Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:47, реферат
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.
РЕФЕРАТ на тему: «Понятие общения. История подходов к изучению общения. Типология общения. Элементы общения. Функции, нормы, принципы и уровни общения».
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.
Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации
– коммуникативная сторона
2. Взаимодействие
и взаимовлияние –
3. Восприятие
и понимание людьми друг
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. (42)
Общение — сложный и многогранный процесс.
А. А. Бодалев – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”.
Б. Ф. Ломов выделяет три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную.
Б. Д. Парыгин отмечает, что этот процесс может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Определение Б. Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения.
В. Н. Куликов
отмечает, что Б. Д. Парыгин представил
полную и всестороннюю картину общения,
все его компоненты. В. Н. Куликов говорит,
что одни из этих компонентов (интеракция
и коммуникация) выражают существо общения,
а другие (отношение людей друг к другу,
сопереживание) скорее выглядят как условия
успеха общения. Поэтому, учитывая разное
значение компонентов, он предлагает рассматривать
общение как “процесс обмена информацией
и взаимодействия людей на основе взаимопонимания”.
Содержание общения
- информация, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого
существа другому. Это могут быть сведения
о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии
субъекта, об обстановке во внешней среде.
Наиболее разнообразно содержание информации
в том случае, если субъектами общения
являются люди. (42)
Цель общения
- отвечает на вопрос "Ради чего существо
вступает в акт общения?". Здесь
имеет место тот же принцип, что
уже упоминался в пункте о содержании
общения. У животных цели общения
не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических
Средства общения
- способы кодирования, передачи, переработки
и расшифровки информации, которая
передается в процессе общения от
одного существа к другому. Кодирование
информации - это способ ее передачи.
Информация между людьми может передаваться
с помощью органов чувств, речи
и других знаковых систем, письменности,
технических средств записи и
хранения информации. (42)
Процесс общения
(коммуникации). Во-первых, он состоит
непосредственно из самого акта общения,коммуникации
, в котором участвуют сами коммуниканты,
общающиеся. Причем в нормальном случае
их должно быть не менее двух. Во-вторых,
коммуниканты должны совершать само действие,
которое мы и называем общением, т.е. делать
нечто (говорить, жестикулировать, позволять
"считывать" со своих лиц определенное
выражение, свидетельствующее, например,
об эмоциях, переживаемых в связи с тем,
что сообщается). В-третьих, необходимо,
далее определить в каждом конкретном
коммуникативном акте канал связи. При
разговоре по телефону таким каналом являются
органы речи и слуха; в таком случае говорят
об аудио-вербальном (слухо-словесном)
канале, проще - о слуховом канале. Форма
и содержание письма воспринимаются по
зрительному (визуально-вербальному) каналу.
Рукопожатие - способ передачи дружеского
приветствия по кинесико-тактильному
(двигально-осязательному) каналу. Если
же мы по костюму узнаем, что наш собеседник,
допустим, узбек, то сообщение о его национальной
принадлежности пришло к нам по визуальному
каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально) никто
ничего не сообщал. (42)
Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов):
1. Информационно-коммуникативная функция.
2. Регуляционно-коммуникативная функция.
3. Аффективно-коммуникативная функция.
Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.
Перечень этих функций можно расширить.
4. Общение является
основанием, необходимым условием
нормальной жизнедеятельности
Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:
● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);
● потребность в привязанностях;
● в значимости или самоутверждении;
● в социальных ориентирах и объекте подражания;
● в самосознании,
в самооценке.
31. Теоретические
подходы к исследованию общения
Информационные
подходы базируются на трех основных
положениях:
1) содержание
информации может быть
2) человек является
своеобразным экраном, на
3) существует
некое пространство, в котором
взаимодействуют дискретные
В рамках информационного
подхода было разработано две
основных модели:
1) модель К.
Шеннона и В. Вивера, представляющая
изменения сообщений в
2) модель коммуникационного
обмена, которая включала:
а) коммуникационные
условия;
б) коммуникационное
поведение;
в) коммуникационные
ограничения выбора стратегии общения;
г) критерии интерпретации,
определяющие и направляющие способы
восприятия и оценки людьми своего
поведения по отношению друг к
другу.
Интеракциональные
подходы – рассматривают общение как
ситуацию совместного присутствия, которая
взаимно устанавливается и поддерживается
людьми при помощи различных форм поведения
и внешних атрибутов (внешности, предметов,
обстановки и т. п.). В рамках интеракционных
подходов было разработано пять моделей
организации общения:
1) лингвистическая
модель, согласно которой, все
взаимодействия образуются и
комбинируются из 50–60 элементарных
движений и поз тела человека,
а поведенческие акты, сформированные
из этих единиц, организуются
по принципу организации
2) модель социального
навыка основывается на идее
научения общению в самом общении;
3) равновесная
модель предполагает, что любое
изменение поведения обычно
4) программная
модель социального
а) программы, имеющей
дело с простой координацией движений;
б) программы, контролирующей
изменение видов активности индивидов
в ситуации, когда возникают помехи
или неопределенности;
в) программы, управляющей
комплексной задачей
Эти программы
усваиваются индивидами по мере научения
и позволяют организовывать разнородный
поведенческий материал. Они «запускаются»
в зависимости от содержательного контекста
конкретной ситуации, задачи и социальной
организации;
5) системная
модель рассматривает
Реляционный подход строится на том, что общение – это система взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Под информацией же понимается любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса общения с момента рождения до момента смерти
Типология общения
Функционально-ролевое
общение. Это общение на уровне социальных
ролей партнеров (начальник и
подчиненный, учитель — ученик, продавец,
покупатель). Здесь задействованы
определенные нормы и ожидания. Общаются
ролевые маски. Переход от ролевого общения
к межличностному и обратно часто используют
в деловых контактах.
Межличностное
общение. Собственно, почти все, что
мы здесь рассматриваем, имеет прямое
отношение к этому типу общения.
Подразумевается (как наиболее обычная
модель) участие двух людей в межличностном
общении, хотя минимальное полное число
участников общения три. Разница
между этими типами общения в
том, что для третьего отношения
двух других объективны: он не может
на них влиять прямо, а только через
отношения с одним из них. При
общении двух третий всегда присутствует
незримо или как социальная норма,
или как мнение близкого друга, или
другого авторитета.
Деловое общение.
Его можно легко выделить из функционально-ролевого.
Деловое общение — это вид межличностного
общения, направленного на достижение
какой-то предметной договоренности. В
деловом общении всегда есть цель. Полагается,
что в деловом общении решаемые проблемы
затрагивают не интересы «маски», а самого
индивида, и он мобилизуется.
Межличностное
общение крайне многопланово. Но, пожалуй,
наиболее практически интересны
моменты влияния людей друг на
друга. Наиболее серьезно этим занимаются
психотерапия и различные школы
практической психологии. Центральным
здесь является понятие доверия, причем
доверие это — не сообщение кому-то чего-то
по секрету, а принятие от другого информации
без критического фильтра, без проверки.
Крайняя форма такого общения — раппортное.
Раппортное общение. Это общение с односторонним доверием — доверяет пациент. Обоюдное доверие связано с полной взаимной свободой, открытостью и принятием каждого таким, каков он есть. Доверие, возникнув и укрепившись, имеет тенденцию углубляться: люди раскрывают друг перед другом все более глубокие пласты своего внутреннего мира.
Взаимное
погружение — это эмоционально
напряженный процесс, который
способен сильно изменить