Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:54, контрольная работа
1. Понятие личности в психологии
2. Структура личности
3. Научные подходы к изучению личности(основные теории личности, краткая характеристика)
1. Понятие личности в психологии………………………………………...3
2. Структура личности……………………………………………………...5
3. Научные подходы к изучению личности (основные теории
личности: краткая характеристика)…………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………16
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, даже не пользуясь речью, судим о состояниях друг друга и лучше преднастраиваемся на совместную деятельность и общение.
Функция общения – эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика.
Функция воздействия – оказание определенного внимания на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений (функции общения).
Экспрессивная и коммуникативная функции являются важнейшим фактором регуляций процессов познания.
Особенности эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.
Основные
эмоциональные состояния
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте.
Аффекты – особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Они, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Стресс является одним из видов аффекта.
Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или человека.
С.
Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных
проявлениях личности можно выделить
три сферы: её органическую жизнь, её
интересы материального порядка
и её духовные, нравственные потребности.
Более всего эмоциональная
Эмоции входят в такие психологически сложные состояния человека, как юмор, ирония, сатира и сарказм, следует отметить еще и трагизм.
Последнее особо человеческое чувство, которое характеризует его как личность – это любовь. По Ф. Франклу, любовь является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.
Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя.
Мотив и мотивация. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Мотив, в отличие от мотивации, принадлежит самому объекту поведения, являются его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. В обобщенном виде он представляет множество диспозиций. Наиболее важной является понятие потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Такие мотивационные образования как диспозиции (мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной сферы человека, но кроме них в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной (потребности и цели, управляющие поведением человека осознаются) и бессознательной (не осознаются).
Многие
из мотивационных факторов со временем
становятся настолько характерными
для человека, что превращаются в
его черты личности. К ним можно
отнести: мотив достижения успехов, мотив
избегания неудачи, тревожность, определенный
локус контроля, самооценка, уровень притязаний,
а также потребность в общении (аффилиация),
мотив власти, мотив оказания помощи другим
людям (альтруизм) и агрессивность. Это
наиболее значимые социальные мотивы
человека, определяющие его отношение
к людям.
В истории исследований личности можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. А в первые десятилетия XIX века проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях. Этот период получил название клинический.
В начале XX века изучением личности стали заниматься профессиональные психологи. Они попытались придать исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных. Важной задачей этого периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «Теория черт», а Р. Кеттел ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности.
Во второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности:
К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие её поведение исходя из её психологических или внутренних, субъективных характеристик.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренними свойствами личности.
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
К неэкспериментальным относят теории, основы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
Для структурных теорий главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называют теории, основная тема которых, преобразования, изменения в развитии личности, т. е. её динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества, до ранней юности.