Понятие конфликта и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:54, доклад

Описание работы

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Работа содержит 1 файл

Понятие конфликта и его сущность.docx

— 29.81 Кб (Скачать)

Понятие конфликта и его  сущность. 

Воспоминания  о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе  сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак  неэффективной деятельности организации  и плохого управления. В наше время  теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации  при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область  знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. 

Что же такое конфликт?

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.  

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя  или более сторонами - лицами или  группами. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания  их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и  того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Коварную  суть конфликтов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола. 

Обычно в  анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию. 

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

В любом  конфликте присутствует объект конфликтной ситуации.

Вторым элементом  конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин , зачастую скрываемых.

Важно помнить, что пока существуют все перечисленные  элементы структуры конфликта (кроме  повода) , он неустраним. 

ДИНАМИКА  КОНФЛИКТА

Как любое  социальное явление конфликт может  быть рассмотрен как процесс, протекающий  во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых  он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой  ход развития, изменения конфликта  под влиянием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Для признания  конфликта требуются три совпадающих  условия:

1) первый  участник сознательно и активно  действует в ущерб другому (физические действия или информация);

2) второй  участник осознает, что указанные  действия направлены против его  интересов;

3) в связи  с этим оппонент предпринимает  ответные действия против первого  участника.

Если одна из сторон атакует, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта  нет. Если одна из сторон замышляет  конфликтное взаимодействие, т.е. совершает  мысленные, а не поведенческие действия, то конфликта также нет. 

В динамике конфликта можно выделить следующие  периоды и этапы.

Латентный период (предконфликт)

Возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречий между субъектами. Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Проблемная ситуация — наличие противоречия и положительное или нейтральное отношение оппонентов друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основной поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Проблемные  ситуации, возникая ежедневно, часто  существуют длительное время, не проявляя себя. Объективные противоречия и  ситуации создают потенциальную  возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными  факторами.

Одно из условий такого перехода — осознание  объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие ситуации как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями оппонентов. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность сознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях оппонентов. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание  противоречивой ситуации не всегда автоматически  влечет конфликтное противодействие  сторон. Часто они, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют  свои позиции и интересы, фиксируют  позиции. Одним словом, присутствует диалог.

Возникновение предконфликтной ситуации. Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения, готовностью противодействовать.

Конфликтность ситуации воспринимается как наличие  угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-либо общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является пусковым механизмом конфликтного поведения.

Открытый  период

Открытый  период часто называют конфликтным  взаимодействием, или собственно конфликтом. Он включает инцидент, эскалацию, сбалансированное противодействие, завершение. Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, появление негативного отношения к другому, негативных эмоций, формирование образа врага. Преобладает мотивация на себя. Эмоции доминируют в поведении и манерах общения. В результате стресса все ресурсы мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Инцидент  — первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе — борьба накаляет эмоции — эмоции увеличивают ошибки восприятия — это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название эскалации конфликта.

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Это прогрессирующее по времени обострение конфликта, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

Эскалация характеризуется:

сужением  когнитивной сферы в поведении  и деятельности, переходом к более  примитивным формам отражения действительности;

вытеснением адекватного восприятия другого  образом врага;

ростом эмоционального напряжения;

переходом от аргументов к претензиям и личным выпадам;

ростом иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов  и их поляризацией.

Если в  предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение  насилия. Отличительный признак эскалации конфликта — введение в «бой» последнего из аргументов — насилия.

Потеря первоначального  предмета разногласий заключается  в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает  в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет  конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым  и живет по своим законам.

Расширение  границ конфликта — переход к  более глубоким противоречиям, возникновению  множества разных точек столкновения.

Увеличение  числа участников, преобразование межличностного конфликта в межгрупповой меняет характер конфликта.

По мере обострения конфликта происходит регрессия  сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном  и подсознательном уровнях психической  деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез  психики, но в противоположную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации (уровень развития психики — подростковый — 10—14 лет).

Третий  этап — собственно начало эскалации. Все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющем бесплодные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, личность противника оказывается в центре внимания (уровень возрастной регрессии психики — 8—10 лет).

На  четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6—8 лет. У человека еще присутствует образ «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т.е. все, что «не Я» или «не МЫ», является плохим, и поэтому отвергается.

На  пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. 

Информация о работе Понятие конфликта и его сущность