Понятие личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.

Задачи исследования:

1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучение современных психологических представлений о личности.

3. Выделение содержания понятия личность.

4. Ознакомление с основными направлениями исследования личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……2

1 Теоретические подходы к изучению личности……………………………….4

2 Изучение развития личности…………….………………………….………...13

3 Периодизация развития личности…………………………….………………21

Заключение……………………………………………………………………….25

Глоссарий………………………………………………………………………...27

Список используемых источников…………………………………...………...29

Приложение А……………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

ЭТУ!!!!!понятие личности в психологии.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

            Содержание

       Введение…………………………………………………………………..….……2

       1 Теоретические подходы к изучению личности……………………………….4

       2 Изучение развития личности…………….………………………….………...13

       3 Периодизация развития личности…………………………….………………21

       Заключение……………………………………………………………………….25

       Глоссарий………………………………………………………………………...27

       Список  используемых источников…………………………………...………...29

       Приложение А……………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

       Направленность  на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна  для ряда отечественных (Б.Г.Ананьева; Л.А.Бодалёва; В.М.Выготского; А.Г.Ковалёва; И.С.Кона; А.Ф.Лазурского А.В.Петровского; С.Л.Рубинштейна; А.Н.Леонтьева; М.И.Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж.Келли; А.Маслоу; Г.У.Олпорта; Д.И.Фельдштейна; З.Фрейдуа; К.Роджерса;  Э.Фромма; Э.Эриксона; К.Г Юнга) психологов.

       Проблема  человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время.  Являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, личность  выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности.  В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

       Научное изучение личности сейчас задаёт всё  тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, психологи не могут обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

       Исследователи личности интересуются также и целостной  индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности  направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии.  

       Объект  исследования:  личность как психологическое явление.

       Предмет исследования: основные теоретические подходы к изучению личности, филогенез, онтогенез личности, периодизация личности.

       Цель  исследования: изучить сложившиеся в психологии представления о личности.

              Задачи исследования:

       1. Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии.

       2.    Изучение современных психологических  представлений о личности.

       3.    Выделение содержания понятия  личность.   

       4.    Ознакомление с основными направлениями исследования личности.

                    

                    
 
 
 
 

       1 Теоретические подходы к изучению личности

       Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского  «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это личина, социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

       Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон – общительная личность, робкая личность и т.д.

       Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой – застенчивым и робким.

       Научное понятие личности гораздо сложнее  и многообразнее. Например Карл Роджерс  описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно. Гордон Олпорт считал, что личность – внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром. Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность – результат такого кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.

       Коренным  образом от описанных выше подходов отличается концепция Раймонда Кеттела, который считал, что личность это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами. Альберт Бандура  рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

       Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:

       1. Важнейшее значение имеют индивидуальные  различия или индивидуальность. Личность – комплекс определенных качеств, отличающих одного человека от другого.

       2. В большинстве теорий личность  предстает в виде организованной структуры. При этом,  наблюдаемое поведение рассматривается как организованное личностью, т.е. личность – абстракция, формирующаяся в результате наблюдения за поведением. 

       3. Большинство теорий рассматривает  личность не как статичный  феномен, а во взаимосвязи с жизненным опытом и перспективами развития.

       4. В большинстве определений личность  рассматривается в свете тех  характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения. Личность относительно постоянна во времени и меняющихся ситуациях.

       Изучение  личности отличается от других разделов психологии тем, что здесь предпринимаются  попытки интегрировать и систематизировать  отдельные положения других отраслей психологии. Поэтому задачами психологии личности являются, во-первых понимание внутренних причин поведения индивида, а во-вторых – понимание взаимосвязи внутренних причин и внешней ситуации1.

       Различие  зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примерах следующих учёных теоретиков.

       Согласно  З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

         Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

       Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения,  мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. 

       Личное  бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания.

         Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

       В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.

       Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в  механистической схеме «с  - р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.

       Г.У.Олпорт сформулировал известное определение  личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического. Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение.

       Личность  по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией.

       Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умаления значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанализа с помощью психоанализа. | 2 |

       Абрахамом Маслоу назвал свой подход - психологией  третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья. |16|

       Теория  Маслоу описывает мотивацию в  терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем  потребности высшего порядка  станут доминантой побудительных сил  в поведении человека. Иерархия потребностей.

       Психология личности в России развивалась в четыре периода:

       Первый  период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы XX века.

       Превращение человека в личность рассматривалось  как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, недифференцированность теоретических подходов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологических знаний о личности социальной практикой.

       Второй  период – 30 – е – середина 60 – х годов XX века.

       Проблема  личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется  попытка  обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Информация о работе Понятие личности в психологии