Понятие личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.

Задачи исследования:

1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучение современных психологических представлений о личности.

3. Выделение содержания понятия личность.

4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……2

1 Теоретические подходы к изучению личности……………………………….4

2 Изучение развития личности…………….………………………….………...13

3 Периодизация развития личности…………………………….………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Глоссарий………………………………………………………………………...27

Список используемых источников…………………………………...………...29

Приложение А……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ЭТУ!!!!!понятие личности в психологии.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

       Большей полнотой и близостью к теме онтогенеза личности характеризуется концепция  полного жизненного цикла Э.Эриксона.

         Э. Эриксон разделяет взгляд  З.Фрейда на структуру личности, но выдвигает на первый план инстанцию “Я”. Развитие личности он представляет как развитие “Я”, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Стержневым процессом развития личности является динамика “эгоидентичности” – чувства устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на происходящие изменения.

       Формирование  эгоидентичности, или целостности  личности, развитие Эго продолжается на протяжении всей жизни. Этот процесс  развития подчиняется эпигенетическому принципу развития личности (эпигенез), который противостоит “преформизму” и гласит: развитие индивида совершается ступенчато в инвариантной последовательности, в связи с жизнью общества и независимо от генетического кода.

       З.Фрейд, как известно, усматривал в Эго слабую инстанцию, существующую в подчинении у могущественного Ид. Функционирование Эго в первую очередь связано с удовлетворением биологических потребностей, требующих свободного выхода, или со сдерживанием побуждений Ид, когда подходящие объекты недоступны для их удовлетворения. Эриксон придерживается более позитивного взгляда на личность, потому что Эго наделяется организационными и синтезирующими функциями, которые помогают людям преодолевать трудности, исходящие из внешней среды. Психология Эго затрагивает такие процессы, как проверка, анализ, объяснение и изменение.

       Постулаты Эриксона сводятся к существованию  восьми ступеней развития Эго. Первые четыре очень близки к фрейдовским: оральной, анальной, фаллической и  латентной. (см приложение) Однако Эриксон уделяет меньше внимания сексуальным факторам развития личности на этих стадиях, сосредоточиваясь на социальных. Он предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с влиянием культуры.

       Для каждой стадии характерна специфическая задача, которую решает человек, чтобы подняться на очередную стадию своего духовного роста. Решение задачи зависит как от уже достигнутого психосоциального уровня индивида, так и от общей духовной атмосферы семьи и общества.

       На первой стадии – стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

       Вторая  стадия – раннее детство, связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки".

       В возрасте 3-5 лет, на третьей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

       Четвёртая стадия младший школьный возраст,  ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

       Если  ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

       Пятая стадия – подростковый возраст, формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

       На  шестой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

       Седьмая – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью.

       Восьмая стадия – (после 50 лет) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек "принимает" себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

       Таким образом, Эриксон предпринял попытку связать индивидуальное психическое развитие с культурным влиянием. Он показал, как в результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные добродетели человека. Самая человеческая способность человека — это его идентификация себя как отдельной личности, существующей непрерывно в прошлом, настоящем и будущем, личности, которая планирует и строит свою судьбу на основе свободного волеизъявления. Осознание собственной личности является результатом постоянно развивающегося интегративного процесса. Эриксон попытался реконструировать этот процесс, двигаясь от младенчества к старости. Он оптимистично полагает, что основное стремление в разрешении кризиса лежит в движении к утверждению индивидуальности. Позитивное разрешение каждого кризиса укрепляет Эго, а негативное - ослабляет.  

 

        Заключение

       Если  обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных  психологических теорий (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

         Итак, можно сказать, что личность  человека это социальное по  своей природе, относительно устойчивое  и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно- потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.    

       Такое определение личности вполне соответствует  её пониманию в частности в  отечественной психологии, ориентировавшейся  на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

       Личность является атрибутивной  характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.

       Также личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью.

       Общество  формирует личность в интересах  сохранения и развития общества. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

       Личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

       Во-первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект. 

       Во-вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». Психологические исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности.

       В  третьих, быть личностью – это  быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер.

       Строго  говоря, быть личностью, как субъектом  общения невозможно без той или  иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни  других людей.

       Таким образом, следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.

         

                       
 
 
 
 

       Глоссарий

№ п/п Новые  понятия Содержание
    1
Аналогия умозаключение, в котором вывод делается на основании  частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий
    2
Быстрота  мышления скорость протекания мыслительных процессов
    3
Мечта создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным
    4
Обобщение мыслительная  операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку
    5
Интуитивное мышление мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира
    6
Субъект общения человек, являющийся инициатором общения, а также  тот, кому эта инициатива предназначена.
    7
Речь  форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
    8
Коммуникативная функция общения обмен информацией  между общающимися индивидами.
    9
Коммуникация сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.
    10
Алалия  отсутствие  речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка(до формирования речи)
    11
Знак символ или  объект, служащий заменителем другого  объекта
    12
Барьер  смысловой взаимопонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл.
    13
Интонация Совокупность  элементов речи (мелодика, ритм, темп, тембр и др.)фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски

Информация о работе Понятие личности в психологии