Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:52, реферат
Подростковый возраст сам по себе характеризуется как период повышенной эмоциональной возбудимости, что проявляется в изменчивости настроения, появления взрывных эмоций, тревожности, агрессивности и других бурных эмоциональных проявлений. Показано, что эмоциональное неблагополучие подростка прямо взаимосвязано с системой его отношений: трудностями общения со сверстниками и окружающими взрослыми, школьной успешностью, самоотношением.
Введение.
Глава I. Эмоциональная сфера и семейные взаимоотношения подростка
Глава II. Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием
Заключение
Литература
Глава II. Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием.
По своим клиническим
проявлениям пограничные
Развитию пограничных
нервно-психических
Критическими возрастами, предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности.
Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.
На возможности поиска,
восприятия, анализа, синтеза, хранения
и применения информации влияют как
биологические, так и социально-
Важную роль в информационном
обмене между организмом и средой
играют эмоции (почему нарушения эмоциональной
сферы при пограничных
Наиболее характерная
черта ребенка – его
Эмоциональный контакт родителей и детей - одно из условий нормального психического развития, формирования характера и личности. Проблемы эмоционального контакта с родителями у детей, которые впоследствии заболевают неврозами, обусловлены прежде всего гиперсоциальной направленностью личности матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанности, повышенной принципиальности, трудности компромиссов. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой - поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением [1; 19].
При виде воспитания эмоционального отвержения, ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).
Скрыто эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Условия жестоких взаимоотношений нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке «срывают зло» на других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка — они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров.
Это — душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия — все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
Н. И. Озерецкий (1932), обследуя подростков-беспризорников 20-х годов — одного из тяжелых последствий гражданской войны и разрухи, отметил, что их образ жизни способствовал «искусственной эпилептоидизации» характера.
Система жестоких взаимоотношений может культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных, несмотря на материальную обеспеченность и, казалось бы, строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми и робкими, понуждение к неблаговидным поступкам, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучение других — все это легко процветает, если воспитательная работа отличается формализмом.
Повышенная моральная ответственность по отношению к подросткам со стороны родителей питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.
В другом случае условия
повышенной моральной ответственности
создаются, когда на малолетнего
подростка возлагаются
На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.
Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания, принятый в этой семье [10; 79].
Так или иначе, неврозы вызывают резкое эмоциональное перенапряжение с иррадиацией в соматические процессы и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшего положения. Постоянно или часто повторяющиеся эмоциональное и умственное напряжение, психический стресс и депрессии провацируют различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях в организме. [2; 16].
Заключение
Для подростков характерны разнообразные эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств: тревожность, агрессивность, возбудимость, низкий самоконтроль, повышенная напряженность, нестабильность самоотношения и другие. На формирование характера и личности подростка большое влияние оказывает семейное воспитание. Чрезмерная или, напротив, недостаточная забота родителей о подростке, неадекватное удовлетворение его потребностей, нарушение в предъявлении требований, установление запретов, предъявлении санкций может приводить к аномалии развития эмоционально-личностной сферы и провоцировать симптомы нервно-психических расстройств.
Взаимосвязь эмоционального состояния
подростка и стиля
Литература
Информация о работе Пограничные нервно-психические расстройства подростков