Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:51, реферат
Атрибуты ГКМ не следует отождествлять с биологическим или социальным полом. Ни один из мужчин, и ни одна из женщин не являются стопроцентными носителями феминности или маскулинности. Что касается конкретных представителей пола, то они - носители некоторых черт, идентифицируемых с образами маскулинности / феминности. Иными словами, конкретный мужчина или конкретная женщина воплощают в себе черты маскулинности и феминности, правда, в разных пропорциях.
|
Обнаружено
также, что мужчины демонстрируют
гораздо большую
Женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы.
Пирогов Н. И., великий русский хирург и педагогический деятель
Дж.
Уильямс (Williams J., 1999; Williams J., Best D., 1990) предложил
испытуемым из 25 стран использовать
300 наиболее употребительных
Вильямс отметил, что процент культурных сходств в характеристиках, которые дают мужчинам и женщинам, в 25 странах очень высок.
Наконец, в одной из последних работ (Prentice, Carrance, 2002) приводятся характеристики, типичные и нетипичные для мужчин и женщин с точки зрения гендерных стереотипов (табл. 3).
Таблица 2. Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами минимум в 19 из 25 стран (количество стран указано в скобках)
|
Таблица 3. Типичные желательные и нежелательные характеристики мужчин и женщин
|
При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин имеется своя специфика. Например, в Нигерии слова «заносчивый», «грубый», «ленивый», «шумный» были отнесены к женщинам. В Японии «хвастливыми», «несносными» и «неорганизованными» тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) — слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.
Исследование
гендерных стереотипов в
Бендас Т. В., 2000, с. 52.
Интересным оказалось, что при составлении своего индивидуального портрета 25% женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество мужчин описали себя как типичных женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть мужчину-друга, соответствующего описанию типичного мужчины, а женщину-подругу — соответствующей описанию типичной женщины.
Сходные данные получены и другими психологами (Street et al. S., 1995).
В. Г. Горчакова (2000) выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.
Если
проанализировать представления о
личностных качествах мужчин и женщин
с точки зрения их привлекательности,
то явное преимущество останется
за женщинами. Мужчина, несмотря на ряд
имеющихся достоинств, предстает
этаким монстром: агрессивный, амбициозный,
грубый, дерзкий, заносчивый, жестокий,
неотесанный, несносный, эгоцентричный,
ленивый, хвастливый, тупоголовый, самоуверенный,
недобрый. По сравнению с ним женщина
— просто ангел; она, как пишут
Е. М. Зуйкова и Р. И. Ерусланова (2001),
добра, гуманна, демократична, отрицательно
относится к насилию, остро переживает
несправедливость, более отзывчива
к чужим переживаниям, легче поддается
воспитанию. Кроме того, она мягкосердечная,
спокойная, привлекательная, покорная.
По сравнению с этими
Между
тем А. Маслоу считает, что понятия
«мужское» и «женское» не отражают
сущности явления, которое они должны
раскрывать. Они только вводят людей
в заблуждение, так как качества,
которые в обществе считаются
присущи ми мужчине, подчас в большей
степени обнаруживаются у женщин,
и наоборот.