Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе к психокоррекции (Н. Пезешкиан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Позитивная психотерапия - метод краткосрочной психотерапии, предложенной Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Метод направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе
к психокоррекции (Н. Пезешкиан). Основные способности
человека. Четыре измерения способности
к познанию……………………………………….……………….…………….4
Директивная и недирективная игротерапия………………………………….8
Технология решения психологических проблем учащихся старших классов…………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….…15
Список литературы……………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 39.49 Кб (Скачать)

Таблица 1.Психологические трудности юношеского возраста

Психофизиологический уровень

Психологический уровень

Незавершенность физического  развития

Задержка развития теоретического мышления

Синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы

Отсутствие навыков и  приемов смысловой памяти, маленький  объем оперативной памяти

Высокий уровень личностной тревожности

Нереалистичность воображения

Особенности высшей нервной  деятельности

Несформироваиность волевой сферы


 

На личностном и межличностном  уровнях возникают следующие проблемы: 
— проблема самосознания; 
— проблема личностного роста; 
— неадекватный уровень притязаний; 
— несформированность жизненных планов; 
— несформированность потребностей; 
— несовпадение учебных и профессиональных интересов; 
— низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению   и т.д.

В юношеском возрасте вполне оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этом качестве: выполняют определенные социальные и лидерские роли. Многим хочется разобраться в проблеме лидерства, выработать у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д. Целью психологического факультативного курса «Лидерство» является развитие лидерских качеств у старшеклассников.[4]

Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения В.К. Дьяченко. Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов студентами и их качественное усвоение. Эта технология (ее современная модификация) противоречит традиционному методу обучения, поскольку превращает обучаемого в субъект учения, а из пассивного слушателя — в говорящего, реферирующего текст, мыслящего и обучающего других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим: 1—3 страницы. Тексты в одной группе должны быть объединены общей темой. Работа с психологической научно-популярной литературой, необходимая для старшеклассников, часто кажется им довольно тяжелыми "скучнымзанятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную деятельность в группе.

Так, при обучении общению  можно использовать книгу Д. Карнеги  «Как завоевывать друзей и оказывать  влияние на людей». Текст книги  носит научно-популярный характер, хорошо структурирован, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются следующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, самостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и полилогу; научиться извлекать максимум информации от беседы с другим; научиться слушать и понимать другого; научиться коллективной работе; получить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого.

Сопутствующие эффекты: развитие абстрактно-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.

Тренинг личностного роста  решает задачи, характерные для социально-психологических  тренингов. Однако его главной целью  является развитие личности. Тренинг  состоит из шести занятий, каждое из которых решает специфическую задачу [3]

Позиция психолога на протяжении всех занятий — это позиция  доброжелательного и понимающего  друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение и принятие правил групповой работы, знакомит с ее целями и задачами, следит за их выполнением.

Объясняя цель проводимого  упражнения, подробно излагает инструкцию, дает необходимые разъяснения, отвечает на вопросы. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние ее участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. После каждого занятия подводятся итоги и дается домашнее задание.

В целом в работе со старшеклассниками  психолог может использовать большинство  средств из своего арсенала психологической помощи взрослым и подросткам. Возможно, он обратит особое внимание на изучение их личностных проблем, формирование временной перспективы, кризис идентичности и развитие «эго», неадаптивной активности личности. В данном вопросе продемонстрированы методические подходы к решению лишь отдельных проблем.

 

Заключение

В своей работе мы рассмотрели  основные способности к познанию, дали понятие дериктивной и недерективной игротерапии и привели пример технологии решения психологических проблем учащихся старших классов.

Психокоррекция – это комплекс, система мероприятий, направленных на исправление психических или поведенческих особенностей человека которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.

Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания.  

 

Список литературы

  1. http://www.psychologos.ru/articles/view/pozitivnaya_psihoterapiya_n.pezeshkiana
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -- М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  3. Прутченков Л.С. Свет мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально-психологических тренингов М., 1996.
  4. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.

 

 

 


Информация о работе Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе к психокоррекции (Н. Пезешкиан)