Пограничные нервно-психические расстройства подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Подростковый возраст сам по себе характеризуется как период повышенной эмоциональной возбудимости, что проявляется в изменчивости настроения, появления взрывных эмоций, тревожности, агрессивности и других бурных эмоциональных проявлений. Показано, что эмоциональное неблагополучие подростка прямо взаимосвязано с системой его отношений: трудностями общения со сверстниками и окружающими взрослыми, школьной успешностью, самоотношением.

Содержание

Введение.
Глава I. Эмоциональная сфера и семейные взаимоотношения подростка

Глава II. Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием


Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Введение. реферата.docx

— 36.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием.

По своим клиническим  проявлениям пограничные нервно-психические  расстройства весьма многообразны, особенно в подростковом возрасте, и характеризуются  маскированностью, фрагментарностью клинической картины, психопатологической незавершенностью симптоматики.

Развитию пограничных  нервно-психических расстройств  у детей и подростков способствует целый ряд факторов: органическое поражение головного мозга (патология  беременности и родов, травмы и инфекции, перенесённые в первые годы жизни), соматические заболевания, повышенная ранимость нервно-психической сферы в переходные возрастные периоды, индивидуальные особенности личности, конституциональная предрасположенность. Важная роль отводится психотравмирующим факторам, под воздействием которых происходит нарушение адаптации подростка в социуме.

Критическими  возрастами, предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как  биологические, так и социально-психологические  факторы. Характер информации также  имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально  предсказуемой среде функциональная активность психических процессов  снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость  значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной  сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах  действия: совпадают ли смоделированные  параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам [10; 79].

Наиболее характерная  черта ребенка – его эмоциональность. Он очень живо откликается на негативные и положительные изменения в  его окружении. Эти переживания  в большинстве случаев носят  позитивный характер. Они имеют очень  большое значение в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако, при определенных условиях чувства  могут играть и отрицательную  роль, приводя к невротическим или соматическим расстройством. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоции достигает такой степени, что становится причиной стресса [6; 29].

Эмоциональный контакт родителей  и детей - одно из условий нормального  психического развития, формирования характера и личности. Проблемы эмоционального контакта с родителями у детей, которые  впоследствии заболевают неврозами, обусловлены прежде всего гиперсоциальной направленностью личности матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанности, повышенной принципиальности, трудности компромиссов. С одной стороны, эти матери много опекают и тревожатся, а с другой - поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением [1; 19].

При виде воспитания эмоционального отвержения, ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).

Скрыто эмоциональное  отвержение имеет место тогда, когда  мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном  или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывают  на это. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное  отвержение к детям как недостойное  и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений  нередко сочетаются с крайней  степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться  открыто — суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более  тем, что на ребенке «срывают зло» на других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка — они  господствуют во всей атмосфере непосредственного  окружения, хотя в семье могут  быть и скрыты от посторонних взоров.

Это — душевное безразличие  друг к другу, забота только о самом  себе, полное пренебрежение к интересам  и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия — все это может  быть без громких скандалов, без  драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Н. И. Озерецкий (1932), обследуя подростков-беспризорников 20-х годов — одного из тяжелых последствий гражданской войны и разрухи, отметил, что их образ жизни способствовал «искусственной эпилептоидизации» характера.

Система жестоких взаимоотношений  может культивироваться также между  воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных, несмотря на материальную обеспеченность и, казалось бы, строго регламентированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми и робкими, понуждение к неблаговидным поступкам, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучение других — все это легко процветает, если воспитательная работа отличается формализмом.

Повышенная моральная  ответственность по отношению к  подросткам со стороны родителей  питают большие надежды в отношении  будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они  часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия  повышенной моральной ответственности  создаются, когда на малолетнего  подростка возлагаются недетские  заботы об уходе за младшими или  больными и беспомощными членами  семьи. [8; 103-104-105].

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении  отклонений в развитии личности, могущих  привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания, принятый в этой семье [10; 79].

Так или иначе, неврозы  вызывают резкое эмоциональное перенапряжение с иррадиацией в соматические процессы и непреодолимую личностную потребность в ликвидации создавшего положения. Постоянно или часто  повторяющиеся эмоциональное и  умственное напряжение, психический  стресс и депрессии провацируют различные отклонения в психической деятельности и физиологических функциях в организме. [2; 16].

Заключение

Для подростков характерны разнообразные  эмоциональные и поведенческие  отклонения личностных свойств: тревожность, агрессивность, возбудимость, низкий самоконтроль, повышенная напряженность, нестабильность самоотношения и другие. На формирование характера и личности подростка большое влияние оказывает семейное воспитание. Чрезмерная или, напротив, недостаточная забота родителей о подростке, неадекватное удовлетворение его потребностей, нарушение в предъявлении требований, установление запретов, предъявлении санкций может приводить к аномалии развития эмоционально-личностной сферы и провоцировать симптомы нервно-психических расстройств.

Взаимосвязь эмоционального состояния  подростка и стиля воспитательной практики родителей диктует необходимость  более подробного изучения этого  вопроса и разработки на этой основе соответствующей психокоррекционной программы, направленной на горманизацию внутреннего мира подростка и семейных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. А.И.Захаров. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.
  2. Батаршев А. В./ Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – 320 с.
  3. Казанская В. «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  5. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. – 3-е изд. – СПб.: Спец. Лит, 2007. – 463 с.
  6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
  7. Коркина М.В. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов / М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с.)
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СпБ: Речь, 2009.
  9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  10. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии.
  11. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под ред. И. В. Дубровиной. Киров: Эниом, 1991.
  12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006 — 320 с.
  13. Свядощ А. М. Неврозы (руководство для врачей) СПб.: Питер Паблишинг, 1997 – 448 с. – (Серия «Практическая медицина»).
  14. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. – 304 стр. ил.
  15. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
  16. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. (3-е издание, 2000 г.)

Информация о работе Пограничные нервно-психические расстройства подростков