Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:51, курсовая работа
Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема пони мания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии.
I. Введение…………………………………………………………………………………………..3
II. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии…………4 - 12
1. Индивидуальные проявления и особенности личности
1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности…………………………………………………………….9 - 10
1.2. Структура личности………………………………………………....10 - 11
1.3. Направленность личности………………………………………......11 - 12
III. Развитие психологии личности в России……………………………………………………13
IV. Заключение………………………………………………………………………………….…14
V. Библиографический список использованной литературы………………………………..…15
.
Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.
В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как
усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.
Из всего сказанного можно сделать вывод:
детерминация развития индивида имеет
системный характер и отличается высокой
динамичностью. Она необходимо включает
как социальные, так и биологические детерминанты.
Социогенетическая концепция рассматривает
развитие личности как результат прямых
воздействий окружающей социальной среды.
Социогенетики отводят человеку пассивную
роль существа, приспособляющегося к окружающей
обстановке.
1.2 Структура личности
В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
1) направленность личности;
2) опыт;
3) индивидуальные особенности психических процессов;
4) включает биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);
1)
подструктура личности, названная
«направленность личности»,
2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3)
подструктура личности, названная
«особенности психических
4)
подструктура личности, названная
«биопсихические свойства»,
А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.
Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
Третий
аспект рассмотрения –метаиндивидная
личностная атрибуция. Здесь обращается
внимание на воздействие , которое вольно
или невольно индивид оказывает своей
деятельностью (индивидуальной и совместной)
на других людей. Личность воспринимается
уже под новым углом зрения: её важнейшие
характеристики, которые пытались усматривать
в качестве индивида, предлагается искать
не только в нём самом, но и в других людях.
В этом случае личность выступает в качестве
идеальной представленности индивида
в других людях, его инобытия в них его
персонализации .Сущность этой идеальной
представленности – в тех реальных действенных
изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной
сферы другого человека, которые производит
деятельность субьекта или его участие
в совместной деятельности . «Инобытие»
индивида в других людях –не статичный
отпечаток .Речь идёт об активном процессе
, о своего рода продолжении себя в другом
, вследствие которого личность обретает
вторую жизнь в других людях. Продолжаясь
в других людях , со смертью индивида личность
полностью не умирает. Индивид как
носитель личности уходит из жизни
, но персонализированный в других людях,
продолжает жить. В словах «он живёт в
нас и после смерти» нет ни мистики, ни
метафоричности, это констатация факта
идеальной представленности индивида
после его материального исчезновения.
Таким образом, личность может быть характеризуема
только в единстве всех трёх предложенных
аспектов рассмотрения.
1.3
Направленность
личности
Несмотря
на различие трактовок личности,
Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности.
Направленность
включает несколько связанных
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
1)
влечение –
2) желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;
3) стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
4)
интерес – ещё более высокая
и осознанная форма
5)
склонность – стремление к
определённой деятельности. На основе
интересов и склонностей
6) идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;
7) мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;
8)
убеждение – высшая форма
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Потребностно–
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты, когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека.
Ф.Е.Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:
1) двигательное возбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции;
2) апатия;
3) агрессия и деструкция;
4) стереотипия
– тенденция к слепому
5) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминированным в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивиация» поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности» поведения.
III. Развитие психологии личности в России
Информация о работе Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности