Понятие альтернативной медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:47, доклад

Описание работы

Поговорите с восторженным врачом-приверженцем альтернативной медицины, и вы услышите о «древних и общечеловеческих формах врачевания, способных расширить и обогатить наши представления о болезни, здоровье и благополучии». Обратитесь к непримиримому критику, и он посоветует вам не связываться с «суеверной ерундой, псевдонаукой и шарлатанами, которые выуживают у людей честно заработанные деньги».

Работа содержит 1 файл

Альтернативная медицина.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

Научной общественности пора положить конец вседозволенности, царящей в сфере альтернативной медицины. Двух видов медицины —  традиционной и нетрадиционной —  быть не может. Есть только медицинская практика, которая прошла соответствующие испытания, и медицинская практика, которая таких испытаний не прошла; есть медицинская практика, которая работает, и медицинская практика, которая не работает. После того как способ лечения был тщательно проверен, уже не имеет значения, считался ли он когда-нибудь нетрадиционным. Если этот способ показал себя безопасным и эффективным, его примут на вооружение. Но притязания, рассуждения и свидетельства не могут заменить собой факты. Альтернативные методы лечения должны проходить не менее жесткую проверку, чем традиционные методы.  

 

БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ… И НАУЧНОСТЬ

Учитывая тот факт, что  современный рынок наводнен ошеломляющим множеством нетрадиционных методов  лечения, почему бы нам не оставить споры о том, что соответствует  традициям, а что нет, и просто сосредоточиться на вопросах безопасности и эффективности: что работает, а  что нет? В некоторых случаях  — к примеру, когда речь идет о  правильном использовании лекарственных  трав, — эта идея выглядит вполне разумной. Но если сосредоточиться только на безопасности и эффективности, можно упустить из виду более важный вопрос. Д-р Энджелл и д-р Кассирер упоминали методы лечения, теоретическое обоснование которых «противоречит фундаментальным законам науки». Эта проблема настолько важна, что при оценке методов лечения к основным критериям безопасности и эффективности следует добавить еще один: «научность». Каковы теоретические предпосылки этого метода? Согласуются ли они с научными данными, полученными за последнее столетие? Если они верны, придется ли нам редактировать или даже переписывать все учебники по биологии и физиологии?

Это не тривиальные и даже не философские вопросы. Столетиями люди пытались понять причины и способы  лечения болезней. К сожалению, до относительно недавнего времени  подавляющее большинство выводов, к которым они пришли, не улучшило чудесные защитные и восстановительные  силы организма. Большая часть истории медицинской науки выглядит, как длинный перечень причудливых теорий, богов и демонов, которых следовало призывать и отгонять, зелий, патентованных средств, экстравагантных варев, ритуалов и, что хуже всего, изуверских процедур (типа кровопускания, потребления ядов, сверления дырок в черепе) и прочих издевательств, которые люди в мантиях ученых изобретали для лечения болезней, — если, конечно, несчастным пациентам удавалось после этого выжить. Кто-то справедливо заметит, что традиционная китайская медицина, гомеопатия и некоторые другие системы врачевания дожили до наших времен главным образом потому, что они, как правило, почти не вредят пациенту и тем самым предлагают ему возможность вылечиться, не получая дополнительных травм от рук врачей и целителей. Кроме того, подобные методы черпают свою силу из необыкновенно важного целительного ресурса человека: надежды на выздоровление. Если врач или целитель поддерживает в пациенте уверенность и оптимизм, это повышает эффективность любого лечения — не только лишенного всякой научной основы, но и традиционного, опирающегося на серьезные научные изыскания.

Глядя на длинный перечень несчастий, с которыми ежедневно  сталкивались наши предки, мы не рискнем  назвать замечательный прогресс, которого достигла за последние сто  лет западная медицина, простой случайностью, совпавшей по времени с достижениями в области гигиены и общественного  здоровья. Этот прогресс зиждился на основных принципах биологии и физики, а  также на методологии исследований и разработок, которые по-прежнему пользуются признанием во всем мире. Врачу, жившему на границе XIX и XX столетий современная  традиционная медицина, при всех ее недостатках, показалась бы раем на земле. Конечно, у медицины ХХI века есть свои неразрешимые проблемы: рак, дегенеративные болезни и вирусы, пока не поддающиеся лечению. Есть у нас и недостатки в системе здравоохранения, со всех сторон давят финансовые проблемы, медицинские услуги не всем одинаково доступны, у медработников не хватает сочувствия к пациентам, диагнозы часто неверны, что влечет за собой тяжелые последствия. Лишь немногих наших современников, живущих в развитых странах, не удается вылечить от серьезных болезней и травм, которые еще несколько десятилетий назад были совершенно неизлечимы.

Ученые, которые произвели  настоящий прорыв в медицинской  науке, не исследовали «меридианы»  традиционной китайской медицины, не искали чакры аюрведы, не высчитывали микродозы гомеопатических лекарств, не пользовались «жизненной энергией» бесконтактного массажа и десятками других популярных методов лечения. Сторонники альтернативной медицины будут рады, если научный аппарат западной медицины подтвердит эффективность их методик, но сама западная наука никогда не взялась бы за разработку таких методик.

Поскольку альтернативные методы лечения необходимо проверять на соответствие фактам, мы разделили  эти методы на четыре категории в  зависимости от того, насколько они  согласуются с проверенными и  непреложными научными данными, особенно в сфере физики и биологии.

1. Научно обоснованные  методы. Теория и практика таких  методов не требуют отклонения  от непреложных принципов биологии, физики и физиологии человека.

2. Логические построения. К этой категории относятся  методы, которые имеют хотя бы  некоторое отношение к общепринятым  законам биологии (хотя бы в  плане терминологии), но в остальном  действуют на неизведанной территории.

3. «Все, что вам известно, — неправда». Сюда мы относим  методы, чьи представления о механизме  возникновения и лечения болезней  радикально расходятся с непреложными  принципами биологии. Некоторые  из этих методов, такие как  традиционная китайская медицина, представляют собой полноценные  и сложные системы охраны здоровья.

4. Вторжение в сферу  сверхъестественного. Эти методы открыто прибегают к участию и помощи сверхъестественных сил и существ.

Величайшее достоинство  традиционной медицины всегда заключалось  в том, что, исследуя природу и  причины болезней, изобретая и  испытывая методы лечения и разрабатывая мощные технологии, она опиралась  на научную методологию. Самым слабым местом традиционной медицины сегодня  оказались способы распространения  ее услуг и продуктов — и  именно здесь она многому может  поучиться у альтернативных методов  лечения. Традиционная медицина попала в глубокую колею, в которой царят  теснота, высокие цены и чрезмерное увлечение технологическими новшествами  и инвазивными процедурами4. Она не проявляет интереса к вопросам, которые так интересуют сторонников альтернативных методов: профилактике, обучению основам и установлению целительных взаимоотношений между врачами и пациентами. Будет неплохо, если традиционная медицина станет уделять таким вопросам больше внимания, однако это было бы серьезным отклонением от привычного курса и потребовало бы фундаментальных перемен в мышлении как пациентов, так и врачей. Чего традиционной медицине не следует делать, так это отказываться от интеллектуальных традиций, которые за последнее столетие привели к столь беспрецедентному прогрессу. Реформа способов донесения достижений медицины до пациентов вовсе не требует отказа от разума и жестких стандартов.

Научный метод — не враг тем, кто верит в Писание и  его благую весть о жизни, смерти и воскресении Христа ради нас. Христиане  должны находиться на переднем крае научных  изысканий и быть самыми осторожными (и скептически настроенными) исследователями  альтернативных методов лечения. К  сожалению, в действительности слишком  часто случалось обратное. Христиане с подозрением относились к науке (возможно, в их глазах наука ассоциировалась с противниками христианской веры, особенно с эволюционистами) и легкомысленно принимали на вооружение не только иррациональные, но и противоречащие Писаниям медицинские идеи. Так, некоторые увлекись методами манипуляции невидимыми «жизненными энергиями» — очевидно, не замечая глубокую связь этих методов с ведизмом, даосизмом и монизмом, или наивно полагая, что сокрытую в таких методах фундаментальную и духовно нейтральную истину можно отсечь от нехристианских корней.

Западная медицина, столь  многого достигшая благодаря  интеллектуальным и технологическим  ресурсам, постоянно подвергается опасности  лишиться души и сердца. Альтернативная медицина, в свою очередь, ищет связи  с сердцами и душами, но слишком  часто сознательно отказывается от разума и здравого смысла. В своем  стремлении исцелить всего человека — его дух, душу и тело, как  неустанно напоминают нам их публикации, — многие самые известные приемы альтернативной медицины толкают пациентов  прямиком в объятья восточного мистицизма. Таким образом, христианин, желающий познакомиться с вариантами лечения, которые выходят за рамки традиционной медицины, оказывается в некотором  затруднении: как это сделать, не отказавшись от здравого смысла или, что еще хуже, не поступившись основополагающими  истинами Писания? Вот несколько  советов тем, кто столкнулся с  этой проблемой:

1. Узнайте о  том, как функционирует Ваше  тело. Возьмите в библиотеке несколько книг или посещайте открытые лекции по основам физиологии. (Важный совет — если в книгах или лекциях упоминаются меридианы и чакры, обратитесь к другому источнику информации.)

2. Разберитесь  в принципиальных различиях между  учением Библии и основными  положениями других философий  и мировоззрений, — особенно тех, которые берут начало на Востоке или в Движении Новой Эры. Но зачем тратить время на всякие «измы», спросите Вы, если мы столько можем узнать из Библии? Затем, что даже минимальное знакомство с их терминологией и взглядами может уберечь Вас от серьезных духовных неприятностей. Для начала мы советуем Вам прочесть великолепную книгу Джеймса Сайра «Парад миров» (СПб.: «Мирт», 1997) или познакомиться с материалами Центра апологетических исследований.

3. Лечение травами  и употребление пищевых добавок  не подвергает опасности Вашу  веру (хотя и чувствительно бьет по Вашему карману). Но помните — слова ничего не стоят. Гораздо проще делать необыкновенные заявления, чем доказать их истинность. Если реклама звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, скорее всего, она далека от реальности.

4. Мы уже говорили  и хотим еще раз повторить:  держитесь подальше от целителей,  которые якобы манипулируют невидимой  «жизненной энергией». Их «наука» — чистая фикция, а их мировоззрение сводится к тому, что все мы — Бог (даже если они объясняют это иными словами).

5. Рискуя показаться  ограниченными людьми, мы все  же рекомендуем Вам не связываться  с йогой — даже если речь идет лишь о физических и дыхательных упражнениях. Слово «йога» происходит от санскритского понятия, означающего «ярмо» или «союз», и конечная цель любой йоги — дать человеку ощущение единства с Брахманом, безличным божеством индуизма. Возможность свободно заниматься йогой, к сожалению, придает этим упражнениям невинный и духовно нейтральный облик, который едва ли им приличествует.

Мы считаем, что боевые искусства, например, можно преподавать  и изучать вне связи с их духовными истоками, но о йоге того же самого сказать нельзя. Различные  приемы боевых искусств — будь то атакующие  или оборонительные — можно преподавать  в отрыве от восточной философии, но йога, как нам представляется, неразрывно связана со стоящей за ней философией и религией. Исследователи-христиане  Джон Уэлдон и Клиффорд Уилсон подытожили проблему таким образом:

Йога преследует ту же цель, что и индуизм — осознание  индуистского Бога, т. е. йог должен осознать, что он составляет одно целое  с Брахманом, всевышним безличным  индуистским Богом. Физические упражнения йоги подготавливают тело к психическим  и духовным изменениям, необходимым  для того, чтобы эта идея отпечаталась в сознании и сущности человека. Поэтому говорить об отделении практики от теории в йоге бессмысленно. С  точки зрения христианства возможность  разделить эти две сферы представляется сомнительной. «Я занимаюсь йогой, но индуизм тут не при чем», — это неверное утверждение5.

Словосочетание «христианская  йога» — оксюморон6. Если цель йоги, по определению, заключается в том, чтобы слиться с Брахманом путем дыхательных упражнений, которые помогают обуздать прану, не может быть никаких сомнений, что йога прямо противоречит христианству, равно как и многим другим религиям. Как нам кажется, хорошей заменой йоге будут занятия физкультурой, не связанные ни с какой религиозной философией.

6. Не забывайте  о пользе спортивных занятий  на свежем воздухе. Доказано, что такое простое упражнение, как ежедневная получасовая прогулка защищает от целого ряда проблем со здоровьем.

7. Наконец, мудро  пользуйтесь достижениями традиционной  медицины. Мы надеемся, что Вы сумеете найти врача, который сможет выслушать Вас, ответить на Ваши вопросы и беспристрастно разъяснить Вам плюсы и минусы всех возможных вариантов лечения, в том числе и альтернативных.

 

 

 

 Paul C. Reisser, M.D., Dale Mabe, D.O., Robert Velarde. Examining Alternative Medicine: An Inside Look at the Benefits & Risks (Downer Grove, IL: InterVarsity Press, 2001), pp. 24-31, 266-269.

Переведено и  издано с разрешения авторов. Любое  другое использование запрещено.

Ó Перевод на русский язык "Центр апологетических исследований", 2001 

 

ССЫЛКИ

  1. David Eisenberg et al., «Trends in Alternative Medicine Use in the United States, 1990-1997: Results of a Follow-up National Survey», Journal of the American Medical Association 280 (1998), pp. 1569-1575; David Eisenberg et al., «Unconventional Medicine in the United States: Prevalence, Cost, and Patterns of Use», New England Journal of Medicine 328 (1993), pp. 246-252.
  2. «В понятие дополняющей и альтернативной медицины включают широкий спектр медицинских теорий, подходов и методик. Как правило, это понятие применяется к методам лечения и здравоохранения, которым обычно не учат в медицинских школах, которые обычно не используют в больницах, и ущерб от которых обычно не возмещают страховые компании» (NIH National Center for Complementary and Alternative Medicine Clearinghouse, «Frequently Asked Questions», October 1998, p. 1).
  3. Daniel P. Eskinasi, «Factors That Shape Alternative Medicine», Journal of the American Medical Association 280 (1998), pp. 1621-1623.
  4. Инвазивная процедура — процедура, подразумевающая прокол или разрез кожи или введение в тело инструмента или чужеродного материала.
  5. John Weldon, Clifford Wilson. Occult Shock and Psychic Forces (San Diego, CA: Master Books, 1980), p. 71.
  6. Оксюморон — соединение взаимоисключающих понятий.

Информация о работе Понятие альтернативной медицины