Понятие личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук.

Работа содержит 1 файл

пОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

     И те, и другие способности взаимно  дополняют друг друга. Благодаря  их оптимальному сочетанию человек  получает возможность полноценно и  гармонично развиваться.

     Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние.

     Кроме понятия «способности» в психологии для характеристики способности  человека справляться с той или  иной деятельностью используют понятия «одаренность», «талант», «гениальность».

     Одаренным называют человека, который с рождения обладает хорошими задатками к развитию способностей.

     Талантливый - это человек, который благодаря  своим высокоразвитым способностям может добиться высоких результатов в том или ином виде деятельности.

     Гениальный - это человек, уже добившийся выдающихся, признанных успехов в определенном виде деятельности. 

      2.3 Характер.

      Характер  – неповторимое индивидуальное сочетание  психологических черт личности.

     Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип  её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.

     Характер  имеет много различных черт. С  научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этому вопросу  не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые  и коммуникативные.

     1. Волевыми называют черты характера, связанные с волей человека (качества, выражающие отношение человека к самому себе): целеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа уступчивости и безволия.

     2. Деловые - это черты характера, которые проявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность.

     3. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

     Существует  так же разделение черт характера  человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера - это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.

     Инструментальные  черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль. 

     2.3.1 Воля.

      Воля  – основа характера, способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних или внутренних трудностей.

     Волю  можно определить как некоторый  до сих пор до конца не познанный  по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может  разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

     Воля  всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека - это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие - это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели. 

     2.3.2 Темперамент. 

      Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. 

     Идея  и учение о темпераментах - одни из самых древних в психологии. В  своих истоках они восходят к  работам древнегреческого врача  Гиппократа, жившего в V веке до н. э.

     Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь; «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

     Сангвинический  темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют.

     Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

     Холерический  темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

     Флегматический  темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу.

     Каждый  из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, если не связывать его  с требованиями, предъявляемыми выполняемой  человеком деятельностью к его  темпераменту. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического типа темперамента, например, обладают быстрой реакцией, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, особенно в начальный период работы, но зато к ее концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медлительным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше к середине или к концу работы, а не в ее начале. В целом же продуктивность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковые, а различия касаются в основном динамики работы. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительное усилие и реализовать их в короткий промежуток времени. Однако при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать. Тип темперамента человека не обходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования именно к динамическим особенностям психических процессов, движений или действий человека.

     3. Эмоциональная сфера личности.

      Отношения человека к окружающему миру переживаются в виде эмоций. Эмоции – особый класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений, приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

     Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго  действующая эмоция. Отражает общее  состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма).

     Люди, как личности, в эмоциональном  плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них  эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак - это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность. 

     4. Мотивация

     В поведении человека есть две взаимно  связанные стороны: побудительная  и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив - это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивы поведения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими.

     Стимулом  можно назвать любой внешний  или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляет поведением, направляя его на достижение связанной  с данным мотивом цели.

     Намерение - это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать.

     Побуждение - это не волне осознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.

     Влечением называют целенаправленное побуждение. 
 

     Заключение.

     Мы  считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что, по сути, она является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того, каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира. Они могут быть доступны или нет для других.

     Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено соответствующими исследованиями), заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

     В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением. Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия "личность".

      Итак, из всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы: личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Информация о работе Понятие личности в психологии