Подростковый период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель исследования: исследовать особенности подросткового
возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его
решающее влияние на развитие личности.

Работа содержит 1 файл

подростковыйй период.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

                               Введение 
 

     Сфера психологии  очень обширна  и  интересна;  и  по  сей   день  в  ней

содержится  множество еще не разрешенных   вопросов,   загадочных  феноменов,

необъяснимых   явлений.   Почему   же   меня   привлекла   именно   проблема

подросткового кризиса?

     Уместным, на мой взгляд, будет  привести здесь слова А.Б.  Боссарт:  «…на

человека  в обществе обращают слишком  мало  внимания.   На  него  это  малое

внимание  обращают слишком поздно.  Когда  он  уже  человек.  Или  не  совсем

человек. Или нечеловек…когда он готов, без  нас - окончательно произошел  или

не произошел. И мы как будто не причем…»  [1,3]  .  И  особенно  –  жизненно

необходимо  это внимание подростку, так как  он  самый  отверженный  и  самый

одинокий. В силу своего возраста он уже не может  довольствоваться  семейной

и школьной жизнью, вырастая из их представлений  и норм, а подчас  и  вступая

с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество  со

своими  законами, со своей, совершенно иной, чем детская  структурой.  И  ему

очень трудно: ему надо приспособиться  к  новым  условиям,  принять  себя  и

добиться, чтобы другие приняли и оценили- как  взрослого,  как  личность.  И

оттого, как сегодняшние подростки решат  свои  проблемы,  какие  выберут  для

себя  ценности, зависит наша ближайшее  будущее, наше завтрашнее  общество.  И

надо  бы  серьезно  задуматься  над  этой  проблемой.  Но  до  подростков  ли

взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование  не  оставляют

времени подумать даже о себе.

                Цель  исследования:  исследовать   особенности  подросткового

возраста, показать сложный и противоречивый характер  данного  периода,  его

решающее  влияние  на развитие личности. 
 

                    Развитие теории  подросткового периода 
 

       Первый,  кто  обратил  внимание  на  новое   социальное   явление   –

подростковый  период  развития,  был  Я.А.  Коменский.  Исходя  из   природы

человека  он  делит  жизнь  подрастающего  поколения  на  четыре  возрастных

периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет.  В

основу  этого  деления  он  кладет  возрастные  особенности;  отрочество,  в

частности,   характеризуется   развитием   памяти   и   воображения   с   их

исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь  еще  не

приходится  говорить  о  серьезном  исследовании  проблемы,  но  нам  следует

отметить  тот факт, что  Коменский  впервые  выделил  отрочество  как  особый

период  детства  (хотя и вкладывал в  это несколько иное понимание).

      Следующий, кто обратил внимание  на подростковый период  развития,  был

Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762  году  романе  “Эмиль”  он  отметил  то

психологическое значение, которое  этот  период  имеет   в  жизни  человека.

Руссо, охарактеризовав подростковый возраст  как  “второе  рождение”,  когда

человек “рождается в  жизнь”  сам,  подчеркнул  важнейшую,  на  наш  взгляд,

особенность данного периода  –  рост  самосознания.  Но  собственно  научную

разработку  идеи Руссо получили фундаментальный  двухтомный работе  С.  Холла

“Взросление: его психология, а также  связь  с  физиологией,  антропологией,

социологией, сексом, преступностью, религией и  образованием”,  вышедшей   в

1904 году. Холла справедливо  называют  “отцом  “   психологией  переходного

возраста, так как он  не  только  предложил  концепцию,  объясняющую  данное

явление, но и на долго  определил  круг  тех  проблем,  которое  традиционно

стали  связывать  с  подростковым  периодом.  В  духе  философии   немецкого

романтизма  содержание  подросткового  периода   обозначается   Холлом   как

кризисом  сознания ( период  “Бури и  натиска”),  преодолев  который  человек

приобретает “ чувство индивидуальности”. По  аналогии  с  моделью  биогиноза

Э. Геккеля  Холл строит свою  модель  социогиноза,  в  которой  подростковая

стадия  трактуется  как   соответствующая   эпохи   романтизма   в   истории

человечества, то есть промежуточной между  детским  и  взрослым  состоянием.

Заслуга  же  Холла,  на  наш  взгляд,  в  том,   что   он  ввел   во-первых

представление о промежуточности, переходности данного  этапа  развития;  во-

вторых, понятия кризиса – наиболее значительное его достижение.

      Теоретические  модели  подросткового   возраста  представлены  во  всех

ведущих направлениях западной психологии. И хотя  теории  З.  Фрейда  и А.

Фрейд  (психоанализ),  К.  Левина   (гештальтпсихология)   и   Р.   Бенедикт

(бихевиоризм)  сильно разнятся между собой,  но их объединяет то, что все   эти

теории  исходят их общей модели онтогенетического развития – эволюционного.

      Анализ причин смены социогенетической  модели развития на  эволюционную

показывает, что для этого  имелись  предпосылки,  сложившиеся  внутри  самой

психологии. И прежде всего,  это  работы  американских  культуроантропологов

школы  Боас.  Эти  исследования  изучали  психическое  развитие  ребенка   в

условиях  примитивных культур и сравнивали эти условия с   американскими.  Р.

Бенедикт  изучала подростков индейских племен Канады и  Новой  Гвинеи,  а  ее

коллега М. Мид вела исследования  подростов на  острове Самоа.  Собранные

данные  позволили  психологам  позднее  сделать  вывод,  что  о  подростковом

периоде как промежуточном  между  половым  созреванием  и  началом  взрослой

жизнью  имеет смысл говорить только в  отношении промышленно  развитых  стран.

Никакого  кризиса развития у примитивных  культур антропологи  не  обнаружили,

а нашли  и описали противоположное –  гармоничное,  бесконфликтное  протекание

подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый  период

может иметь разную длительность, а в  некоторых  племенах  он  ограничивается

несколькими месяцами.

      Антрополог Бенедикт, сравнивая  воспитание детей  в  разных  обществах,

пришла  к выводу, что во многих культурах  нет подчеркивания  контраста  между

взрослым  и ребенком, который существует в  американской  системе  воспитания.

В этих культурах дети с малого возраста  включены  в  труд  взрослых,  имеют

обязанности, несут ответственность. С возрастом  то и  другое  увеличивается,

но постепенно. В отношениях взрослого и  ребенка  существует    взаимосвязь.

Поведение не поляризуется: одно  для  ребенка,  другое  для  взрослого.  Это

позволяет ребенку с детства  приобретать  умение  и  представления,  которые

будут ему необходимы в будущем.  В  таких  условиях  переход  от  детства  к

взрослости  протекает плавно, ребенок постепенно  учится  способам  взрослого

поведения и оказывается  подготовленным  к  выполнению  требований  статусов

взрослого. Иначе протекает переход  от  детства  к  взрослости  в  условиях,

когда  важные   требования  к  детям  и  взрослым  не  совпадают,   являются

противоположными  (как,  например,  в  обществах  с   высоким   промышленным

развитием). В  результате этого  складывается  неблагополучная  ситуация:  в

детстве ребенок усваивает то, что ему не  пригодится  как  взрослому,  и  не

учится  необходимому для будущего.                              Поэтому,   он

оказывается не подготовленным к нему при достижении  “формальной”  зрелости.

В  этих  условиях  возникают  разные  сложности  в  развитии   и  воспитании

подростка. Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что представление  о

кризисе  как о явлении обусловленном  биологически  и  генетически  заданной

программой  развитии, факты не подтверждали.

      Но эволюционная модель развития сменила социогенетическую  не  столько

под напором  добытых культуранторополагами  фактов, сколько в связи с  другими

обстоятельствами. Среди них несомненное значение имело то,  что  эта  модель

заняло  господствующее  положение   в  самой  биологии.  Именно   здесь,   в

единственном  пункте  сходятся  содержательно  различные   западные   теории

подросткового  периода:  в  понимании  процесса  психического  развития  как

приспособительного  по существу, поскольку эволюционной моделью  навязывалось

рассмотрение  развития  как  обусловленного  необходимостью   приспособления

организма  к  среде(к  обществу).   Однако,  факторы  “социальной  среды   ”

бихевиоризм,  гештальтпсихолгии,  психоанализ  и  другие   западные   теории

трактуют  не одинаково.

      Особое место в изучении  подросткового   возраста  занимает  теория  Э.

Шпрангера, считавшего,  что  внутренний  мир  индивидуума  принципиально  не

сводим  к  каким-то  ни  было  природным   или   социальным   детерминантам.

Подростковая  фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется   кризисом

связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В  качестве

главных  новообразований   данного   возраста   выступают   открытие    “Я”,

возникновение  рефлексии,  осознания  своей  индивидуальности.  Но,  положив

начало   систематическому  изучению  процесса  самосознания   и   ценностных

Информация о работе Подростковый период