Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:51, реферат
Атрибуты ГКМ не следует отождествлять с биологическим или социальным полом. Ни один из мужчин, и ни одна из женщин не являются стопроцентными носителями феминности или маскулинности. Что касается конкретных представителей пола, то они - носители некоторых черт, идентифицируемых с образами маскулинности / феминности. Иными словами, конкретный мужчина или конкретная женщина воплощают в себе черты маскулинности и феминности, правда, в разных пропорциях.
Атрибуты ГКМ не
следует отождествлять с
В то же самое время каждый представитель мужского пола в большей или меньшей степени, помимо маскулинных, является носителем некоторых феминных качеств. Аналогично обстоит дело и с представительницами прекрасной половины, которые, помимо основного феминного качества, обладают отдельными маскулинными свойствами как неосновными. Подобная асимметрия между биологическим полом, с одной стороны, и соответствующими идентификационными социальными параметрами - с другой, обусловлена некоторыми природными и в еще большей степени особенностями жизни в обществе, распределением необходимых функций между мужчинами и женщинами.
Природные обстоятельства
исследуемой нами асимметрии связаны
с тем, что гены мужчины и женщины
отнюдь не являются на сто процентов
только мужскими или женскими. Речь
идет о наличии в мужской
К концу XX столетия наши взгляды на возможности женщин и женского лидерства во многом изменились. Стало очевидным, что между полами возможен не только успешный обмен социальными ролями и функциями, но даже известная биологическая взаимозаменяемость и взаимообратимость. В целом, если задаться вопросом о том, чего все-таки больше между мужчинами и женщинами – различия или сходства, – то предпочтение следует отдать последнему. При этом превалирование момента сходства имеет как генетические, так и социальные основания.
Исследования последних
лет отмечают устойчивую тенденцию
во многих регионах мира к сближению
стандартов поведения мужчин и женщин,
образов маскулинности и
Прежде всего, наметившаяся
тенденция к определенному
Любые фигуранты
в системе гендерных
Означает ли вышесказанное, что цивилизация и далее пойдет по пути полного выравнивания всякой гендерной асимметрии и унификации лидерских способностей двух полов? Полагаю, что магистральный путь развития цивилизации направлялся и направляется не столько по пути достижения полной гендерной симметрии, сколько в сторону устранения вопиющей дискриминации женщины в современном мире, достижения гармоничного взаимодействия и развития обоих полов. Если же социум поставил бы себе вдруг цель достижения абсолютной гендерной симметрии - это был бы путь к самоубийству и вырождению. Следует надеяться, что здоровые социальные инстинкты и разум человечества поставят заслон подобному развитию событий. Ведь “...оба пола и то, что они символизируют, - мужской и женский принципы в мире, во Вселенной и в каждом из нас - являются двумя полюсами, которые должны сохранить свои различия, свою противоположность, чтобы создать плодотворную динамику, производительную силу, которая соответствует этой полярности” (3, 119).
Итак, маскулинность
и феминность являются атрибутами ГКМ,
ее центральными образами. Сущность
маскулинности и феминности свое адекватное
выражение находит в понятиях мужественности
и женственности. Иными словами, маскулинность
и феминность следует определить как,
соответственно, мужественный и женственный
способы репрезентации, характерные именно
для ГКМ. Взаимосвязь ее атрибутов – маскулинности
и феминности – подчиняется закону дополнения
противоположностей.
Полоролевые стереотипы — это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться.
Существуют стереотипы
«настоящего мальчика» (тот должен
быть волевым, уверенным в себе, сильным,
жестким, практичным и напористым) и
«настоящей девочки» (она нежная, зависимая,
чувствительная, разговорчивая, кокетливая,
опрятная). Матери еще в младенчестве
поощряют мальчиков проявлять большую
физическую активность, побуждают их
ползать и играть. А с девочками
их родители обращаются более мягко,
побуждая больше разговаривать. Отцы даже
в большей степени, чем матери,
приучают детей к соответствующим
половым ролям, подкрепляя, поощряя
развитие женственности у своих
дочерей и мужественности — у
сыновей. Если отец покинул семью
до того, как его сыну исполнилось
5 лет, то тот впоследствии часто
оказывается более зависимым
от своих ровесников и менее уверенным
в себе, чем мальчик из полной
семьи. На девочках отсутствие отца сказывается
прежде всего в подростковый период.
Хорошие отцы способны помочь своим
дочерям научиться
Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» очень рано, но до 5-6 лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить, как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье, то мальчик превратится в девочку). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был — мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К 6-7 годам большинство детей уже не делают подобных ошибок, они достигают ступени, которую называют «константностью пола».
На генетическом,
физическом уровне девочки более
близки со своим отцом, а вот девушки
на психологическом, личностном уровне
— с матерью (уровень беспокойства,
степень потребности в опеке
и т. п.). У девочки наиболее резко
скачок в сторону развития женских
качеств и соответствующей
Среда также влияет на формирование мужественности или женственности. Например, национальные традиции обусловливают более зависимое и подчиненное поведение у восточных женщин, чем у европейских. Социальные и экономические условия вызывают необходимость предприимчивого, доминирующего и агрессивного поведения у мужчин. В последнее время это требуется и для женщин, живущих в условиях западной рыночной цивилизации, поэтому количество волевых, независимых, «деловых» и даже агрессивных женщин возрастает.
Влияют и традиции
воспитания и семьи. Например, гиперопека
матери над сыном способна привести
к появлению «маменькиного
Мужественный
мужчина характеризуется как
стойкий, смелый, настойчивый, практичный,
немногословный, физически сильный,
с мускулистым телосложением, с
хорошей координацией движений, властный.
Показатели ума являются приятным,
но не обязательным дополнением к
этому портрету. Литературные примеры
такого типа — князь Болконский,
Овод, Григорий Мелехов, Атос, Джеймс Бонд
и т. п.
Женственный мужчина — робкий, неспособный к лидерству, мягкий и излишне добрый, часто неловкий в движениях, имеющий хрупкое, астеничное или полное рыхлое телосложение, а сверхженственный даже напоминает женщину и физически, и психологически: он любит наряжаться, кокетничать, сплетничать и т. п. Литературные примеры такого типа — Пьер Безухов, Ленский, Чичиков, Дон-Жуан и т. п.
Мужественная женщина отличается склонностью к доминированию, к риску, самостоятельности, она решительна, смела, физически вынослива, внешне может быть мужеподобной: ее телосложение не имеет округлых женских форм, черты лица резкие. Всем известны такие мужественные женщины: Жанна д'Арк, Мария Стюарт, Екатерина из «Грозы» А. Н. Островского, Каменская, Скай О'Малли, Дзена, Софья Ковалевская, дочь Лили из книги «Дочь Монтесумы».
Женственная женщина характеризуется повышенной эмоциональностью, непредсказуемостью, физической и сексуальной привлекательностью, нуждается в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении и зависимости от других. Литературные примеры: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Анна Каренина, Офелия.
Целостное половое
самосознание (психологический пол)
закрепляется в юношеском возрасте
и ранней молодости. В этом возрасте
могут происходить переоценки себя
в половом отношении. Например, несмотря
на морфологический мужской пол,
человек может психологически осознавать
себя близким женскому, что приводит
к проявлению у него женских стилей
поведения или в ряде случаев
обусловливает решение
Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).
Половые стереотипы отражают представления о мужественности — женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.
К психофизиологическим характеристикам, дифференцирующим в массовом сознании мужчин от женщин, относятся агрессивность, доминантность, уверенность в себе, независимость, смелость, грубость, активность и логичность мышления мужчин и зависимость, кротость, боязливость, мечтательность, суеверность, эмпатичность, тревожность и эмоциональность женщин
И. Броверман с соавторами (Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристики типичным мужчине и женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 1).
Полоролевые
стереотипы в немалой степени
присущи и профессионалам, близко
знакомым с психологией. И. Броверман
с коллегами изучил описания мужчин
и женщин, данные клиническими практиками,
психиатрами и социальными
Дж. Макки и А. Шериффс (McKee, Sheriffs, 1957) пришли к выводу, что типично мужской образ — это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.