Понятие ощущение, восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………стр. 3
II. Основная часть…………………………………………………………стр. 4
Глава 1. Характеристика понятия ощущение………………………..стр. 4
Глава 2. Восприятие…………………………………………………...стр. 9
2.1 Сущность и свойства восприятия………………………………...стр. 9
2.2 Виды восприятия…………………………………………………..стр. 10
Глава 3. Анализ основных понятий и понятий, выражающих их признаки, особенности другие характеристики: деятельность, внимание, ощущение, восприятие, константность, активность, навык, мотив, анализатор, непроизвольность, апперцепция………………………………………стр. 14
III. Заключение…………………………………………………………….стр. 15
IV. Список использованной литературы………………………………....стр. 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметам соответствует большее изображение, мелким - меньшее. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас. Восприятие величины и формы предметов осуществляется при сложном сочетании зрительных, осязательных и мускульно-двигательных ощущений.

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах.
Эту функцию только в полной мере можно реализовать при бинокулярном зрении. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов - распознать, далеко ли от вас идет человек. Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.

Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.

Восприятие движения - это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Наблюдая за изменениями в показателях спидометра можно говорить об изменении скорости движения. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении.[3]

Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путаны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.[4]

 

 

 

 

 

Глава 3.

Рассматривая последний вопрос можно начать с того, что понятия внимание, ощущение и восприятия являются ни чем иным, как познавательными психическими процессами.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Константность является одним свойств восприятия. Анализатор- это неотъемлемая часть ощущений и восприятию.

Активность чаще всего сопоставляется с понятием деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список используемой литературы.

1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского – М.: Вузовский учебник, 2005

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/07.php

                

3. http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/04.aspx

 

4.http://geliolus.ru/teorpsihology/lekcii_po_psikhologii__m___2006__-61_s_3.html

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

2

 



[1] Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского – М.: Вузовский учебник, 2005

[2] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/07.php

[3] http://sbiblio.com/biblio/archive/nemov_obchie/04.aspx

 

[4] http://geliolus.ru/teorpsihology/lekcii_po_psikhologii__m___2006__-61_s_3.html


Информация о работе Понятие ощущение, восприятие