Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и уровни общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Н ТЕМУ ОБЩЕНИЕ.docx

— 35.23 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ  на тему: «Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и  уровни общения».

Общение – это процесс обмена информацией  и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение  общения позволяет рассмотреть  структуру и выделить функции  общения.

Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен информации  – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие  и взаимовлияние – интерактивная  сторона общения.

3. Восприятие  и понимание людьми друг другом  – перцептивная сторона общения. 

Общение - сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании  партнерами друг друга. Субъектами общения  являются живые существа, люди. В  принципе общение характерно для  любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным вербальными  и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. (42)

Общение — сложный  и многогранный процесс.

А. А. Бодалев – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”.

Б. Ф. Ломов выделяет три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную.

Б. Д. Парыгин отмечает, что этот процесс может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения.

В. Н. Куликов  отмечает, что Б. Д. Парыгин представил полную и всестороннюю картину общения, все его компоненты. В. Н. Куликов говорит, что одни из этих компонентов (интеракция и коммуникация) выражают существо общения, а другие (отношение людей друг к другу, сопереживание) скорее выглядят как условия успеха общения. Поэтому, учитывая разное значение компонентов, он предлагает рассматривать общение как “процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе взаимопонимания”.  

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. (42) 

Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь  имеет место тот же принцип, что  уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения  не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.  

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации. (42) 

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит  непосредственно из самого акта общения,коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. (42) 

Анализ структуры  общения позволяет выделить функции  общения (Ломов):

1. Информационно-коммуникативная  функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная  функция.

Эти три функции  соответствуют трем основным структурным  элементам общения.

Перечень этих функций можно расширить.

4. Общение является  основанием, необходимым условием  нормальной жизнедеятельности и  формирования личности. 

Так как в  процессе общения удовлетворяются  все основные социальные потребности  человека:

● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

● потребность  в привязанностях;

● в значимости или самоутверждении;

● в социальных ориентирах и объекте подражания;

● в самосознании, в самооценке. 

31. Теоретические  подходы к исследованию общения 

Информационные  подходы базируются на трех основных положениях: 

1) содержание  информации может быть преобразовано  в различные символы; 

2) человек является  своеобразным экраном, на который  «проецируется» передаваемая информация  после ее восприятия и переработки; 

3) существует  некое пространство, в котором  взаимодействуют дискретные организмы  и объекты ограниченного объема. 

В рамках информационного  подхода было разработано две  основных модели: 

1) модель К.  Шеннона и В. Вивера, представляющая  изменения сообщений в различные  изображения, знаки, сигналы, символы,  языки или коды и их последующую  декодировку. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации – передатчик информации (шифратор) – канал для передачи сигналов – приемник информации (дешифратор) – получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (отклик получателя информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор) и др. Основным недостатком этой модели явилась недооценка других подходов в изучении проблемы общения; 

2) модель коммуникационного  обмена, которая включала: 

а) коммуникационные условия; 

б) коммуникационное поведение; 

в) коммуникационные ограничения выбора стратегии общения; 

г) критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы  восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к  другу. 

Интеракциональные подходы – рассматривают общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). В рамках интеракционных подходов было разработано пять моделей организации общения: 

1) лингвистическая  модель, согласно которой, все  взаимодействия образуются и  комбинируются из 50–60 элементарных  движений и поз тела человека, а поведенческие акты, сформированные  из этих единиц, организуются  по принципу организации звуков  в словах; 

2) модель социального  навыка основывается на идее  научения общению в самом общении; 

3) равновесная  модель предполагает, что любое  изменение поведения обычно компенсируется  другим изменением и наоборот (например, диалог-монолог, сочетание  вопросов и ответов); 

4) программная  модель социального взаимодействия  постулирует, что общая структура  межличностного взаимодействия  порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов  программ: 

а) программы, имеющей  дело с простой координацией движений; 

б) программы, контролирующей изменение видов активности индивидов  в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; 

в) программы, управляющей  комплексной задачей метаобщения. 

Эти программы  усваиваются индивидами по мере научения и позволяют организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации; 

5) системная  модель рассматривает взаимодействие  как конфигурацию систем поведения,  управляющих обменом речевых  высказываний и использованием  пространства и территории взаимодействия. 

Реляционный подход строится на том, что общение –  это система взаимоотношений, которые  люди развивают друг с другом, с  общиной и средой обитания, в которой  они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение  других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти

Типология общения

Функционально-ролевое  общение. Это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник и  подчиненный, учитель — ученик, продавец, покупатель). Здесь задействованы  определенные нормы и ожидания. Общаются ролевые маски. Переход от ролевого общения к межличностному и обратно часто используют в деловых контактах. 

Межличностное общение. Собственно, почти все, что  мы здесь рассматриваем, имеет прямое отношение к этому типу общения. Подразумевается (как наиболее обычная  модель) участие двух людей в межличностном  общении, хотя минимальное полное число  участников общения три. Разница  между этими типами общения в  том, что для третьего отношения  двух других объективны: он не может  на них влиять прямо, а только через  отношения с одним из них. При  общении двух третий всегда присутствует незримо или как социальная норма, или как мнение близкого друга, или  другого авторитета. 

Деловое общение. Его можно легко выделить из функционально-ролевого. Деловое общение — это вид межличностного общения, направленного на достижение какой-то предметной договоренности. В деловом общении всегда есть цель. Полагается, что в деловом общении решаемые проблемы затрагивают не интересы «маски», а самого индивида, и он мобилизуется. 

Межличностное общение крайне многопланово. Но, пожалуй, наиболее практически интересны  моменты влияния людей друг на друга. Наиболее серьезно этим занимаются психотерапия и различные школы  практической психологии. Центральным здесь является понятие доверия, причем доверие это — не сообщение кому-то чего-то по секрету, а принятие от другого информации без критического фильтра, без проверки. Крайняя форма такого общения — раппортное. 

Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира.

 Взаимное  погружение — это эмоционально  напряженный процесс, который  способен сильно изменить людей.  Он накладывает ответственность  за соответствие поведения уровню достигнутой глубины. Можешь ли ты действительно помочь? Если человек тебе доверился, чувство ответственности должно регулировать доступную глубину доверия. Если этого нет, доверие легко оборачивается предательством с соответствующими последствиями. В связи с этим понятно наличие защитных барьеров.

Информация о работе Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и уровни общения