Понятие о психике и сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к контрольной работе.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения  объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических  процессов, активно участвующих  в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое  ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий. Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: сознание - одно из воплощений всемирного разума. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Общественное  сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия  и окружающей действительности. Это  целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие в реальном существовании, но и его активно  преобразующую роль, которая начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Общественное сознание формируется с учетом вида материального производства. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое  условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей  зависит от способа производств  материальных благ в каждую эпоху.

Индивидуальное  сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Общественное  и индивидуальное сознание не сводимы  друг с другом: общественное сознание не есть сумма индивидуального сознания; общественное сознание вбирает в  себя не каждое индивидуальное сознание. Общественное и индивидуальное сознание отличаются друг от друга носителем, ролью, способом существования, временными рамками, степенью обобщенности. Фомы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету  отражения: политическое сознание  отражения отношения между классами, нациями, государствами к проблеме  власти.

2) по формам  отражения: наука отражает действительность  в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям  своего развития, сопоставляя науку  и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций.

Различие  функций, прежде всего, выявляет своеобразие  каждой формы общественного сознания. По этому признаку все формы общественного  сознания делятся на 2 группы:

1) регулирование человеческих отношений. Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством.

2) наука, искусство, философия - формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительно. Плюс религия - промежуточное положение.

Категория сознания является одной из фундаментальных  как в классической, так и в  современной философии. В современной  философии проблема сознания предстала  в новом свете благодаря незаурядным  успехам науки, которая дала богатый  материал для критического философского осмысления. Характерно, что в последние  десятилетия в отечественной  философии неожиданно заговорили о  таком странном явлении в познании, как «борьба с сознанием». Научное осмысление понятия сознания, предпринятое в ХХ в., вскрыло структуру данного понятия исходя из нескольких различных, не сводимых друг к другу оснований. Результаты оказались столь внушительными, что появилась возможность устранить данное понятие из естественно-научного оборота вообще. В этом смысле попытки редукции понятия сознания не следует рассматривать как негативные, указанная «борьба с сознанием» есть процесс, необходимый для естествознания.

Однако, несмотря на все смелые научные гипотезы о  природе сознания, не следует забывать, что сознание является также философской  категорией и условием всякого возможного научного познания. Всегда надо помнить, что свой смысл понятие сознания черпает не только из эмпирических данных, но и из самой сущности категориального  мышления. Научный редукционизм, претендующий на абсолютную значимость, напоминает попытку известного персонажа вытащить самого себя из болота за косичку. Иногда это удается, однако подобные победы всегда оказываются пирровыми. В этом смысле полная победа в «борьбе с сознанием», т.е. окончательная редукция сознания, все равно невозможна, что всегда оставляет место для философского осмысления. Именно благодаря феномену сознания возможна такая область человеческой деятельности, как философия.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

·        психические процессы;

·        психические состояния;

·        психические свойства.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и  конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность  психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной  системы, идущими от внутренней среды  организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые – решение, исполнение, волевое усилие и так далее. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее). Наиболее изученными являются:

·        общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или  рассеянности);

· эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и  устойчивыми регуляторами психической  деятельности являются психические  свойства личности. Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной  и практической деятельности. Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических  процессов, на основе которых формируются:

·   интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума;

·   волевые свойства – решительность, настойчивость;

·   эмоциональные свойства – чуткость, нежность, страстность, аффективность и тому подобные.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они  синтезируются и представляют собой  сложные структурные образования  личности, к которым необходимо отнести:

· жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

·    темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

·   способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

·  характер как систему отношений и способов поведения.


Информация о работе Понятие о психике и сознании