Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:47, доклад
Поговорите с восторженным врачом-приверженцем альтернативной медицины, и вы услышите о «древних и общечеловеческих формах врачевания, способных расширить и обогатить наши представления о болезни, здоровье и благополучии». Обратитесь к непримиримому критику, и он посоветует вам не связываться с «суеверной ерундой, псевдонаукой и шарлатанами, которые выуживают у людей честно заработанные деньги».
НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
Гуманитарный факультет
Кафедра социальной и консультативной психологии
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психотерапия»
НА ТЕМУ:
«Понятие альтернативной медицины»
Выполнила:
студентка V курса
дневного отделения
Беляева Яна Александровна
Проверил(а):
Каипова Айида Дамировна
Волхов
2012
Что такое альтернативные
методы лечения? (И какие методы лечения
называются альтернативными?)
Д-р Пол Рейссер, д-р Дэйл Маби, Роберт Веларде
Что именно следует называть альтернативными методами лечения? Определений существует множество, но во многих случаях трудно отделить определение от частного мнения человека об этом феномене.
Поговорите с восторженным врачом-приверженцем альтернативной медицины, и вы услышите о «древних и общечеловеческих формах врачевания, способных расширить и обогатить наши представления о болезни, здоровье и благополучии». Обратитесь к непримиримому критику, и он посоветует вам не связываться с «суеверной ерундой, псевдонаукой и шарлатанами, которые выуживают у людей честно заработанные деньги». Побеседуйте с любителем альтернативного лечения, и он скажет вам: «Это естественные и безопасные методы, которые помогают моему организму исцелять самого себя; позволяют мне поддерживать здоровье без лекарств и хирургических операций; очищают мое тело от токсинов; регулируют и повышают мой тонус и воздействуют на меня как на единое целое — тело, душу и дух». Спросите мнение вечно занятых практикующих врачей и получите самый широкий спектр ответов: от «Слушайте меня или уходите» до «Делайте, что хотите, только выполняйте мои предписания». Спросите человека, который ничего не знает и не хочет знать о таких методах лечения, и вы, вероятно, услышите, что альтернативная медицина — это «лечение без лекарств и скальпеля». А кто-то, возможно, ответит вам известным афоризмом законодателей по поводу порнографии: «Я не уверен, что смогу дать ей определение, но точно узнаю ее, когда увижу!»
Одно простое определение,
неплохо служившее нам в
КУЛЬТУРА, СРЕДА И ПРИЗВАНИЕ
Определить, что является, и что не является альтернативной (нетрадиционной) медициной, трудно еще и потому, что это определение меняется в зависимости от культуры, социальной среды и точки зрения. На значительной территории земного шара именно традиционная западная медицина считается «альтернативной» по отношению к общепринятым в тех краях представлениям о здоровье и болезни человека. В предыдущие века многие основополагающие понятия западной медицины тоже назвали бы «нетрадиционными», а то и попросту бессмыслицей и шарлатанством. Понимая, что власть, политика, предубеждения и экономика оказывают влияние на то, что именно считается традиционной медициной, некоторые авторы описывают альтернативные методы лечения не с медицинской, а, скорее, с культурной и социологической точки зрения. Например, д-р Дэниэл Эскинази из Колумбийского университета предлагает определение, базирующееся на том, в какой степени тот или иной метод врачевания соотносится с общепризнанными в обществе нормами:
Я предлагаю определять альтернативную медицину как широкий спектр методов здравоохранения (т. е. уже доступных общественности), которые с трудом укладываются в рамки доминирующей модели здравоохранения, поскольку они ставят под сомнение различные верования и принципы (культурные, экономические, научные, медицинские и образовательные), существующие в обществе. Это определение высвечивает факторы, которые могут играть важную роль в априорном принятии или отвержении обществом различных альтернативных методов здравоохранения3.
К примеру, такая система врачевания, как индийская «аюрведа», разработанная вне контекста американской культуры, не может рассчитывать на широкое признание, потому что она не вписывается в рамки общепринятых ценностей и догм. Но если влиятельный сторонник подобной системы, такой как доктор медицины Дипак Чопра, спокойно изложит ее основы в более привычных для нас западных понятиях, она вполне может перейти из разряда альтернативной в разряд традиционной медицины.
Д-р Джеймс И. Дален, редактор журнала Archives of Internal Medicine, придерживающегося традиционных взглядов, предлагает другое определение альтернативной (нетрадиционной) медицины, основанное на том, из каких источников те или иные методы пришли в нашу культуру: «Традиционные методы лечения вводятся в употребление консервативными западными врачами и учеными, в то время как нетрадиционные формы исходят от «пришлых»… Американская медицинская наука испытывает предубеждение к «пришлым», которые вносят предложения относительно методов лечения, в особенности, когда эти люди обращаются непосредственно к широкой аудитории».
В определенной степени, это правда. К тем, кто сообщает широкой общественности о «прорыве в медицине» прежде, чем новость оценят коллеги-врачи, в профессиональных кругах относятся со вполне оправданным подозрением. Зачастую пристальная научная проверка показывает, что новые методы лечения далеко не столь эффективны, как описывает реклама.
Врачи-сторонники традиционной медицины действительно с большей охотой выслушивают новые идеи из уст своего коллеги, имеющего блестящую репутацию, а не «чужака». По крайней мере, какое-то время. Но, если теория покажется им слишком невероятной, и особенно если эта теория — всего лишь частное мнение, они быстро утратят к ней всякий интерес. Хороший пример — теория д-ра Лайнуса Полинга о способности больших доз витамина С предотвращать и лечить простуду, рак и другие недуги. Лауреат двух Нобелевских премий, в том числе одной в области биохимии, Полинг так и не смог убедить в своей правоте большинство медиков. Несмотря на личные заслуги, ученый оказался в трудном положении, особенно после того, как контрольные исследования не подтвердили его предположения. В целом, западные врачи с большей готовностью примут новые идеи, если они подтверждаются продуманными и несколько раз перепроверенными исследованиями, и далеко не всегда готовы следовать за гласом вопиющего в пустыне, каким бы одаренным ни был этот человек.
КАТЕГОРИИ И СПИСКИ
Одним из самых распространенных, хотя и непрямых подходов к выработке определения альтернативной (нетрадиционной) медицины является объединение различных методов в обширные категории. Например, в 1994 г. Отдел альтернативной медицины (OAM) Национальных институтов здравоохранения (NIH) разработал несколько перечней альтернативных методов лечения, сведенных в семь категорий, чтобы упростить рассмотрение заявок на получения грантов. Категории были такими:
Каждая из этих категорий
охватывала целый ряд конкретных
методов лечения, зачастую весьма отличающихся
друг от друга и в теории, и
на практике. К примеру, к категории
«альтернативные системы
Обычного человека, да и профессионального медика тоже, эти перечни пугают и ошеломляют: «Так много методов лечения! Неужели все они работают? И как мне определить, каким из них пользоваться?» Национальный центр нетрадиционной и альтернативной медицины (NCCAM), пришедший на смену Отделу альтернативной медицины, пока мало чем помог людям, которых мучают подобные вопросы. Общедоступные публикации NCCAM не содержат никаких описаний или разъяснений, и уж тем более не дают никаких оценок достоинствам и недостаткам нетрадиционных методов лечения. Эти публикации проникнуты успокоительной непредубежденностью, которая наводит на мысль, что критериев, позволяющих сравнивать методы друг с другом, не существует. Похоже, жизненное кредо NCCAM — во всяком случае, сейчас — сводится к следующему: «Разбирайтесь сами».
В небольшой публикации под
названием «Интересуетесь нетрадиционными
и альтернативными методами лечения?»
NCCAM рекомендует перед тем, как
выбрать метод лечения или
врача, оценить «безопасность и
эффективность терапии или
Столь явное признание альтернативных методов лечения свойственно не только NCCAM, но и многим консервативным медицинским учреждениям и изданиям. Уже идут разговоры о том, что врачи в целом уже не проявляют особого желания подвергать тщательной проверке новые альтернативные методы лечения. Возможно, они просто не хотят показаться узколобыми критиками. В результате посыпались раздраженные, но ясные требования строже подходить к определению понятия нетрадиционной медицины. Критики альтернативных методов лечения часто ссылаются на передовицу из журнала New England Journal of Medicine за сентябрь 1998 г., в которой д-р Марша Энджелл и д-р Джером Кассирер провели между традиционной и альтернативной медициной куда менее лестные границы.
Говоря о научной проверке, они замечают:
На наш взгляд,
больше всего альтернативную медицину
отличает то, что она не проходила
научную проверку, а ее приверженцы
по большей части отрицают необходимость
такой проверки. Под проверкой
мы подразумеваем поиск
По поводу доверия к личным отзывам (т. е. свидетельствам отдельных пациентов об их реакции на конкретные виды лечения), Энджелл и Кассирер отмечают:
Можно возразить, что традиционная медицина тоже ссылается на отзывы пациентов, часть которых профессиональные журналы публикуют в качестве наглядных примеров. Но эти наглядные примеры отличаются от свидетельств, которыми оперирует альтернативная медицина. Они описывают хорошо документированное открытие в конкретном контексте… Мы могли бы опубликовать отзыв пациента — не для рекламы того или иного метода лечения, а как основание гипотезы, которая нуждается в надлежащей клинической проверке. В противоположность этим отзывам свидетельства об альтернативных методах лечения (которые обычно печатаются в книгах и журналах, предназначенных для широкого круга читателей) не подтверждены данными клинических испытаний, и уже сами по себе считаются достаточным подтверждением претензий на эффективность.
О допущениях, стоящих за альтернативной медициной, ученые отозвались особенно резко:
Альтернативная
медицина также отличается своей
идеологией, которая в значительной
степени отрицает биологические
механизмы, часто пренебрегает современной
наукой и опирается на якобы древние
методы и якобы природные
В заключительном параграфе своей статьи, который стал в буквальном смысле боевым кличем не только для скептиков и критиков, но и для сторонников альтернативной медицины, д-р Энджелл и д-р Кассирер бросили своим оппонентам вызов и предложили более основательный подход к разграничению традиционной и альтернативной медицины: