Понятие личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук.

Работа содержит 1 файл

пОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Введение 

     Психология - это наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы  психики. Изучает внутренний мир  субъективных (душевных) явлений, процессов  и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его  поведение.

     Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной  речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и  других наук.

     Слово «личность» происходит от слова «личина», которое в старые времена обозначало маску, надеваемую на себя актером во время спектакля, и соответствующие особенности характера того человека, которого актер в маске должен был играть. Через эту роль выражалась психология человека.

     Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность может самоизменяться, порождая новые качества. Большое влияние на формирование личности оказывает общение.

     Современные ученые на вопрос о том, что такое  личность, отвечают по-разному, и в  разнообразии их ответов, а отчасти  и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений  личности, имеющихся в научной литературе, заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

     Данная  тема актуальна для ее изучения, так со временем наряду с основными  направлениями изучения понятия  «личность», появляются все более  новые направления изучения ее сторон, ее свойств, способов изучения. Даются новые определения самого понятия и выделяются новые уровни ее структуры.

     Целью данной работы является выяснить, что же такое личность, дать полное и четкое определение этому понятию, а также описать структуру личности, ее основные качества, черты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятия  «личность», «человек», «индивид»,  «индивидуальность»

     Личность  чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

     Личность  – индивидуальность в ее социальных связях и отношениях. Личность – человек, обладающий таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известном мире и своим психическим развитием.

     Наряду  с понятием «личность» в науке  используются такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем:

     Понятие «человек» называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных. Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

     Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использования орудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своими возможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказывает принадлежность младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятие индивид. В отличие от детеныша животного, которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

     Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого  рода.

     Термин  «индивидуальность» имеет два близких  друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида, таких как темперамент, характер, привычки, преобладающие интересы, качество познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способности и т.д. Другое значение термина подчеркивает то, чем данный человек как индивид отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличает от другого.

     Слово «личность» - самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объёму и содержанию:

  • Во-первых, в него включаются только психологические свойства человека;
  • Во-вторых, в объём и содержание понятия «личность» не входят многие, собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психологические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.
 

    2. Психологическая  структура личности.

   Структура личности - это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов  личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

   Элементами  психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

   Различие  людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью. 
 

  1. Чего хочет  человек?       →→→    потребности, направленность, идеалы                  
  2. Что может человек?      →→→    способности, дарования
  3. Что есть человек?           →→→    характер
 

    2.1 Потребности.

   В основе направленности личности лежат  потребности – главный источник активности человека. Потребности –  осознание и переживание человеком  нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма (органические) и развития его личности (духовные или социогенные).

   Маслоу  обосновал иерархическую структуру  потребностей человека, выделив в  ней пять уровней.

   V. потребности самоактуализации (реализация  своих потенциалов, понимание смысла жизни)

   IV. потребности в самоуважении (потребности  в достижении, одобрении, признании,  принятии себя, положительной самооценки)

   III. потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии)

   II. потребности в безопасности (защита  от страдания, боли, разрушения, неустроенности)

   I. физиологические потребности (голод,  жажда, сон, активность, секс).

     Потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей. 

      2.2 Способности.

     Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их способностей. Это же понятие используется тогда, когда необходимо выяснить в силу чего одни люди быстрее, чем другие, обучаются, лучше усваивают новые знания, умения и навыки.

     Способности – индивидуально-психологические  особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления  данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

     Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет  их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной  психологии. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех.

     У человека имеется множество самых  разных способностей. В первую очередь  необходимо различать элементарные и сложные потребности.

     Элементарными, или простейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности.

     Сложными  называют способности в различным  видам деятельности, связанных с  человеческой культурой, например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способности не являются врожденными, поэтому их называют социально  обусловленными.

     Способности также разделяют на общие и  специальные.

     Общие - это способности, которые имеются  у всех людей (но развиты в различной  степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные или общие двигательные способности.

     Специальные способности встречаются не у  всех людей и определяют успехи в  отдельных, специфических видах  деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимо наличие  особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот.

     Способности разделяют на теоретические и  практические.

     Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.

     Практические  способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в определенной жизненной ситуации.

     Выделяются  также учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то время как вторые проявляются  в создании человеком предметов  материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. в творчестве в различных видах деятельностью.

     Наконец, выделяют коммуникативные и предметно-деятельностные способности.

     Коммуникативными  называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.

Информация о работе Понятие личности в психологии