Понятие региональной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ…………….…….4
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….….4
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…...7
2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ…………………………….……….…...……8
2.1. Понятие региональных бюджетов…………………………………….…….....8
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов…………………….……….…..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…....20

Работа содержит 1 файл

РЕГ ФИНАНСЫ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ…………….…….4

    1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции….….4 

    1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…...7

2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ…………………………….……….…...……8

2.1. Понятие региональных бюджетов…………………………………….…….....8

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов…………………….……….…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………………….16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…....20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

     В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов региональных бюджетов. 
 
 
 
 

1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ 

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.

    Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны  к определенной территории, поскольку  они отражают результаты взаимодействия  конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и  отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

     В соответствии с общими подходами,  используемыми для определения региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. 

     Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных фондов;

-  кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

-   дотации, субвенции и другие  поступления из вышестоящих бюджетов  для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

     Таким образом, финансовые ресурсы  региона определяются как финансовые  ресурсы всех институциональных  единиц, функционирующих в регионе. 

  Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

  Таким образом, поскольку в конечном счете  все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят 
из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не 
должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница 
лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов 
региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации 
в регионе.

Сущность  и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

  1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
  2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
  3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

     Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории. 

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона

     В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.

  Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

     Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты  финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

     Региональные финансы играют  важную роль в выравнивании  уровней социально-экономического  развития регионов. Межбюджетное  перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

     Региональные финансы являются  важнейшим условием социально-экономического  развития региона с точки зрения  финансирования общерегиональных  проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона. 
 

2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ 

2.1. Понятие региональных бюджетов.

    Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

  Региональный  бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

   Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации.

   В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

  1. установление порядка составления и рассмотрения проектов 
    региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
  2. составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. распределение доходов от региональных налогов и сборов, 
    иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
  4. определение порядка направления в региональный бюджет 
    доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
  5. разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
  6. установление совместно с федеральными органами власти 
    порядка  и  условий предоставления  финансовой   помощи   региональным бюджетам;
  7. определение порядка и условий предоставления финансовой 
    помощи и бюджетных  ссуд из регионального бюджета местным 
    бюджетам;
  8. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из 
    регионального бюджета местным бюджетам;
  9. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  10. определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
  11. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным 
    долгом субъекта Федерации.

  Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

  В целях повышения эффективности  процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.

  Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.

  К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

  Подобная  структура, несмотря на определенную степень  условности, позволяет четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям развития.

  Бюджет  должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.

Информация о работе Понятие региональной политики