
- Национальная культура.
- Гражданская культура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.
Пропагандируемый
Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ