Понятие и структура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие личности в психологии
2. Структура личности
3. Научные подходы к изучению личности(основные теории личности, краткая характеристика)

Содержание

1. Понятие личности в психологии………………………………………...3
2. Структура личности……………………………………………………...5
3. Научные подходы к изучению личности (основные теории
личности: краткая характеристика)…………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………16

Работа содержит 1 файл

КР Психологоя.docx

— 34.71 Кб (Скачать)

Содержание

 
  1. Понятие личности в психологии………………………………………...3
 
  1. Структура личности……………………………………………………...5
 
  1. Научные подходы  к изучению личности (основные теории

    личности: краткая характеристика)…………………………………..14 

    Список  использованной литературы…………………………………16

                                                                                                                                                                                         

    1. Понятие личности в психологии

     В современной психологии нет единого  понимания личности. Однако большинство  исследователей личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Также часто подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

     Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     Социальное  «измерение» личности обусловливается  влиянием культуры  и структуры  общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми  личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», т. е. созданное под влиянием воздействия других представлений о собственной особе, и отраженное «Я», т. е. комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

     Наряду  с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо о того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, а понятие  «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые так же ему присущи наряду  с личностными. «Индивидуальность» - это самое узкое по содержанию понятие из всех  обсуждаемых перечисленных. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность в первую очередь означает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связано с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется  в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и  индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом  выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием  умений строить отношения с другими  людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, её выделенность из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя  в жизни человек.

    1. Структура  личности
 

     В основе личности  лежит её структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотиваций.

     Способности. Самое старое и наиболее широкое определение гласит: способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. В психологии  XVIII-XIX веков появилось, и было принято иное определение: способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний,  умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Но более узким и наиболее точным является определение, принятое в наше время, которое остается наиболее распространенным, оно говорит: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

     Выявлено  довольно много видов способностей человека. В первую очередь, необходимо различать природные, или естественные, способности  (в основе своей биологически обусловленные, такие как восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. У человека также есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

     Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие  обстоятельства его жизни:

  • Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;
  • Отсутствие природных задатков к использованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства;
  • Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности;
  • Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей с необходимыми ему способностями и готовых передать ему нужные знания, умения, навыки;
  • Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных  структур поведения типа врожденных инстинктов.

     Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

     У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Знание задатков важно, т. к. они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей,  его конечного результата.

     Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних  и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.

     Темперамент – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент оказывает влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.

     Описание  классификаций темперамента, используемое в современной психологии, принадлежит  немецкому философу И. Канту,  он разделял темперамент человека на два  типа:  темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же можно установить четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. К темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность – меланхолический темпераменты. При сангвиническом темпераменте чувства возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро  и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления чувств  бываю менее яркими, но зато достаточно глубокими и длительными.

     Сангвиник – человек весьма веселого нрава (беззаботный оптимист, полный надежд, общительный, шутник, легок на подъем), он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

     Меланхолик – человек в основном мрачного настроя (изменчив по настроению, молчаливый, пессимистичный, трезвый). Он нередко бывает сдержанным и, в отличие от  сангвиника, особенно контролирует себя при выдаче обещаний.

     Холерик – человек вспыльчивого нрава (слишком горяч, несдержан, активный, оптимистичный, но порой раздражительный и агрессивный). Его движения порывисты, но непродолжительны.

     Флегматик – обычно хладнокровный человек (уравновешенный, надежный, задумчивый, пассивный). Он обычно долго собирается, концентрирует усилия, зато потом способен долго и упорно работать.

     Свойства  темперамента не являются полностью  ни врожденными, ни зависимыми от среды.

     От  темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

     Характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. В  общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, способах реагирования на действия или поступки людей.

     Характер  человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

     Классификации характеров строились в основном на описаниях акцентуаций.  Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

     Отечественный психиатр А. Е. Личко предложил следующую  классификацию акцентуаций характеров у подростков:

  1. Гипертимный тип – отличается подвижностью,  общительностью, склонностью к озорству.
  2. Циклоидный тип – очень раздражителен и склонен к апатии.
  3. Лабильный тип – крайне изменчив в настроении, причем оно часто непредсказуемо.
  4. Астеноневротический тип – очень мнителен и капризен, быстро утомляется и раздражается.
  5. Сензитивный тип – слишком чувствителен и к тому, что радуеи, и к тому, что огорчает, пугает.
  6. Психастенический тип – отличается ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.
  7. Шизоидный тип – достаточно сдержан и замкнут.
  8. Эпилептоидный тип – обычно жесткий, властный, себялюбивый.
  9. Истероидный тип – эгоцентричен, жаждет постоянного внимания к себе.
  10. Неустойчивый тип – обделен серьезными профессиональными интересами, почти не задумывается о будущем.
  11. Конформный тип – демонстрирует бездумное, конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

     Истоки  характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера  ребенка играет его общение с  окружающими людьми. Раньше других в характере человека закладываются  такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и такие, как эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

     Характер  человека влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. В первую очередь, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

     Выделяют  две общие черты характера: экстраверсия и интроверсия, которые можно охарактеризовать как общительность и замкнутость соответственно.

     Воля. Изучая сегодня работы психологов прошлого, понятно, что воля – реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Один из существенных признаков заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей – это наличие придуманного плана их осуществления. Также существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие  непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

     Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в нужном направлении.

     Волевое действие возникает тогда, когда  на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, её значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий.

     Развитие  волевой регуляции поведения  у человека осуществляется в нескольких направлениях, с одной стороны, это  преобразование непроизвольных психических  процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей  – выработка волевых качеств  личности. Еще одно направление проявляется  в том, что человек сознательно  ставит перед собой все более  трудные задачи и преследует все  более отдаленные цели, требующие  приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного  времени.

Информация о работе Понятие и структура личности