Понятие о научной парадигме и этапах ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 02:25, реферат

Описание работы

Концепция научных революций Куна представляет собой довольно-таки спорный взгляд на развитие науки. На первый взгляд, Кун не открывает ничего нового, о наличии в развитии науки нормальных и революционных периодов говорили многие авторы. В чем же особенность философских взглядов Куна на развитие научного знания?

Содержание

Введение
1.Модель развития науки Томаса Куна
1.1 Допарадигмальный период
1.2 Зрелая наука
1.3 Нормальная наука
1.4 Революция в науке
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

реферат Кун.docx

— 40.35 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Международный институт бизнеса и образования»

Факультет психологии

 

 

 

 

Реферат по теме:

«Понятие о  научной парадигме и этапах ее развития»

 

 

Дата сдачи работы                                                Исполнитель: Антипенко

                                                         Кристина Юрьевна

_____________________

Дата проверки работы                                          Научный руководитель:

                                                                                Орлова Юлия Владимировна

_____________________

 

 

Оценка____________________

 

 

 

 

Мурманск

2012

 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.Модель развития науки Томаса Куна                                                                 6

      1. Допарадигмальный период                                                           9
      2. Зрелая наука                                                                                10
      3. Нормальная наука                                                                       12
      4. Революция в науке                                                                      16

Заключение                                                                                                             17

Библиографический список                                                                                  18

 

Введение

Наука – это система  сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний о мироустройстве и их систематизацию.

Так как человеческое существование  эволюционировало от простейших состояний  к более сложным и совершенным, то и наука прошла тот же путь эволюции.

Существует несколько  точек зрения о времени возникновения  науки:

- Каменный век (около  2 млн лет назад) – когда человек начал приобретать и передавать практически значимое.

- V век до н.э. (в Древней  Греции) – как доказательный вид  знания, отличающийся от мифологического.

- Период позднего средневековья  - когда была осознана значимость  опытного знания.

- XVI-XVII в.в. – когда появились работы немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630) (установил 3 закона движения планет вокруг солнца, изобрел телескоп); нидерландского ученого Христиана Гюйгенса (1629-1695) (изобрел маятниковые часы и установил законы колебаний маятника, заложил основы теории удара, создал волновую теорию света, стал одним из первых авторов теории вероятностей); итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642) (заложил основы современной механики, инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что подвергнулся суду инквизиции (1633), вынудившему его отречься от учения Н.Коперника); английского ученого Исаака Ньютона (1643-1727) – математика, физика, механика и астронома (открыл дисперсию и хроматическую аберрацию света, его интерференцию и дифракцию, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярную и волновую теории света, построил зеркальный телескоп, сформулировал основные законы классической механик, открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел). К этой эпохе относится и создание социальных условий для развития науки: в 1666 году создается Парижская академия наук, в 1672 году возникает Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых) – с 1703г его президентом стал Исаак Ньютон.

- Конец 1-й трети XIX в.  – когда произошло совмещение  исследовательской деятельности  и высшего образования на основе  общей научно-исследовательской  программы. Их создатели - немецкий  филолог, языковед, государственный  деятель, основатель Берлинского  университета Вильгельм Гумбольдт  (1767-1835) и немецкий химик Юстус Либих (1803-1873) (один из создателей агрохимии, открыл изомерию, создал теории радикалов, гниения и брожения, минерального питания растений, получил ряд органических соединений).

Рассматривая перечисленные  точки зрения, мы видим, что наука  от исходных «преднаучных» состояний переросла в V-м в. до н.э. в специфический вид деятельности ученых-одиночек, а в XVII в. возникла уже как полноценное социально-духовное образование.

Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тысяч дисциплин. Более 90% всех важнейших  достижений научно-технического уровня приходится на последние 100 лет.

Современная наука имеет  очень сложную систему структуризации. Ее дисциплины объединяются как комплексы  естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических наук. Она непрерывно развивается и  меняется, усложняется, сопровождается переплетением новых знаний .

Основными элементами научного знания являются:

- факты - твердо установленные  и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, измерениями, проверками;

- законы – которые устанавливаются на основе закономерностей, общих факторов изучаемой проблемы;

- теории, дающие объяснение  исследованных фактов, закономерностей,  часто на основе переосмысления  добытого материала;

- научные картины мира, в которых сведены воедино  все теории, допускающие взаимное  согласование. 

1. Модель развития науки Томаса Куна

Наибольшее число сторонников, начиная с 60-х годов ХХ-го века, имеет концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном. Отправным пунктом размышлений Т.Куна над проблемами эволюции научного знания стал отмеченный им любопытный факт: ученые-обществоведы славятся своими разногласиями по фундаментальным вопросам, исходным основаниям социальных теорий; представители же естествознания по такого рода проблемам дискутируют редко, преимущественно в периоды так называемых кризисов в их науках. В обычное же время они относительно спокойно работают.

Способность исследователей длительное время работать в некоторых  определенно заданных рамках, согласно фундаментальным научным открытиям, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т.Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие – «парадигма». Буквальный смысл этого слова – образец. Под ним подразумевается особый способ организации знания, в котором задается определенный набор предписаний видения мира, соответственно влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения проблем. Парадигма дает систему отсчета и является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий. Парадигма определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т.Куна, парадигму составляют «…признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».

Основными элементами куновской модели являются четыре понятия: "научная парадигма", "научное сообщество", "нормальная наука" и “научная революция”. Взаимоотношение этих понятий, образующих систему, составляет ядро куновской модели функционирования и развития науки. С этим ядром связаны такие характеристики как “несоизмеримость”  теорий, принадлежащих разным парадигмам, “некумулятивный” характер изменений, отвечающих “научной революции” в противоположность “кумулятивному” характеру роста “нормальной науки”, наличие у парадигмы не выражаемых явно элементов.

"Нормальная наука"  противопоставляется “научной революции”. "Нормальная наука" – это  рост научного знания в рамках  одной парадигмы. Парадигма –  центральное понятие куновской модели – задает образцы, средства постановки и решения проблем в рамках нормальной науки. Научная революция – это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной “нормальной науки” к другой. Этот переход описывается с помощью пары понятий “парадигма – сообщество”, где высвечивается другая сторона понятия “парадигмы” – как некоторого содержательного центра, вокруг которого объединяется некоторое научное сообщество. Согласно куновской модели в периоды революций возникает конкурентная борьба пар “парадигма – сообщество”, которая разворачивается между сообществами. Поэтому победа в этой борьбе определяется, в первую очередь, социально-психологическими, а не содержательно-научными факторами (это связано со свойством “несоизмеримости” теороий, порожденных разными парадигмами).

На основе понятия «парадигма»  Кун существенно сближает науку  и философию, поскольку парадигма  – это во многом философия науки  на том или ином этапе ее развития. Пытаясь уточнить понятие «парадигма», Кун пытался определить ее как  дисциплинарную матрицу, складывающуюся из трех компонент:

1) фундаментальной теории  в лице базисных принципов и законов;

2) моделей и онтологической  интерпретации этих законов;

3) образцов решения задач  и проблем.

В центре внимания Куна лежит  история реальной науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей  науки, имеющих мало общего с историческими  фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. Именно анализ истории науки привел Куна к формулировке понятия «парадигма». С точки зрения парадигмы, наука  проходит в своем развитии некоторые  циклы, каждый из которых можно было бы разбить на несколько этапов.

 

1.1. Допарадигмальный период

Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки

Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления. Исключение могут составить такие науки, как математика или астрономия, в которых первые прочные парадигмы относятся к их предыстории, а также дисциплины, подобные биохимии, возникающие на стыке уже сформировавшихся отраслей знания. Одновременно с тем, начало астрономии характеризовалось "многопарадигмальностью". В таких разделах биологии, как, например, учение о наследственности, первые парадигмы появились лишь в XX веке.

 

1.2 Зрелая наука

На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.

Первоначальные расхождения, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических  и методологических предпосылок  и принципов постепенно исчезают, сначала в весьма значительной степени, а затем и окончательно.

Существование парадигмы  предполагает и более четкое определение  области исследования в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря  принятию парадигмы школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.

В наши дни такие парадигмы  или научные достижения, которые  в течение долгого времени  признаются определенным научным сообществом  как основа для развития его дальнейшей деятельности, излагаются в учебниках. Учебники разъясняют сущность принятой теории, иллюстрируют многие ее применения и сравнивают эти применения с  типичными наблюдениями и экспериментами. Они определяют правомерность проблем  и методов исследования каждой области  науки для последующих поколений  ученых. До того как подобные учебники стали общераспространенными, аналогичную  функцию выполняли знаменитые классические труды ученых.

Их создание было в достаточной мере беспрецедентным, чтобы на долгое время отвратить ученых от конкурирующих концепций, и, в то же время, они были достаточно открытыми, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.

 

Этапы развития зрелой науки:

Зрелая наука в своем  развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной  революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой  парадигмы снова наступает период нормальной науки.

Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений - через периодически происходящие научные революции. Однако, действительного прогресса, связанного с возрастанием объективной истинности научных знаний, Кун не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы лишь как более или менее эффективные для решения соответствующих задач, а не как истинные или ложные.

В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену  парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали  от неполного знания к более полному и совершенному. Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки.

Информация о работе Понятие о научной парадигме и этапах ее развития