Понятие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 01:00, реферат

Описание работы

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

Работа содержит 1 файл

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств.docx

— 32.77 Кб (Скачать)

Структура личности строится одновременно по субординационному  принципу соподчинения более общих  свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам  и координационному принципу, при  котором взаимодействие коррелируемых  свойств сочетается с их относительной  автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

Индивидуальность  - это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность - это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Ядро  личности - это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Интериндивид - В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности.

Интраиндивид - или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни.

Характер  - это вершина личностных свойств.  

Концепция Алексея Николаевича  Леонтьева (теория деятельности)

Предмет - личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы

Основные  задачи:

  • Исследовать роль деятельности в функционировании и развитии личности;
  • Исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности. Личность - в теории деятельности - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Теория  деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения  в процессах деятельности, разработана  во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Исходным методом изучения психики  выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой  в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической  деятельности индивида. Обе эти формы  имеют общественно-историческое происхождение  и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой  деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется  предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как  своим субъективным продуктом. Взаимно  превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые  с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается  процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив  и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Действие  в теории деятельности внутренне  связано с личностным смыслом. Психологическое  слияние в единое действие отдельных  частных действий представляет собой  превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных  действий, занимает в строении действия структуры место условий его  выполнения. Другой вид операций рождается  из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит  в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны  целей», выделение которой и зависит  от мотива либо конкретной цели, а процесс  целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность  впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как  индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью  он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

Понятием  «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются  совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя  рождается дважды: первый раз - когда  у ребенка проявляются в явных  формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.

Становление личности - это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает  проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе  обществ, отношений. Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая  свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие  основания при создании типологии  личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в теории деятельности более представлен  какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических  процессов и свойств детской  личности. Разработка проблемы ведущей  деятельности явилась фундамент, вкладом  Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал  смену ведущих деятельностей  в процессе развития ребенка, но и  положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей  деятельности в другую.

Деятельность  - Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.

Становление личности - это становление личностных смыслов.

Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие - под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Мотив - опредмеченная потребность.

Ведущая деятельность - имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности.

Основания для типологии  личности - в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

  • Первое рождение личности - происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий.
  • Второе рождение личности - происходит, когда возникает его сознательная личность.
 
 

Концепция личности Сергея Леонидовича  Рубинштейна (философско-психологическая)

Предмет - личность как субъект жизни.

Задачи:

- Изучение становления  личности как субъекта  жизнедеятельности;

- Изучение личностного  опосредствования  сознания и деятельности 

Определение личности: «Личность - это субъект  жизни, она связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов  творчества, социальных достижений - своим  собственным уникальным узлом, определяя  качество своей жизни».

Будучи  пионером в использовании онтологического  подхода в отечественной психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как  рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Познание  и деятельность рассматриваются  как разнокачественные модальности  отношения человека с миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к другому  субъекту. Когда объектом воздействия  становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, негативную независимость, вызвать его к  самостоятельному бытию, в котором  осуществляется его собственная  сущность, обретаемая через другого.

В отличие  от большинства гносеологически  ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение  отношения субъекта к миру, как  возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат  личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. В мире сознания как в совершенно особом измерении личность способна выходить за свои пределы. Обладающая сознанием личность особым образом  строит свои отношения с миром.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание как  высший психический процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений. Сознание осуществляет по меньшей мере три взаимообусловленных функции: регуляцию психических процессов, регуляцию отношений, регуляцию деятельности и всей жизни субъекта.

В разработанной  Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии»  личности определяется через триединство - что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Условия жизни человека, жизненные обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, покоящимся. Концепция субъекта привносит прежде всего идею активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни становятся решаемыми задачами, стимулирующими человека к их решению.

Личность  рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения  которой определяется и скрепляется  целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно  рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее  ответственность, становясь все  более избирательной и уникальной.

Самосознание  не является прямым самоотношением, не опосредованным всеми жизненными проявлениями субъекта. Понимание его как основания идентичности, тождества многообразно проявляющегося субъекта - это понимание самосознания как рефлексии активности субъекта, рефлексии его деятельностных возможностей, практических достижений. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Человек осознает свою самостоятельность лишь через отношения с окружающими людьми, приходя к самосознанию через познание других людей. Самосознание - не только рефлексия себя, но и переосмысливание своей жизни.

Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб  жизни находятся в разном соотношении  друг с другом в жизни каждого  конкретного человека. Жизнь - особое измерение личности, то, в чем  личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает  клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни.

На жизненном  пути бывают такие узловые моменты  и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более  или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком  поворотном этапе личность может  перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.

Информация о работе Понятие личности