Понятие, структура процесса воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Таким образом, от воспитания ребенка, подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе.

Содержание

Введение
Общее понятие о воспитании
Содержание процесса воспитания
Классификация методов воспитания
Приоритетные направления воспитания в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие, структура процесса воспитания.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, в которую включается воспитанник, при этом формируется соответствующая установка на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

В настоящее время  наиболее распространенной является классификация  методов воспитания И.Г.Щукиной. Она выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Стимулирование –  метод, в основе которого лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций.

В педагогике в качестве стимулирования распространены такие  компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие  виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение  определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство.

Методом, оказывающим  доминирующее влияние на эмоциональную  сферу ребенка, является внушение.

Внушение – это  эмоционально окрашенное воздействие  на воспитуемого с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные  требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, "организованные" воспитателем, – опосредованные требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приоритетные  направления воспитания в Республике Беларусь

 

Гуманистическое понимание  целостности гармонического развития человека как цели воспитания определяет новые подходы к содержанию воспитания учащейся молодёжи, которое основывается на учёте потребностей растущей личности, общечеловеческих ценностей, морали и базовых компонентах культуры. Длительное время в Беларуси традиционные духовные ценности культуры отчуждались от жизни человека. Сегодня же общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания.

Возвращение человеку гуманности, осознание ценности человеческой жизни, ориентация на возрождение духовно-нравственных ценностей – всё это определяет стратегию воспитания, в реализации которой первостепенное место занимает культура. Обращение к её различным уровням в воспитании личности – процесс двухсторонний: с одной стороны, это средство формирования личности, с другой – конечная цель воспитания.

Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей  составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личных и общественных интересов.

При реализации содержания воспитания решается ряд конкретных задач:

1. Формирование у воспитанников  в первую очередь гуманистических  ценностей и установок. Формирование  ценностного отношения к человеку, материнству, отцовству, супружеству,  к любви как принципу бытия, к самосовершенствованию себя и окружающей действительности как смыслу жизни. Развитие представлений о мире и миролюбии, умения мыслить и поступать, исходя из интересов не только личных, своего народа, но и человечества, стремления к миру и добрососедству.

2. Формирование высокого  уровня самосознания, осознания  себя как творца собственной  жизни. Воспитание готовности  к самосовершенствованию, самовоспитанию. Развитие чувства собственного  достоинства и самоуважения. Формирование  у воспитанников способности к адекватной самооценке и самокоррекции своего поведения на основе самоанализа и саморегуляции.

3. Формирование представлений  об общечеловеческих нормах морали (любви, сострадании, милосердии, миролюбии, вере в созидательные  возможности человека, терпимости по отношении к людям) и опыта общения, основанного на гуманистических принципах; воспитание готовности оказывать помощь близким и далёким. Воспитание в духе мира, понимания других народов, уважения прав других людей и народов.

4. Воспитание у детей и подростков чувства собственного достоинства, моральной стойкости, умения проявлять силу воли в сопротивлении злу, порокам, соблазнам. Формирование у воспитанников таких качеств личности, как уверенность в своих силах, жизненная самостоятельность, раскрытие и развитие на этой основе внутренней нравственной природы человека.

5. Выработка стремления  и желания соотносить интересы  другого человека со своими  собственными интересами, формирование чувства сопереживания. Умение ориентироваться на другого человека, признание его как равного себе – высшая гуманистическая ценность, именно в этом заключается сущность альтруизма (бескорыстная забота о благе других).

6. Воспитание потребности  в созидательной деятельности  и творчестве, положительного отношения  к труду как средству самоутверждения и высшей ценности в жизни человека и общества. Развитие стремления к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности.

7. Формирование готовности  к созданию семьи и к продолжению  рода, умения обустроить свой дом, вести хозяйство, материально обеспечивать семью, воспитывать своих детей в духе гуманизма и демократии, создавать в семье доброжелательный климат, стремления материально и морально поддерживать своих родственников и близких, обладать качествами современного цивилизованного человека.

8. Адаптация воспитанников  к культуре, как региональной, национальной, так и мировой. Воспитание потребности  в освоении ценностей общечеловеческой  и национальной культуры, формирование  эстетического вкуса, стремления к участию у культурной жизни.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния  общества – определяющий фактор воспитания личности растущего человека, в целом  – социализации каждого нового поколения. Культурологический подход как методологическая основа содержания воспитания представляется продуктивным. Он позволяет сделать культуру содержанием воспитания, а воспитание – процессом культуротворчества. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется посредством формирования следующих базовых компонентов культуры личности:

- Культура здорового образа жизни.

- Культура семейных отношений.

- Культура пола (половых отношений).

- Психологическая культура.

- Экологическая культура.

- Нравственно-этическая культура.

- Эстетическая культура.

- Национальная культура.

- Гражданская культура.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек, в отличие  от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Пропагандируемый гуманистический  подход к воспитанию человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности.

Внутренний феноменальный  мир человека влияет на его поведение  не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1998
  2. Колдунова Я. И. Нравственное воспитание  личности  школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969
  3. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь// Праблемы выхавання. 2000. № 2.
  4. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие  основы психологии. – М.: Владос, 2000
  5. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. 2001. № 4.
  6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1985, т.2.
  7. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1998.



Информация о работе Понятие, структура процесса воспитания