Понятие и виды ассоциаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:43, доклад

Описание работы

Учение об ассоциациях можно считать первой теорией памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах (“Федон”) и у Аристотеля (de mem. 2), а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли), когда принцип ассоциации был распространен на всю область психического. В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.

Работа содержит 1 файл

тема 4 оп.docx

— 28.45 Кб (Скачать)

Критика бихевиоризма Н.А. Бернштейном.

Такая постановка вопроса вызвала критический  поток в адрес Дж. Уотсона и его последователей. Н.А. Бернштейн писал, что выработка навыка понималась в этой школе как проторение связующих путей в мозгу в результате многочисленных упражнений, что на самом деле не соответствует действительности. Когда навык еще не сформирован, то нечего повторять и заучивать: в случае двигательной задачи (например, разучивание цирковых трюков) первые попытки сделать сальто настолько непохожи на то, что должно получиться в результате длительных тренировок, что нет никакого смысла заучивать эти неловкие и беспомощные движения. Поэтому, считает Н.А. Бернштейн, упражнение есть двигательный акт, представляющий собой не повторение и проторение движения, а его построение, изменяющее и улучшающее средства решения двигательной задачи. Навык (по Н.А.Берн­штейну) есть не усвоение набора реакций в ответ на стимул, а координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать определенную двигательную задачу. Построение движений в процессе решения двигательной задачи осуществляется на нескольких уровнях одновременно.

Основные положения  теории построения движений Н.А.Бернштейна.

1. Принцип многоуровневого  построения движений. В зависимости  от информации, содержащейся в  сигналах обратной связи, эти  сигналы приходят в разные  чувствительные центры головного  мозга и переключаются на моторные  пути на разных уровнях, под  которыми следует понимать морфологически  слои в ЦНС (уровни спинного  и продолговатого мозга, подкорковых  центров, коры). Таким образом,  уровни построения движений представляют  собой психофизиологические структуры,  осуществляющие построение и  коррекцию двигательного акта. Н.А.  Бернштейн выделяет следующие  пять уровней:

Уровень А (палеокинетический) – самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, но участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями, отвечая за тонус мышц.

Уровень В (синергий и штампов) – здесь перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.

Уровень С (пространственного поля) – сюда поступают сигналы от анализаторов (зрительного, слухового и др.), т.е. информация о внешнем пространстве. На уровне С строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов: их форме, длине, весу и т.д.

Уровень D (предметных действий) – это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами и является специфическим  для человека. К нему относятся  все орудийные действия, манипуляции  с предметами и др.

Уровень Е – это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движений символической или кодированной речи – жестов глухонемых, азбуки Морзе. Движения этогоуровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации  сложных движений участвуют, как  правило, сразу несколько уровней. В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, “фоновых” уровней не осознается.

Разберем принцип  многоуровневого построения движений на простом примере: какие уровни работают, когда человек пишет письмо.

Самое низкое место  в иерархии уровней занимает уровень  А. В его работе принимают участие  подкорковые структуры, которые  обеспечивают общий тонический фон  пишущей руки и всей рабочей позы пишущего.

Уровень В также выполняет “черновую работу”, обеспечивая округлость письма и его временной ритмический узор.

Уровень С – лучше всего проявляется в выполнении таких движений, как плавание, ходьба и др., а в акте письма отвечает за правильное держание ручки и движение кончика пера по бумаге

Уровень D и Е – высшие уровни построения движений. Если для предыдущих уровней буквы выступают как геометрические конфигурации, то на высших уровнях они связаны со смысловыми схемами. Уровень D отвечает за действия с ручкой как с орудием письма, а уровень Е – за смысловую структуру текста.

Каждая задача находит себе тот или иной уровень  регуляции движений в зависимости  от ее содержания. Только первые шаги осуществляются под непосредственным контролем  ведущего уровня. Движения первоклассника, повторяющие слова в прописях, остаются неуверенными и неточными  до тех пор, пока ведущий уровень  не передаст полномочия “черновым” уровням  регуляции движений. И такой процесс  перехода с ведущего, осознаваемого  уровня организации движений на нижележащие, фоновые уровни, Н.А. Бернштейн называет автоматизацией навыка.

2. Принцип активности. Эксперименты Дж.Уотсона и его сотрудников были поставлены таким образом, что животное было изначально пассивно по отношению к предъявляемым раздражителям. Это подтверждается появлением у подопытных животных “сонного торможения”, которое очень часто отмечается в протоколах исследований данной школы. Такая постановка вопроса исключает из рассмотрения выработку навыка в качестве “активной психомоторной деятельности”, что составляет саму суть двигательного упражнения.

3. Принцип пофазного формирования навыка. Если для Дж.Уотсона навык есть следствие монотонного пассивного заучивания, то Н.А.Бернштейн рассматривает выработку навыка как цепь сменяющих друг друга фаз разного смысла.

4. Принцип рефлекторного  кольца. Бихевиористы не учитывали принцип обратной связи. В условиях постоянно меняющейся ситуации раз и навсегда заученное движение оказывается бесполезным. Если навык может регулироваться только изнутри, то учет изменений в среде становится невозможным. Необходимо активное взаимодействие с окружением, на основе которого происходит прилаживание готовых схем к внешним условиям.

5. Принцип “повторения  без повторения”. “Диалектика  развития навыка как раз состоит  в том, что там, где есть  развитие, там, значит, каждое следующее  исполнение лучше предыдущего,  т.е. не повторяет его; поэтому  упражнение есть в сущности повторение без повторения. ...Упражнение представляет собой не повторение и не проторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства” [7].

Процесс построения двигательного навыка по Н.А. Бернштейну.

Процесс построения двигательного навыка Бернштейн  разбивает на два периода: период выработки навыка и период стабилизации. Каждый из периодов делится на несколько  фаз.

Период выработки  навыка. 1. Фаза определения ведущего уровня навыка. Если перед человеком  стоит задача нарисовать изображение  какой-либо фигуры, то ведущим будет  уровень предметных действий (уровень  Е) , если ему предстоит проплыть 100 метров – уровень синергий и штампов (уровень С) и т.д. В соответствии с содержанием задачи ее выполнение “возлагается” на соответствующий ему уровень.

2. Фаза определения  двигательного состава навыка. Двигательный  состав – это форма и внешний  характер движения. Например, в задаче  научиться плавать к двигательному  составу относится стиль плавания. Из нескольких стилей (кроль, брасс  и др.) необходимо выбрать один, на основе которого можно будет  изучать, как будут выглядеть  снаружи те движения, из которых  слагается навык.

3. Фаза выявления  и развертки сенсорных коррекций.  Учащийся вырабатывает понимание  того, как должны ощущаться изнутри  как сами движения, так и управляющие  ими коррекции. Т.е. пробуются  разные варианты движений, уточняется, какие из них больше соответствуют  образцу и что в них нуждается  в коррекции.

4. Фаза автоматизации  навыка. Как уже упоминалось, автоматизация  навыка состоит в переключении  ряда компонент осваиваемого  движения на фоновые уровни.

Период стабилизации навыка. 1. Фаза срабатывания координационных  элементов навыка между собой. Отдельные  фоновые уровни приводятся в соответствие: например коррекции беглости и меткости при игре на музыкальных инструментах.

2. Фаза стандартизации  навыка. Этот процесс идет параллельно  процессу срабатывания отдельных  уровней. Навык укрепляется по  отношению к сбивающим внешним  воздействиям, сохраняются наиболее  устойчивые, стандартные формы, имеющие  достаточно широкие вариации.

3. Фаза стабилизации  навыка. Если во второй фазе  двигательный акт может быть  безошибочно выполнен только  тогда, когда он протекает,  по выражению Н.А.Бернштейна, “под  стеклянным колпаком”, то в  этой фазе он окончательно  укрепляется по отношению к  сбивающим факторам.

Таким образом, двигательный навык определяется в  теории Н.А. Бернштейна как координационная  структура, представляющая собой освоенное  умение решать определенный вид двигательной задачи. Надо заметить, что критика  ассоциативной и условнорефлекторной теорий памяти вовсе не означает, что они должны быть отброшены. Ассоциация – реальное явление, которое требует изучения, однако необходимо помнить, что она не охватывает всю систему психического в целом.

Способы научения и характеристики навыков.

Каковы же характеристики навыков, их отличительные признаки? Представитель когнитивной психологии Д. Норман определяет их следующим образом:

1) плавность  – профессионал исполняет задачу  с видимой легкостью;

2) автоматизм  – конкретные действия практически  не осознаются (спросите машинистку, каким пальцем она нажимает  пробел – многие не могут  сразу ответить);

3) снижение умственного  усилия – по мере улучшения  навыка требуется все меньше  прикладывать умственное усилие  для решения задачи;

4) незначительное  влияние стресса – стресс требует  затраты психических ресурсов  и может произойти снижение  эффективности действий. Если навык  полностью автоматизирован, то  нарушений нет; 

5) свободная  интерпретация задачи – концентрация  не на самом действии, а его  цели (скрипач озабочен не тем,  как водить смычком, а как  сыграть).

Норман также предлагает следующую классификацию способов научения:

1. Наращивание  – добавление нового знания (новых  данных) к старым схемам памяти.

2. Создание структур  – образование новых понятийных  структур в случаях, когда старые  схемы являются недостаточными. Наиболее важный способ обучения.

3. Настройка  – тонкое приспособление знания  к задаче. Нужные схемы имеются,  но для данной задачи непригодны (например, являются слишком общими). Приспособление схем к задаче  происходит посредством упражнений.

Информация о работе Понятие и виды ассоциаций