Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:37, лекция
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Итог урока
Из наиболее типичных поведенческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являющихся патологическими, но иногда таящими в себе опасность перерастания в них, следует назвать такие, как «оппозиция», «имитация», «компенсация», «гиперкомпенсация», «эмансипация», «группирование», некоторые реакции, обусловленные формирующимся половым влечением и т. д.
-Реакции «оппозиции» — это активный протест. Ее причиной могут быть чрезвычайно высокие требования к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны родителей и воспитателей. Возникая в детстве, оппозиция сохраняется и в подростковом возрасте.
-Реакция «имитации» проявляется в стремлении подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания ,— асоциальный.
-Реакция компенсации — желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в
-Реакция «гиперкомпенсации» выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным «срывом».
-Реакция «эмансипации» проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность эмансипации связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности. В повседневном поведении — это стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы или побеги из дома.
-Реакция агрессия на окружающих – напрямую связана с задачей найти свое место в группе сверстников, которая у подростков выходит на первый план.
-Демонстративная реакция как попытка привлечения внимания
- Реакция имитации.
Стремление подражать кому-либо.
Появление у подростка немотивированной скрытности, лживости, неадекватности поступков.
-Реакция группировки со сверстниками.
Стремление группировки со сверстниками весьма присуще для детей подросткового возраста. Это объясняется психологическими особенностями данной возрастной группы. Как правило, в группе появляется лидер, который может быть как позитивным, так и негативным.
Для групп с асоциальным лидером свойственна активная противоправная и криминальная деятельность с вовлечением в свои ряды максимального количества членов. Подобная подростковая «организация» всячески стремится сделать свою деятельность привлекательной, внешне красивой, используя для этого яркую символику.
3. Итог лекции
Сегодня мы с Вами прошли особенности развития личности подросткового возраста. Давайте подведем итог лекции и еще раз отметим главные особенности личностного развития подростков.
( Студенты структурируют и обобщают изученный материал)