Понятие и виды ассоциаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:43, доклад

Описание работы

Учение об ассоциациях можно считать первой теорией памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах (“Федон”) и у Аристотеля (de mem. 2), а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли), когда принцип ассоциации был распространен на всю область психического. В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.

Работа содержит 1 файл

тема 4 оп.docx

— 28.45 Кб (Скачать)

Понятие и виды ассоциаций.

Учение об ассоциациях  можно считать первой теорией  памяти; его истоки прослеживаются уже в платоновских диалогах (“Федон”) и у Аристотеля (de mem. 2), а расцвет ассоцианизма приходится на XVIII в. Д. Юм, Д.Гартли), когда принцип ассоциации был распространен на всю область психического. В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.

Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций. Ассоциации по смежности  представляют собой установление связи  между явлениями по признаку пространственно-временных  отношений. В ассоциациях по сходству связь между явлениями устанавливается  по признаку сходства, в ассоциациях  по противоположности – по признаку контраста. Ассоциации по каузальности образуются по признаку причинно-следственных отношений. Ассоциации могут быть простыми, если они связывают между собой  только два представления, и сложными, если одно представление объединяется со многими другими и образует ассоциативный комплекс (см. рис. 1, б).

Экспериментальные методы исследования памяти в ассоцианизме.

В конце XIX в. немецкий психолог Герман Эббингауз, опираясь на ассоциативную теорию, разработал основные приемы изучения памяти с помощью объективных методов в противовес интроспективным методам школы В.Вундта. В своем классическом исследовании “О памяти” (1885) Г. Эббингауз дает следующее определение ассоциации: “Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга” ([3], с.10). Общее правило возникновения ассоциаций таково: “...Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, товпоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали” ([3], с.9).

Для экспериментального исследования памяти Г. Эббингауз предлагает использовать следующие методы:

I. Методы узнавания.  Элементы материала, который заучивает  испытуемый, располагаются в произвольном  порядке среди новых, очень похожих на искомые. Испытуемый должен просмотреть их и идентифицировать те, которые он заучивает.

II. Методы воспроизведения.  а) Метод запоминаемых членов  – простейший в данной группе  методов. Элементы запоминаемого  материала предъявляются однократно  и воспроизводятся непосредственно  или спустя некоторое время  после предъявления. Измеряется  количество правильно названных  элементов и время, затраченное  на припоминание.

б) Метод заучивания. Ряд элементов предъявляется  многократно и заучивается до достижения определенного критерия, например до первого безошибочного  воспроизведения. Фиксируют число  проб (повторений) и время, затраченное  на заучивание. По результатам строится кривая научения: по оси абсцисс откладывается число проб, а по оси ординат – число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе (подробнее о кривых научения см. раздел 5).

в) Метод антиципации. Элементы материала группируются в  ряды а®b®c®d.., и предъявляются один или несколько раз. Испытуемый пытается воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки или пропуска экспериментатор называет искомый элемент. Процедура продолжается до первого безошибочного воспроизведения. Измеряется: 1) общее время заучивания, 2) число проб, 3) число правильных ответов в каждой пробе, 4) число ошибок в каждой пробе.

г) Метод сбережения. Суть метода в том, что испытуемый после первоначального заучивания и некоторого периода времени  осуществляет повторное заучивание, которое должно удовлетворять следующим  условиям: 1) должен применяться тот  же метод, что и при первом заучивании; 2) необходимо использовать тот же критерий усвоения. Даже если по прошествии времени  после первоначального заучивания испытуемый не может воспроизвести  ни одного элемента материала, нельзя делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания: если во второй раз ему понадобится меньше проб, чем в первый, то это значит, что какая-то часть материала в памяти все-таки сохранилась, но порог воспроизведения слишком высок (порог узнавания обычно значительно ниже). Измеряют:

Еа – число проб при первоначальном заучивании;

Еr – число проб при повторном заучивании;

J – число  проб, соответствующее критерию  усвоения (для первого безошибочного  воспроизведения J=1).

Подсчитывают:

Абсолютное  сбережение (Еа – Еr) – разность проб между первоначальным и повторным заучиванием;

Относительное сбережение (в процентах) по формуле

Относительное сбережение необходимо подсчитывать для  сравнения показателей нескольких испытуемых. Например, если испытуемый аЕа=20 проб и Еr=16 проб, а испытуемый б за Еа=10 и Еr=6 проб, то абсолютное сбережение у обоих одинаково и равно Еа–Еr=4, в то время как относительное сбережение равно 20% и 40% соответственно, а это означает, что процесс запоминания у а в два раза продуктивней, чем у б. заучил рядза

д) Метод угадывания. Предложен Г. Мюллером и А. Пильцекером, психологами-ассоцианистами, и рекомендован Г. Эббингаузом к использованию. Ряд элементов предъявляется несколько раз, затем через определенное время экспериментатор воспроизводит этот ряд с пропусками некоторых элементов и предлагает угадать пропущенные элементы. Подсчитывают количество правильных ответов и ошибок.

Каждый из перечисленных  методов имеет свои недостатки и  преимущества (см. [3], с. 246-252), но поскольку условия и цели экспериментов неодинаковы, то использование того или иного метода зависит от обстоятельств.

Образование, сохранение и исчезновение ассоциаций.

Важнейшим фактором, влияющим на образование и сохранение ассоциаций, является повторение. Чем  чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью  и уверенностью они воспроизводятся  и тем дольше сохраняются в  памяти. Однако общее правило для  оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события  могут удерживаться много лет  даже после однократного появления; события менее интересные и более  сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Для простейших случаев такие  правила установлены (правило Йоста, см. раздел 4).

Кроме того, имеет  значение принадлежность элементов  запоминаемого ряда к единому  целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются быстрее. Так, стихотворная строфа запоминается гораздо  легче, чем такое же количество не связанных между собой слов или  прозаического текста, который, хотя и содержит смысловые связи, но не организован ритмически.

Также на образование  ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто  не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Что касается эмоций, то “ассоциирующая сила удовольствия должна быть признана значительно большей, чем неудовольствия” ([3], с. 20). Ассоциативные связи, образующиеся благодаря чувству неудовольствия, тоже быстро доходят до сознания и  могут существовать длительное время, однако “мысли человеческие имеют  с определенной точки зрения возможность  выбора, они предпочитают направление, ведущее к приятному. Возможность различных путей всегда им дана только прежним опытом и создавшимися на его основе ассоциациями, но какой путь они изберут, определяется, при прочих равных условиях, большей приятностью отдельных путей” ([3], с. 21).

С течением времени  ассоциативная связь претерпевает изменения. Меняются представления, ее образующие, образы воспоминаний становятся смутными и неопределенными, связь  между ними ослабевает, взаимное воспроизведение  членов связи уже не происходит с  прежней быстротой и точностью  и может вовсе прекратиться.

Экспериментальные исследования Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, открыли новую эпоху в развитии психологии, а кривая забывания, получившая название кривой Эббингауза, приобрела значение методического образца, по которому в дальнейшем строились экспериментальные кривые. Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги – сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. С помощью метода сбережений по результатам эксперимента была построена кривая, приведенная на рис. 2. Эта кривая отражает изменения, которые происходят в ассоциационной связи со временем – сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останав­ливается по истечении месяца на уровне 20% – сбереженный материал.

Главной целью  Эббингауза было нахождение “чистых” законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. Именно поэтому изобретение бессмысленных слогов обеспечило ему успех, поскольку категория значения слова была устранена и отпала необходимость пользоваться методом интроспекции. Э. Титченер, ученик В. Вундта, назвал изобретение бессмысленных слогов наиболее важным событием в психологии со времен Аристотеля. Очищенные от смысла, они позволяли проникнуть в область высших психических функций, вычленив общий для всех момент научения и усвоения.

Критика ассоциативной  теории.

Несмотря на достижения в области экспериментального исследования памяти, ассоциативная  теория памяти обладала рядом недостатков. Ассоцианизм не различал общего и  специфического, прямо отождествив  их, и поэтому при каждом новом  столкновении со специфическим данная концепция оказывалась несостоятельной. Неоднократно отмечалось, что даже при использовании бессмысленных слогов нельзя до конца избавиться от “искажающего” влияния смысла: испытуемым все-таки удавалось ассоциировать эти слоги с другими словами и образами, что облегчало запоминание. Оказалось, что реальная работа памяти не сводится к установлению ассоциаций, имеют место также и другие механизмы запоминания, что особенно ярко проявляется в работе высших форм памяти. Запоминание в экспериментах Эббингауза происходило в искусственно созданных лабораторных условиях, и поэтому в стороне от исследованияоставались такие факторы, как установки, мотивы и цели мнестической деятельности и т.д. Однако принцип ассоциации до сих пор используется в психологии и не утратил своего значения: например, в современных когнитивных теориях памяти (см. раздел 6) он рассматривается как основной принцип устройства долговременной 

Память и  научение в психологии поведения.

Проблема научения – центральная проблема в психологии поведения (бихевиоризме). Теоретики этого направления рассматривают научение как приобретенную форму высшего поведения, в основе которой лежит формирование сложных условнорефлекторных связей. Единица научения – навык – возникает как результат простого связывания движений, и в ответ на повторяющийся стимул (S) в конце концов вырабатывается определенный набор реакций (R), т.е. реализуется классическая схема бихевиоризма “стимул – реакция” (S – R), что весьма напоминает ассоциативные теории. Постепенный характер усвоения нового выражается в форме диаграмм или кривых научения (рис. 7), где по оси абсцисс откладывается число проб или попыток, а по оси ординат –время, затраченное на однократное выполнение заданного действия.

Основатель  бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что  память есть не что иное, как удерживание  в течение некоторого времени  видимых телесных навыков; сам термин “память” Уотсон считал излишним и  считал, что он был придуман “для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида” ([1], с. 78). Процесс образования можно разделить на три периода: 1) период заучивания, 2) период без практики, во время которого заученное не воспроизводится, 3) возобновленное заучивание, которое становится необходимым, так как навык со временем забывается. Если стимул (на которыйбыла сформирована реакция в виде навыка) дается в первой стадии, то ответ практически не содержит ошибок. Предъявление стимула во второй стадии приводит к заметным ошибкам, а на третьей стадии ошибок возникает так много, что приходится все заучивать заново. Таким образом, бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию.

Информация о работе Понятие и виды ассоциаций