Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и уровни общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Н ТЕМУ ОБЩЕНИЕ.docx

— 35.23 Кб (Скачать)

 Общение —  основное средство коммуникации, что проявляется в информативном  характере общения, благодаря  которому в процессе общения  передаются накопленные знания  и, тем самым, осуществляется  социальное наследование. Одновременно  коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

 Общение выступает  основным средством управления  людьми. В настоящее время эта  функция используется целенаправленно  как средство манипуляции сознанием  и действиями людей, причем  как в негативном, так и в  позитивном плане, что явственно  прослеживается как в публичных  сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений. 

 Общение есть  жизненная потребность и условие  человеческого счастья. Эта функция  наиболее значима для самоощущения  индивида, ибо она раскрывает  интимный характер общения, выступающего  внутренней, зачастую неосознаваемой  потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий  и поступков. При этом на  первый план по значимости  выступают такие черты общения,  как избирательность и направленность  на определенный объект, наличие  обратной связи, взаимность выбора  и взаимопонимание. Эта потребность  полнее всего реализуется в  таких высших формах человеческого  общения, как дружба и любовь.  

 Выявленные  ролевые функции общения позволяют  рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:  

 как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых и личных результатов;  

 как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности.

Нормы общения 
 
 

Следующая группа признаков связана с нормами  общения, а именно: нормами стиля, тональности общения, социальными  и психологическими нормами общения. Говорящий, владеющий инициативой, устанавливает и регулирует тональность общения, сокращая, сохраняя или увеличивая социально-психологическую дистанцию, часто с помощью различных элементов социального дейксиса. Это могут быть также процедурные нормы, типичные для данной деятельности, для определенного института. Такие нормы регулируют и распределение ролей, и последовательность действий каждого участника общения. Инициативные стратегии предполагают не только установление норм или их умышленное нарушение, но и функцию контроля за соблюдением этих норм, роль «цензора» по отношению к другим участникам общения. 

Поэтому кроме  предложения и утверждения стиля  общения, его социально-психологической  тональности («климата группы»), признаком  инициативы может быть и их коррекция, выражение несогласия с реальным ходом коммуникации (знакомое всем Ты не должен так разговаривать с  бабушкой!). Это легко можно проиллюстрировать  вариативностью стиля в общении  родителей с детьми, руководителя с подчиненными и т. п., когда высший по роли и статусу, в большинстве случаев владея коммуникативной инициативой, предлагает свое распределение коммуникативных и социально-психологических ролей. Это приводит к владению центром социального дейксиса: именно от позиции владеющего инициативой идет отсчет по шкале социальных отношений, градуирование социально-дейктической системы дискурса. 

Принадлежность  коммуникативной инициативы определяют и по роли речевых действий участников диалога в создании и поддержании  процедурных норм взаимодействия и  совместной деятельности в малой  группе. Здесь выделяются акты собственно нормотворчества (высказывания типа Не все сразу!; Я каждому дам слово, но только один раз), а также коррекции и санкции. 

Данный деонтический аспект коммуникативной инициативы представляется весьма важным, хотя в повседневной речи акты нормотворчества в «чистом виде» встречаются довольно редко. Право устанавливать и контролировать нормы взаимодействия в рамках какого-то типа деятельности или социального института само по себе свидетельствует о высоком статусе общающихся и подтверждает их право на инициативу в разговоре. Интересны редкие случаи деонтического конфликта, когда происходит, как правило, тематизация норм общения и попытка «переговоров» — вербального решения конфликта.

Уровни общения 

По степени  включенности, или, как еще часто  говорят специалисты, погруженности  в личность партнера по контакту обычно выделяют шесть уровней общения.  

Примитивный. Партнер, заговорив, отнюдь не считает обязанным  мириться с ролью слушающего, настраиваться на контакт с вами. Так пьяный исповедуется незнакомцу в электричке, так порою ведут себя подростки, распуская руки на виду у понравившейся девушки.  

Уровень масок. Общение в этом случае страдает обезличенностью. В какой-то мере это следствие необходимости вступать ежедневно в многочисленные контакты, под которыми понимают не только разговоры, но и контакт глаз, безмолвный обмен приветствиями. Человек психологически оказывается неспособным, что называется, вложить душу в общение, поневоле оно свертывается, формализуется. Маска вежливости, безразличия, брезгливости... Каждый может насчитать их у себя с десяток. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению. И не только на улице, где это действительно уместно, но и при встрече с другом, при объяснении с любимой... 

Манипулятивный. Коммуникация характеризуется тем, что в человеке видят лишь необходимый инструмент для извлечения выгоды. Если надо, при этом имитируется внимательность, учтивость, заинтересованность.

Конкретное воплощение манипуляции можно продемонстрировать на примере из семейной жизни, получившем название "бутерброд". Муж, несмотря на то, что работает в учреждении, имеющем относительно недорогой  буфет, просит жену завернуть ему  бутерброд со вчерашней котлетой. Напрашивается объяснение: это просто скупой человек. Однако это манипуляция, смысл которой в том, что муж  демонстрирует жене такую бережливость, чтобы ей стало теперь неловко упрекать его в тратах или напоминать о недавнем обещании купить новую шубу.  

Деловой. Партнер  считается с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. Однако при этом во главу отношений  ставится общая связывающая вас  цель (и уже только поэтому это  не манипуляция), которая и определяет ход контакта. Деловитость в общении  нужна отнюдь не только предпринимателям. Ведь у любой семейной пары тоже есть общее дело - например, сохранение нормального психологического климата, стремление избежать грубых, примитивных  контактов.  

Игровой. Под  игрой здесь понимается направленность на импровизацию, гротеск. Он с порога квартиры измененным голосом вопрошает: "Деда Мороза не вызывали?" Она  подхватывает: "Да, да, проходите, совсем заждались подарков". Кто-то скажет: мол, нечего делать людям, зря только дурачатся, время попусту тратят. Но такого рода игры не только создают  атмосферу радости, но и говорят  о богатстве, неповторимости личностного  взаимодействия ее участников. Не случайно наши деды и прадеды любили устраивать домашние театры, карнавалы.  

Духовный. Этот уровень, как видно уже из названия, характеризуется наибольшей степенью обращенности к личности, требует  порою значительных внутренних усилий, на которые, увы, далеко не все способны. Вообразите такую ситуацию: она вспоминает студенческие годы, то, как ей нелегко  было сдать первую сессию, а он, вместо того чтобы поддержать разговор, отпускает  реплику: "Я-то думал, что ты о чем-то важном, серьезном". И в отношениях появляется трещина, исчезают раскованность, теплота чувств.

Информация о работе Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и уровни общения