Пограничные нервно-психические расстройства подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Подростковый возраст сам по себе характеризуется как период повышенной эмоциональной возбудимости, что проявляется в изменчивости настроения, появления взрывных эмоций, тревожности, агрессивности и других бурных эмоциональных проявлений. Показано, что эмоциональное неблагополучие подростка прямо взаимосвязано с системой его отношений: трудностями общения со сверстниками и окружающими взрослыми, школьной успешностью, самоотношением.

Содержание

Введение.
Глава I. Эмоциональная сфера и семейные взаимоотношения подростка

Глава II. Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием


Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

Введение. реферата.docx

— 36.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.

Глава I. Эмоциональная сфера и семейные взаимоотношения подростка

 

Глава II.  Пограничные нервно-психические расстройства в подростковом возрасте и их связь с семейным воспитанием

 

 

Заключение

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый  возраст – это переходный период между детством с его полной зависимостью от взрослых и взрослой независимой  жизнью.

Для подростков характерен особый комплекс поведенческих реакций, так называемый, пубертатный кризис: реакции эмансипации  и группирования со сверстниками, хобби-реакции, сексуальные реакции. Проявления этих реакций нередко  ведет к конфликтам подростка  с родителями и учителями, рассматривается  как отклоняющееся поведение  и сопровождается сильными эмоциональными реакциями.

Подростковый  возраст сам по себе характеризуется  как период повышенной эмоциональной  возбудимости, что проявляется в  изменчивости настроения, появления взрывных эмоций, тревожности, агрессивности и других бурных эмоциональных проявлений. Показано, что эмоциональное неблагополучие подростка прямо взаимосвязано с системой его отношений: трудностями общения со сверстниками и окружающими взрослыми, школьной успешностью, самоотношением.

Поведенческие и эмоциональные отклонения у  подростков могут приводить к  возникновению симптомов пограничных  нервно-психических расстройств, для  которых характерны подвижные переходы подвижные переходы между нормой и патологией, подвижные границы  между отдельными формами внутри группы пограничных состояний, подвижные  взаимосвязи биологических и  социальных факторов в их патогенезе.

Важным  фактором, который может положительно и отрицательно повлиять на эмоциональное состояние подростка и его адаптацию к социуму, выступает семья. Одной из задач семьи с подростком является установление баланса между свободой и ответственностью. Это подразумевает необходимость предоставления подростку большей свободы и одновременно делегирование ему большей ответственности за свое поведение при обязательном сохранении контроля со стороны родителей и отсутствия вседозволенности.

Конфликт  между родителями и подростком, игнорирование  его возрастных особенностей и потребностей может усугубить эмоциональные  и поведенческие проблемы и усилить  риск нервно-психической патологии.

Цель  настоящего реферата – проанализировать особенности эмоциональной сферы  подростка в контексте его  семейных взаимоотношений (в связи  с задачами психопрофилактики пограничных нервно-психических расстройств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Эмоциональная сфера и семейные взаимоотношения подростка.

Самопознание подростка активно осуществляется по самым различным областям собственного «Я»: физической, личностной, познавательной, эмоциональной и т. п. В этот период продолжается развитие Я-концепции, в процессе которого характерными тенденциями являются:

•    обособление  самооценки от оценок окружающих;

•    самооценка выступает  как регулятор поведения;

•    неустойчивость самооценки.

Подросток испытывает потребность  в самопознании «Я», прибегая для  этого не только к самонаблюдению, но активно экспериментируя над  собой, проверяя свои возможности.

По мере самопознания и  одновременно с ним происходит становление самоотношения — эмоционально-оценочного отношения к своей личности (самопринятия, самоуверенности, самообвинения, самоинтереса и др.) [12; 176].

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому  личностно-значимые отношения к  другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных  реакций.

Для эмоциональной сферы  подростков характерны:

1) очень большая эмоциональная  возбудимость, поэтому подростки  отличаются вспыльчивостью, бурным  проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное  дело, страстно отстаивают свои  взгляды, готовы «взорваться»  на малейшую несправедливость  к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3)  повышенная готовность  к ожиданию страха, проявляющая  в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают  своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения;  обладая высокоразвитым чувством  собственного достоинства, они  могут заплакать от обиды, хотя  и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания  не только по поводу оценки  подростков другими, но и по  поводу самооценки, которая появляется  у них в результате роста  их самосознания;

6) сильно развитое чувство  принадлежности к группе, поэтому  они острее и болезненнее переживают  неодобрение товарищей, чем неодобрение  взрослых или учителя; часто  появляется страх быть отверженным  группой;

7) предъявление высоких  требований к дружбе, в основе  которой лежит не совместная  игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных  чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

8) проявление гражданского чувства патриотизма [4; 403].

Опыт человека всегда эмоционально окрашен. Память хранит эти эмоциональные  переживания. Положительные или  отрицательные эмоции могут закрепляться. Когда же человек встречает нечто  похожее на бывшее ранее, возникает соответствующее переживание. Например, подросток когда–то пережил ссору с хулиганами, которые спровоцировали ее словами: «Ну, ты, лох, ниче не понял? Иди отсюда!». Впоследствии, совершив какую–то оплошность, подросток делится неприятностью с отцом. Тот в ответ: «Тебя, как лоха, провели, обманули.» Подросток замыкается в себе и мучается из–за своей несостоятельности.

Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей родители всегда сочувствующие. Они создают у подростка уверенность в своей нужности. Эмоциональное отвержение – отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе. Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с ответственностью за свою жизнь. Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела и переживания. В таких семьях подростки излишне самостоятельны. В основе этой самостоятельности – безразличие родителей. Автономность родителей становится причиной дезадаптации подростка и ранней алкоголизации. Непоследовательность тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношений – от принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению. При этой тактике подросток чувствует себя незащищенным и нестабильным. Автономность родителей в сочетании с непоследовательностью свидетельствует об их безразличии. Они общаются с детьми «между делом». У них своя личная жизнь, подростки в нее не посвящаются. Другие члены семьи также заняты своим делом. Подростки остаются неприкаянными.

Эмоциональное опосредование определяет психологический климат в семье, который создается интересными родителями, домашними традициями, праздниками, подарками, розыгрышами, домашними играми и т. п [3; 100].

Один из компонентов взрослости подростка – его новые отношения  с родителями и взрослыми.

Отношения подростка с  родителями перестраиваются, причем не всегда «по вектору» взаимопонимания, сострадания и постоянной заботы. Сначала покажем, как психологически перестраиваются семейные отношения  и от чего зависит эта перестройка.

Несмотря на ощущение себя взрослым, подросток осознает, что  во взрослый мир ему трудно войти  из–за отсутствия разных навыков и умений, которые есть у взрослого, мировоззрения, неприятия многих устремлений взрослых людей. Внутренняя работа подростка напоминает среднего дошкольника – «почемучку», которому многое непонятно. Но если на вопросы «почемучки» отвечает взрослый, то подросток сам мучительно хочет докопаться до истины. Причем вопросы, которые он себе ставит, порой носят экзистенциальный характер: «Почему моя мать живет с отцом–пьяницей?», «Почему люди говорят одно, а делают другое?», «Разве можно одновременно говорить о красоте, о возвышенном, а в магазине покупать картошку?», «Почему мне все запрещают?» и т. д.

Иногда семейная картина  и того хуже: сплошная брань, при  которой то одна сторона, то другая просит помощи в разрешении конфликта  у своих детей–подростков. Между  детьми и родителями возникает эмоциональная  дистанция. Родителей «переоценивают», а подростки хотят автономии  и обособления. Но автономия не означает полного разрыва с родителями, хотя и это бывает. Стремление к  независимости сопровождается появлением собственных взглядов на многое: учение, труд, времяпрепровождение, деньги, взаимоотношение  полов, смысл жизни. Но, тем не менее, семейные ценности и нормы жизнедеятельности, если конечно, они принимаются, чтутся подростком. Однако самостоятельное определение своих желаний, поступков, занятий принимает форму демонстраций: «Почему вы диктуете мне, что мне делать? Я сам решу. Всегда лезете в мою личную жизнь».

Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее  место занимает критика образа жизни  родителей, их установок и образа действий. Но, несмотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи  подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности  у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее, общение родителей  и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Обвиняя  другую сторону в неправоте, и  родители и подростки увеличивают протестные реакции – кто когда уступит, кто настоит на своем, кто выиграет, кто проиграет [3; 31-47].

Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению  очень устойчивой личностной тревожности, которую трудно корректировать, о  чем свидетельствуют исследования А. М. Прихожан [11].

Подросток одновременно и  настаивает на признании принципиального  равенства прав со взрослыми, и по прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и значим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских» форм контроля, требований послушания, выраженной опеки. Хотя проблема во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростничества, однако сила, частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого [15; 252].

Основное подростковое противоречие подросткового периода – настойчивое  стремление ребенка к признанию  своей личности взрослыми при  отсутствии реальной возможности утвердить  себя среди них.

Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становиться общение со сверстниками.

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построения человеческих взаимоотношений, построение взаимоотношений основанных «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это  деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется  самосознание как основное новообразование психики [15; 246].

Общение со сверстниками оказывается  настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные  в детские годы, становятся не столь  непосредственными.

В отношениях со сверстниками подросток стремиться реализовать  собственную личность, определить свои возможности в общении. Чтобы  осуществлять эти стремления, ему  нужна личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту  личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям  подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Самое трудное в отрочестве - чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым [9; 427-438].

Информация о работе Пограничные нервно-психические расстройства подростков