Понятие о психике и сознании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к контрольной работе.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

Вопросы к контрольной работе:

  1. Понятие о психике и сознании. Познавательные психические процессы, их краткая характеристика.
  2. Понятие о личности. Индивидуальность и личность.
  3. Виды общения: непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). Формы опосредованного общения в сфере торговли.
  4. Внешний облик работника торговли.
  5. Составить таблицу достоинств и недостатков свойств темперамента. Сделать вывод, какой тип темперамента предпочтительней в процессе обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о психике и сознании. Познавательные психические процессы, их краткая характеристика.

Справедливости  ради надо сказать, что закономерности развития психики в филогенезе и  онтогенезе являются одной из наиболее изученных и интересных глав именно отечественной  психологии. Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. представители  науки освещали эту тему. Между  тем правильное понимание своеобразия  психического развития человека невозможно без учета общих закономерностей  развития психики. Актуальность выбранной  темы обусловлена тем что,  подробное  рассмотрение развития психики в  филогенезе и онтогенезе позволяет  глубже изучить и понять структуру  и функционирование психики человека и сознания, как феномена наивысшего развития психических функций. При  том, что в психике животных, особенно высших наблюдаются  нечто общее  с психическими процессами человека (например, интеллектуальное поведении), сознание человека имеет отличия, ставящие его на качественный уровень выше. В чем отличительные особенности  сознания как высшего уровня психических  свойств, присущего только человеку? На этот вопрос я хочу ответить, рассматривая развитие психических свойств от раздражимости до интеллектуального  внешне обусловленного поведения животных и само детерминированного поведения  человека в процессе фило - и онтогенезе.

    Психика  – это свойство высокоорганизованной  живой материи, заключающееся  в активном отражении субъектом  объективного мира, в построении  субъектом неотчуждаемой от него  картины этого мира и регуляции  на этой основе поведения и  деятельности. Из данного определения  следует ряд основополагающих  суждений о природе и механизмах  проявлений психики. Во-первых, психика  – это свойство только живой  материи. Причем не просто живой  материи, а высокоорганизованной  материи. Следовательно, не всякая  живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды. Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией – вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то, как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много. Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики,  которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род;  «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Существуют  разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

·        антропопсихизм  – психика присуща только человеку;

·        панпсихизм  – всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);

·        биопсихизм – психика – это свойство живой природы (присуща и растениям);

·        нейропсихизм – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

·        мозгопсихизм – психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Критерием появления  зачатков психики у живых организмов  является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать  на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые  являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря  их объективно устойчивой связи. Критерием  чувствительности является способность  образовывать условные рефлексы. Рефлекс  – закономерная связь внешнего или  внутреннего раздражителя посредством  нервной системы с той или  иной деятельностью. Психика возникает  и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли  бы ориентироваться в среде и  существовать.

Психика человека – качественно более высокий  уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в  процессе трудовой деятельности, которая  возникает в силу необходимости  осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические  особенности человека устойчивы  уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в  процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. 

Труд –  это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия  человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

·        употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

·        продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

·        подчиненность труда представлению  о продукте труда – трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

·        общественный характер труда, осуществление  его в условиях совместной деятельности;

·        труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и  сохранение орудий труда, разделение труда  способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные  формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением  вспомогательных средств, речевых  знаков, созданных в процессе исторического  развития. Единство высших психических  функций образует сознание человека. Отличительные особенности психики  человека еще в большей степени  проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы. Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли. Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность  и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

Не менее  важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно  означает определенность того или иного  состояния, фазу или период становления  индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности  могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода  жизни. Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека (например, классификации, охватывающие весь жизненных цикл человека от младенчества до старости). Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным отрезкам жизни.

Сознание - специфически человеческая форма идеального отражения  и духовного освоения действительности. Идеалистическая философия истолковывает  сознание как нечто, не зависящее  от объективного мира и созидающее его.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову  всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает  сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как  совокупность представлений отдельного человека. Материализм понимает сознание как отражение действительности и связывает его с механизмами высшей нервной деятельности. Воззрения домарксовских материалистов были ограниченными: они истолковывали человека как природное, биологическое существо, игнорировали его общественную природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность). Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем:

-  сознание  общественно по своей природе.  Оно возникает, функционирует  и развивается как компонент  практической деятельности общественного  человека;

-  человек  мыслит с помощью мозга. Деятельность  высокоорганизованной нервной системы  мозга является условием возникновения  и развития человеческого сознания;

-  сознание  предметно, т.е. направлено на  бытие. Познать, освоить предмет,  раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания;

-  сознание  включает в себя не только  отражение объективного мира, но  и осознание человеком своей  психической деятельности (Самосознание);

-  вместе  с тем сознание не сводимо  ни к мышлению, ни к актам  самосознания, а охватывает как  абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение.  Кроме того, сознание включает  в себя интуицию и человеческие  эмоции, волю, совесть и т.д. Итак, сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека;

-  сознание  тесно связано с языком. В нем  оно находит свое материальное  воплощение. Материализуясь в языке,  продукты деятельности сознания  могут быть переданы последующим  поколениям. Язык есть лишь одна  из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах  культуры - продуктах труда, произведениях  искусства и пр.;

-  наряду  с теоретическим отражением действительности  сознание включает в себя ценностные  установки личности, её социальные  ориентации;

- существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию;

-  функция  сознания заключается не только  в том, чтобы верно ориентировать  человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через  отображение способствовать преобразованию реального мира.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной  полноты сознания: оно включает в  себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Свойства сознания: универсальность - в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность - сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность - отражает так, как надо; целеполагание - прежде мыслить, чем думать; активность; творчество. В широком смысле понятие бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий, бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели, последствия которого не осознаются. Громадная роль в теории бессознательного принадлежит Фрейду. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам». Само бессознательное Фрейд также подвергает аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, «латентное» бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем «всплыть» в сознании; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила.

Информация о работе Понятие о психике и сознании