Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:47, доклад
Поговорите с восторженным врачом-приверженцем альтернативной медицины, и вы услышите о «древних и общечеловеческих формах врачевания, способных расширить и обогатить наши представления о болезни, здоровье и благополучии». Обратитесь к непримиримому критику, и он посоветует вам не связываться с «суеверной ерундой, псевдонаукой и шарлатанами, которые выуживают у людей честно заработанные деньги».
Научной общественности пора положить конец вседозволенности, царящей в сфере альтернативной медицины. Двух видов медицины — традиционной и нетрадиционной — быть не может. Есть только медицинская практика, которая прошла соответствующие испытания, и медицинская практика, которая таких испытаний не прошла; есть медицинская практика, которая работает, и медицинская практика, которая не работает. После того как способ лечения был тщательно проверен, уже не имеет значения, считался ли он когда-нибудь нетрадиционным. Если этот способ показал себя безопасным и эффективным, его примут на вооружение. Но притязания, рассуждения и свидетельства не могут заменить собой факты. Альтернативные методы лечения должны проходить не менее жесткую проверку, чем традиционные методы.
БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ… И НАУЧНОСТЬ
Учитывая тот факт, что современный рынок наводнен ошеломляющим множеством нетрадиционных методов лечения, почему бы нам не оставить споры о том, что соответствует традициям, а что нет, и просто сосредоточиться на вопросах безопасности и эффективности: что работает, а что нет? В некоторых случаях — к примеру, когда речь идет о правильном использовании лекарственных трав, — эта идея выглядит вполне разумной. Но если сосредоточиться только на безопасности и эффективности, можно упустить из виду более важный вопрос. Д-р Энджелл и д-р Кассирер упоминали методы лечения, теоретическое обоснование которых «противоречит фундаментальным законам науки». Эта проблема настолько важна, что при оценке методов лечения к основным критериям безопасности и эффективности следует добавить еще один: «научность». Каковы теоретические предпосылки этого метода? Согласуются ли они с научными данными, полученными за последнее столетие? Если они верны, придется ли нам редактировать или даже переписывать все учебники по биологии и физиологии?
Это не тривиальные и даже
не философские вопросы. Столетиями
люди пытались понять причины и способы
лечения болезней. К сожалению, до
относительно недавнего времени
подавляющее большинство
Глядя на длинный перечень
несчастий, с которыми ежедневно
сталкивались наши предки, мы не рискнем
назвать замечательный
Ученые, которые произвели настоящий прорыв в медицинской науке, не исследовали «меридианы» традиционной китайской медицины, не искали чакры аюрведы, не высчитывали микродозы гомеопатических лекарств, не пользовались «жизненной энергией» бесконтактного массажа и десятками других популярных методов лечения. Сторонники альтернативной медицины будут рады, если научный аппарат западной медицины подтвердит эффективность их методик, но сама западная наука никогда не взялась бы за разработку таких методик.
Поскольку альтернативные методы лечения необходимо проверять на соответствие фактам, мы разделили эти методы на четыре категории в зависимости от того, насколько они согласуются с проверенными и непреложными научными данными, особенно в сфере физики и биологии.
1. Научно обоснованные
методы. Теория и практика таких
методов не требуют отклонения
от непреложных принципов
2. Логические построения.
К этой категории относятся
методы, которые имеют хотя бы
некоторое отношение к
3. «Все, что вам известно,
— неправда». Сюда мы относим
методы, чьи представления о механизме
возникновения и лечения
4. Вторжение в сферу сверхъестественного. Эти методы открыто прибегают к участию и помощи сверхъестественных сил и существ.
Величайшее достоинство
традиционной медицины всегда заключалось
в том, что, исследуя природу и
причины болезней, изобретая и
испытывая методы лечения и разрабатывая
мощные технологии, она опиралась
на научную методологию. Самым слабым
местом традиционной медицины сегодня
оказались способы
Научный метод — не враг тем, кто верит в Писание и его благую весть о жизни, смерти и воскресении Христа ради нас. Христиане должны находиться на переднем крае научных изысканий и быть самыми осторожными (и скептически настроенными) исследователями альтернативных методов лечения. К сожалению, в действительности слишком часто случалось обратное. Христиане с подозрением относились к науке (возможно, в их глазах наука ассоциировалась с противниками христианской веры, особенно с эволюционистами) и легкомысленно принимали на вооружение не только иррациональные, но и противоречащие Писаниям медицинские идеи. Так, некоторые увлекись методами манипуляции невидимыми «жизненными энергиями» — очевидно, не замечая глубокую связь этих методов с ведизмом, даосизмом и монизмом, или наивно полагая, что сокрытую в таких методах фундаментальную и духовно нейтральную истину можно отсечь от нехристианских корней.
Западная медицина, столь многого достигшая благодаря интеллектуальным и технологическим ресурсам, постоянно подвергается опасности лишиться души и сердца. Альтернативная медицина, в свою очередь, ищет связи с сердцами и душами, но слишком часто сознательно отказывается от разума и здравого смысла. В своем стремлении исцелить всего человека — его дух, душу и тело, как неустанно напоминают нам их публикации, — многие самые известные приемы альтернативной медицины толкают пациентов прямиком в объятья восточного мистицизма. Таким образом, христианин, желающий познакомиться с вариантами лечения, которые выходят за рамки традиционной медицины, оказывается в некотором затруднении: как это сделать, не отказавшись от здравого смысла или, что еще хуже, не поступившись основополагающими истинами Писания? Вот несколько советов тем, кто столкнулся с этой проблемой:
1. Узнайте о том, как функционирует Ваше тело. Возьмите в библиотеке несколько книг или посещайте открытые лекции по основам физиологии. (Важный совет — если в книгах или лекциях упоминаются меридианы и чакры, обратитесь к другому источнику информации.)
2. Разберитесь
в принципиальных различиях
3. Лечение травами
и употребление пищевых
4. Мы уже говорили
и хотим еще раз повторить:
держитесь подальше от
5. Рискуя показаться
ограниченными людьми, мы все
же рекомендуем Вам не
Мы считаем, что боевые искусства, например, можно преподавать и изучать вне связи с их духовными истоками, но о йоге того же самого сказать нельзя. Различные приемы боевых искусств — будь то атакующие или оборонительные — можно преподавать в отрыве от восточной философии, но йога, как нам представляется, неразрывно связана со стоящей за ней философией и религией. Исследователи-христиане Джон Уэлдон и Клиффорд Уилсон подытожили проблему таким образом:
Йога преследует ту же цель,
что и индуизм — осознание
индуистского Бога, т. е. йог должен
осознать, что он составляет одно целое
с Брахманом, всевышним безличным
индуистским Богом. Физические упражнения
йоги подготавливают тело к психическим
и духовным изменениям, необходимым
для того, чтобы эта идея отпечаталась
в сознании и сущности человека.
Поэтому говорить об отделении практики
от теории в йоге бессмысленно. С
точки зрения христианства возможность
разделить эти две сферы
Словосочетание «христианская йога» — оксюморон6. Если цель йоги, по определению, заключается в том, чтобы слиться с Брахманом путем дыхательных упражнений, которые помогают обуздать прану, не может быть никаких сомнений, что йога прямо противоречит христианству, равно как и многим другим религиям. Как нам кажется, хорошей заменой йоге будут занятия физкультурой, не связанные ни с какой религиозной философией.
6. Не забывайте о пользе спортивных занятий на свежем воздухе. Доказано, что такое простое упражнение, как ежедневная получасовая прогулка защищает от целого ряда проблем со здоровьем.
7. Наконец, мудро
пользуйтесь достижениями
Paul C. Reisser, M.D., Dale Mabe, D.O., Robert Velarde. Examining Alternative Medicine: An Inside Look at the Benefits & Risks (Downer Grove, IL: InterVarsity Press, 2001), pp. 24-31, 266-269.
Переведено и издано с разрешения авторов. Любое другое использование запрещено.
Ó Перевод на русский язык "Центр апологетических исследований", 2001
ССЫЛКИ