Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:43, доклад
Учение об ассоциациях можно считать первой теорией памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах (“Федон”) и у Аристотеля (de mem. 2), а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли), когда принцип ассоциации был распространен на всю область психического. В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.
Критика бихевиоризма Н.А. Бернштейном.
Такая постановка вопроса вызвала критический поток в адрес Дж. Уотсона и его последователей. Н.А. Бернштейн писал, что выработка навыка понималась в этой школе как проторение связующих путей в мозгу в результате многочисленных упражнений, что на самом деле не соответствует действительности. Когда навык еще не сформирован, то нечего повторять и заучивать: в случае двигательной задачи (например, разучивание цирковых трюков) первые попытки сделать сальто настолько непохожи на то, что должно получиться в результате длительных тренировок, что нет никакого смысла заучивать эти неловкие и беспомощные движения. Поэтому, считает Н.А. Бернштейн, упражнение есть двигательный акт, представляющий собой не повторение и проторение движения, а его построение, изменяющее и улучшающее средства решения двигательной задачи. Навык (по Н.А.Бернштейну) есть не усвоение набора реакций в ответ на стимул, а координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать определенную двигательную задачу. Построение движений в процессе решения двигательной задачи осуществляется на нескольких уровнях одновременно.
Основные положения теории построения движений Н.А.Бернштейна.
1. Принцип многоуровневого
построения движений. В зависимости
от информации, содержащейся в
сигналах обратной связи, эти
сигналы приходят в разные
чувствительные центры
Уровень А (палеокинетический) – самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями, отвечая за тонус мышц.
Уровень В (синергий и штампов) – здесь перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
Уровень С (пространственного поля) – сюда поступают сигналы от анализаторов (зрительного, слухового и др.), т.е. информация о внешнем пространстве. На уровне С строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов: их форме, длине, весу и т.д.
Уровень D (предметных действий) – это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами и является специфическим для человека. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
Уровень Е – это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движений символической или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе. Движения этогоуровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.
В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней. В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, “фоновых” уровней не осознается.
Разберем принцип многоуровневого построения движений на простом примере: какие уровни работают, когда человек пишет письмо.
Самое низкое место в иерархии уровней занимает уровень А. В его работе принимают участие подкорковые структуры, которые обеспечивают общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы пишущего.
Уровень В также выполняет “черновую работу”, обеспечивая округлость письма и его временной ритмический узор.
Уровень С – лучше всего проявляется в выполнении таких движений, как плавание, ходьба и др., а в акте письма отвечает за правильное держание ручки и движение кончика пера по бумаге
Уровень D и Е – высшие уровни построения движений. Если для предыдущих уровней буквы выступают как геометрические конфигурации, то на высших уровнях они связаны со смысловыми схемами. Уровень D отвечает за действия с ручкой как с орудием письма, а уровень Е – за смысловую структуру текста.
Каждая задача находит себе тот или иной уровень регуляции движений в зависимости от ее содержания. Только первые шаги осуществляются под непосредственным контролем ведущего уровня. Движения первоклассника, повторяющие слова в прописях, остаются неуверенными и неточными до тех пор, пока ведущий уровень не передаст полномочия “черновым” уровням регуляции движений. И такой процесс перехода с ведущего, осознаваемого уровня организации движений на нижележащие, фоновые уровни, Н.А. Бернштейн называет автоматизацией навыка.
2. Принцип активности. Эксперименты Дж.Уотсона и его сотрудников были поставлены таким образом, что животное было изначально пассивно по отношению к предъявляемым раздражителям. Это подтверждается появлением у подопытных животных “сонного торможения”, которое очень часто отмечается в протоколах исследований данной школы. Такая постановка вопроса исключает из рассмотрения выработку навыка в качестве “активной психомоторной деятельности”, что составляет саму суть двигательного упражнения.
3. Принцип пофазного формирования навыка. Если для Дж.Уотсона навык есть следствие монотонного пассивного заучивания, то Н.А.Бернштейн рассматривает выработку навыка как цепь сменяющих друг друга фаз разного смысла.
4. Принцип рефлекторного кольца. Бихевиористы не учитывали принцип обратной связи. В условиях постоянно меняющейся ситуации раз и навсегда заученное движение оказывается бесполезным. Если навык может регулироваться только изнутри, то учет изменений в среде становится невозможным. Необходимо активное взаимодействие с окружением, на основе которого происходит прилаживание готовых схем к внешним условиям.
5. Принцип “повторения
без повторения”. “Диалектика
развития навыка как раз
Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну.
Процесс построения двигательного навыка Бернштейн разбивает на два периода: период выработки навыка и период стабилизации. Каждый из периодов делится на несколько фаз.
Период выработки навыка. 1. Фаза определения ведущего уровня навыка. Если перед человеком стоит задача нарисовать изображение какой-либо фигуры, то ведущим будет уровень предметных действий (уровень Е) , если ему предстоит проплыть 100 метров – уровень синергий и штампов (уровень С) и т.д. В соответствии с содержанием задачи ее выполнение “возлагается” на соответствующий ему уровень.
2. Фаза определения
двигательного состава навыка. Двигательный
состав – это форма и внешний
характер движения. Например, в задаче
научиться плавать к
3. Фаза выявления
и развертки сенсорных
4. Фаза автоматизации
навыка. Как уже упоминалось,
Период стабилизации навыка. 1. Фаза срабатывания координационных элементов навыка между собой. Отдельные фоновые уровни приводятся в соответствие: например коррекции беглости и меткости при игре на музыкальных инструментах.
2. Фаза стандартизации
навыка. Этот процесс идет параллельно
процессу срабатывания
3. Фаза стабилизации навыка. Если во второй фазе двигательный акт может быть безошибочно выполнен только тогда, когда он протекает, по выражению Н.А.Бернштейна, “под стеклянным колпаком”, то в этой фазе он окончательно укрепляется по отношению к сбивающим факторам.
Таким образом,
двигательный навык определяется в
теории Н.А. Бернштейна как координационная
структура, представляющая собой освоенное
умение решать определенный вид двигательной
задачи. Надо заметить, что критика
ассоциативной и
Способы научения и характеристики навыков.
Каковы же характеристики
навыков, их отличительные признаки?
Представитель когнитивной
1) плавность
– профессионал исполняет
2) автоматизм
– конкретные действия
3) снижение умственного
усилия – по мере улучшения
навыка требуется все меньше
прикладывать умственное
4) незначительное
влияние стресса – стресс
5) свободная
интерпретация задачи –
Норман также предлагает следующую классификацию способов научения:
1. Наращивание – добавление нового знания (новых данных) к старым схемам памяти.
2. Создание структур
– образование новых
3. Настройка
– тонкое приспособление