Понятие и структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие личности в психологии
2. Структура личности
3. Научные подходы к изучению личности(основные теории личности, краткая характеристика)

Содержание

1. Понятие личности в психологии………………………………………...3
2. Структура личности……………………………………………………...5
3. Научные подходы к изучению личности (основные теории
личности: краткая характеристика)…………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………16

Работа содержит 1 файл

КР Психологоя.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

     Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

     Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше  понимаем друг друга, даже не пользуясь  речью, судим о  состояниях друг друга  и лучше преднастраиваемся на совместную деятельность и общение.

     Функция общения – эмоционально-выразительные движения человека -  мимика, жесты, пантомимика.

     Функция воздействия – оказание определенного внимания на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений (функции общения).

     Экспрессивная и коммуникативная  функции являются важнейшим фактором регуляций процессов познания.

     Особенности эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

     Основные  эмоциональные состояния делятся  на собственно эмоции и чувства, аффекты  и страсть.

     Эмоции  и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

     Аффекты – особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Они, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Стресс является одним из видов аффекта.

     Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или человека.

     С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных  проявлениях личности можно выделить три сферы: её органическую жизнь, её интересы материального порядка  и её духовные, нравственные потребности. Более всего эмоциональная сфера  развитых личностей отличается по силе и глубине чувств, по их содержанию и предметной отнесенности.

     Эмоции  входят в такие психологически сложные  состояния человека, как юмор, ирония, сатира и сарказм, следует отметить еще и трагизм.

     Последнее особо человеческое  чувство, которое  характеризует его как личность – это любовь. По Ф. Франклу, любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.

     Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя.

     Мотив и мотивация. Мотивация – это  совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

     Мотив, в отличие от мотивации, принадлежит самому объекту поведения, являются его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. В обобщенном виде он представляет множество диспозиций. Наиболее важной является понятие потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Такие мотивационные образования как диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека, но  кроме них в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

     Мотивация поведения человека может быть сознательной (потребности и цели,  управляющие  поведением человека осознаются) и  бессознательной (не осознаются).

     Многие  из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в  его черты личности. К ним можно отнести: мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний, а также потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это наиболее значимые  социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. 
 
 
 
 
 
 

    3. Научные  подходы  к  изучению  личности

 

     В истории исследований личности можно  выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический  и экспериментальный. Первый берет  свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. А в первые десятилетия XIX века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях. Этот период получил название клинический.

     В начале XX века изучением личности стали заниматься  профессиональные психологи. Они попытались придать исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных. Важной задачей этого периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «Теория черт», а Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности.

     Во  второй половине прошлого века сложилось  много различных подходов и теорий личности:

     К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие её поведение исходя из её психологических или внутренних, субъективных характеристик.

     Социодинамическими  называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренними свойствами личности.

     Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

     Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

     К  неэкспериментальным относят теории, основы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

     Для  структурных теорий главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

     Динамическими называют теории, основная тема которых, преобразования, изменения в развитии личности, т. е. её динамика.

     Ряд теорий личности, характерных для  возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного  возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества, до ранней юности.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Немов Р. С.   Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2000
  3. Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.   Учебник для вузов.   СПб.,  2000
  4. Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшина Т. В. и др.  Психология и педагогика.  М. – Новосибирск,1998

Информация о работе Понятие и структура личности