Подростковый период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности подросткового
возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его
решающее влияние на развитие личности.

Работа содержит 1 файл

подростковыйй период.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Д.Б. Эльконин и  др.)  выяснили,  что  ведущий  для  подросткового  возраста

деятельностью  является  усвоение  норм  взаимоотношений,  которые  получает

наиболее  полное выражение в общественно  полезной деятельности.

     Таким образом, изучение подросткового   периода – очень сложный,  долгий

и многоплановый  процесс, который не завершен и по сей день. До сих  пор  нет

однозначного  понимания всех его особенностей, не  прекращаются  споры  между

психологами.  Но  несмотря  на  это  мы  можем  выделить  основные  моменты,

определяющие  подростковый   период   развития,   отметить   его    главные

характеристики. 

                     Физиологическое  развитие подростков 
 

     Подростковым принято считать  период развития детей от  11-12  до  15-17

лет; он знаменуется бурным развитием и  перестройкой  социальной  активности

ребенка. В психологической литературе  принято  разграничивать  подростковый

возраст и юношество. В понимании хронологических  границ  этих  периодов  нет

единства.   С   определенной   мерой   условности   можно    считать,    что

«подростничество» как переходный возраст лежит  в указанных границах, за  ним

следует новый этап развития – юность.

     Что это значит применительно  к психологии переходного возраста?  Прежде

всего  –  что  натуральный  ряд  развития,  физическое   созревание   нельзя

рассматривать  изолированно  от  социального   ряда,   то   есть   процессов

социализации, и обратно.

     В физиологии этот процесс  условно подразделяется на три  фазы:

       1. предпубертатный, подготовительный  период.

       2. собственно пубертатный период, в течение которого  осуществляются

          основные процессы полового созревания.

       3.  постпубертатный  период,   когда   организм   достигает   полной

          биологической зрелости.

     Если совместить  это  деление  с  привычными  возрастными  категориями,

предпубертатный  период   соответствует   предподростковому   или   младшему

подростковому, пубертатный –  подростковому,  постпубертатный  –  юношескому

возрасту.

     Однако все процессы  созревания  протекают  крайне  неравномерно  и  не

одновременно,  причем  это  проявляется,  как  на  межиндивидуальном   (один

мальчик 14-15 лет  может  быть  постпубертатным,  другой  –  пубертатным,  а

третий  –  допубертатным),  так  и  на  внутрииндивидуальном  уровне  (разные

биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно).

     Основные аспекты физического  созревания – скелетная зрелость, появление

вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны  друг  с

другом, как у мужчин, так и у женщин.

     На  вопрос   о   том,   как   влияет   физическое   развитие,   включая

конституциональные  особенности  организма  и  темп   его   созревания,   на

психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко,  потому  что

влияние природных свойств невозможно вычленить из  совокупности  социальных

условий, в которой эти свойства проявляются  и оцениваются. Дело  не  в  том,

что  генетические  факторы  не  имеют  самостоятельного   значения.   Вполне

возможно  и даже вероятно, что  определенные  гены  несут  в  себе  программы

развертывания и  физических свойств, и некоторых  особенностей  темперамента

и умственных склонностей индивида. Но, имея дело  с  поведением  и  сложными

психологическими  свойствами человека, наука не  может  однозначно  разделить

их генетические и социальные детерминанты.

     Мощные сдвиги происходят во  всех областях жизнедеятельности  ребенка, не

случайно  этот возраст называют «переходным» от детства  к  зрелости,  однако

путь  к  зрелости  для  подростка  только  начинается,  он   богат   многими

драматическими  переживаниями,  трудностями  и  кризисами.   В   это   время

складываются, оформляются устойчивые  формы  поведения,  черты  характера  и

способы  эмоционального  реагирования,  которые  в  дальнейшем  во   многом

определяют  жизнь  взрослого  человека,  его  физическое  и  психологическое

здоровье, общественную  и  личную  зрелость.  Вот  почему  так  велика  роль

семейного  окружения  и  школьного  коллектива  в   обеспечении  условий  не

затрудняющих,  а,  напротив,  способствующих  здоровому развитию   личности

подростка.

     Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного

наращивания знаний,  умений,  становления  нравственности  и  открытию  «Я»,

обретения новой социальной позиции.

     Социальное  самоопределение   и  поиск   себя   неразрывно   связаны   с

формированием мировоззрения.

     Мировоззрение – это взгляд  на мир в  целом,  система   представлений  об

общих принципах и основах бытия, жизненная  философия человека, сумма и  итог

всех  его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками  мировоззрения

являются  усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не  может

быть  научного мировоззрения без овладения  наукой) и способность  индивида  к

абстрактному теоретическому  мышлению,  без  чего  разрозненные  специальные

знания  не складываются в единую систему.

     Но мировоззрение  –  не  столько  логическая  система   знаний,  сколько

система  убеждений,  выражающих  отношение  человека  к  миру,  его  главные

целостные ориентации.

     Становление личности включает  в  себя  также  становление   относительно

устойчивого образа «Я», то  есть  целостного  представления  в  самом  себе.

Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я  или  «Я  –  концепция»)  –

сложное психологическое явление, которое  не сводится  к  простому  осознанию

своих  качеств  или  совокупности  самооценок.   Вопрос   «кто   я   такой?»

подразумевает не столько самоописание, сколько  самоопределение: «кем я  могу

и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что  я  сделал  и  еще

могу  сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно»,  потому

что каждый человек, в зависимости от контекста  и ситуации  «видит»,  точнее,

«конструирует»  себя по-разному.

     Образ «Я» - не просто отражение (в форме представления или понятия)

каких-то объективно данных и не  зависящих  от  степени  своей  осознанности

свойств,  а  социальная  установка,  отношение  личности   к   самой   себе,

включающее  три взаимосвязанных компонента:  познавательный  – знание  себя,

представление о своих качествах и свойствах;  эмоциональный  –  оценка  этих

качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства  и

поведенческий – то  есть  практическое  отношение  к  себе,  производное  от

первых  двух компонентов. 

                   Развитие мышления в переходном возрасте 
 

      Основная  разница  между   маленьким  школьником  и   подростком,  легко

обнаруживаемая  даже самым поверхностным наблюдением  над  их  поведением,  -

общеизвестная склонность подростка и  юноши  к  рассуждениям.  Это  эпоха  —

эпоха  рассуждающего  мышления.  Подростковый  возраст  -  возраст  проблем,

рассуждений и споров. Находящаяся в  разгаре  своего  созревания  функция  —

мышление  — начинает проявлять себя с большой энергией,  и огромное  место

занимает  мышление в  жизни  подростка  и  юноши.  Они  забрасывают  в  школе

учителей  вопросами, а дома усиленно думают  над  решением  порой  труднейших

проблем. Дружить для них в значительной степени, —  значит  иметь  партнёров

для рассуждений, а содержание их учебных предметов  в  большей  мере  состоит

из рассуждений  и доказательств. И в школе, и  вне школы они  имеют  репутацию

спорщиков, причём в этих спорах уже большое  место  занимает  доказательство

своих собственных положений. Порой мышление проявляется с  такой  избыточной

энергией, что  производит  впечатление  как  бы  игры:  спорят  ради  спора,

рассуждают,   чтобы   рассуждать,   и   думают   над   проблемами   с   виду

эксцентричными. И тем не менее это мышление, уже  неплохо  отражающее  связи

объективного  материального мира и уже в  значительной  степени  историческое,

еще имеет  ряд крупных недостатков. Однако абстрактное  мышление  ещё  далеко

от полной зрелости. В подростковом   возрасте  лишь начинается  интенсивное

развитие  абстрактных понятий, но это развитие  продолжается  с  ещё  большей

интенсивностью  в   юношеском   возрасте.                           Как   ни

интенсивно  развивается мышление  подростка,  как  ни  сильно  оно  вышло  за

пределы личных, ограниченных местом и временем, восприятий, как  ни  активно

проявляет  оно  себя  по  отношению  к  восприятию  и  памяти,  всё  же  оно

недостаточно  широко  и  глубоко,  ещё  недостаточно  всёсторонне.  На   его

мышлении  лежит ещё  тень не  преодоленной  метафизичности,  и ему ещё не

хватает в  должной  мере  диалектичности.  Ему  недостаёт  ещё  философского

Информация о работе Подростковый период