Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе к психокоррекции (Н. Пезешкиан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Позитивная психотерапия - метод краткосрочной психотерапии, предложенной Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Метод направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе
к психокоррекции (Н. Пезешкиан). Основные способности
человека. Четыре измерения способности
к познанию……………………………………….……………….…………….4
Директивная и недирективная игротерапия………………………………….8
Технология решения психологических проблем учащихся старших классов…………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….…15
Список литературы……………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 39.49 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Подход к человеку как  к особой ценности  в позитивном подходе

к психокоррекции (Н. Пезешкиан). Основные способности

человека. Четыре измерения  способности 

к познанию……………………………………….……………….…………….4

  1. Директивная и недирективная игротерапия………………………………….8
  2. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов…………………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………….…15

Список литературы……………………………………………………………16 

Введение

 

 Психологическая культура – это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психических кризисов самому и помогать близким людям.

Овладение психологической  культурой само по себе несет большой  психотерапевтический заряд. Но иногда случается, что человек не может  самостоятельно справиться с травмирующей ситуацией, разобраться в своих  проблемах и ему требуется  психологическая помощь специалиста.

 Психологическая помощь  включает в себя психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование, профориентирование и др. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психологических явлений и умением их корректировать. Психолог оказывает адекватную помощь в зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д.

Цель работы: рассмотреть  основные способности к познанию, дать понятие дериктивной и недерективной игротерапии и привести пример технологии решения психологических проблем учащихся старших классов. 

1. Подход к человеку как  к особой ценности  в позитивном подходе к психокоррекции (Н. Пезешкиан). Основные способности человека. Четыре измерения способности к познанию.

Позитивная психотерапия - метод  краткосрочной психотерапии, предложенной Носсратом Пезешкианом в 1968 году. Метод направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

Свое имя метод получил от латинского слова «Positum» (фактическое, данное). Центральная идея – работа с актуальными способностями человека, а не болезнью, симптомом или проблемой. Актуальные способности – это те стороны личности, которые постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. Исходя из главного тезиса позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими трудностями, и умеет находить максимально возможное количество решений проблемных ситуаций.

Метод позитивной психотерапии основан  на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы  жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни  для своего личностного роста, индивидуального  раскрытия. Так задумано Творцом, что  все самое ценное спрятано внутри нас или же в виде маленьких  семян зреет на протяжении всей нашей  жизни. Пезешкиан писал, что человек – шахта, полная драгоценных камней. Одна из задач – отыскать скрытый ценный клад, поднять его из недр человеческой души и показать миру в виде использования природных задатков и талантов, что в конечном итоге приводит к самореализации человека. Исполнение своей жизненной миссии – это основа удовлетворения в жизни.

Позитивное видение человека - каждый, без исключения, человек обладает двумя базовыми способностями: к  познанию (когнитивность) и к любви (эмоциональность). Способность к познанию означает: способность учиться и учить. Способность к любви означает: способность любить и быть любимым. Первичные и вторичные способности - актуальные способности. Способности к познанию и любви присущи каждому человеку. Все другие способности могут быть развиты из этих двух базовых или рассматриваться как проявления их различных комбинаций и применяться к многообразным жизненным ситуациям. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимосвязи: соответствующее развитие одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти способности дифференцируются и образуют неизменяемую структуру сущностных черт (неповторимость).

В позитивной психотерапии считается, что в социальном контексте развитие базовых способностей происходит под  воздействием четырех формирующих  факторов модели для подражания. Эти  базовые концепции первичной  социализации составляют определяющую основу личности, которая может дополняться  новым опытом. Именно возможность  пополнения первичных концепций  новым опытом позволяет нам учиться, меняться и совершенствоваться.

В подходе позитивной психотерапии определяются ряд концепций, которые будут рассмотрены ниже.

1. «Я» - концепция. Отношение к ребенку и его способностям значимых окружающих (родителей, сиблингов) формирует представление человека о своей природе и его отношении к себе.

Родители людей, развивающихся  в обсессивном и компульсивном направлениях, задают высокие поведенческие стандарты и требуют, чтобы дети с раннего возраста им подчинялись. Они стремятся проявлять твердость и настойчивость, обвиняют не только за неприемлемое поведение, но и за соответствующие чувства, мысли, фантазии. Это порождает у ребенка чувство гнева и агрессивные фантазии. Потребность чувствовать себя контролируемым, пунктуальным, разумным, ограничивать себя в проявлении таких эмоций, как гнев и стыд, становится существенной для поддержания самоидентичности и самоуважения.

2. «Ты» - концепция. Отношения между родителями (значимыми людьми, являющимися примером для подражания) становятся моделью для формирования стиля партнерства.

Как правило, в семьях с детьми, у которых обнаруживаются обсессивно-компульсивные черты, отношения между родителями можно охарактеризовать как холодные, формальные и дистантные.

3. «Мы» - концепция. Отношение родителей (значимых людей, являющихся примером для подражания) к другим (обществу, группам, его составляющим и т.д.) формируют модель социализации: открытость/изолированность познание; приятие/неприятие любовь).

По отношению к другим людям  родители детей с обсессивно-компульсивными чертами часто проявляют сравнение. Они сравнивают и оценивают своего ребенка с другими детьми, себя с другими людьми, стараются контролировать людей, мнительны, подозрительны.

4. «Пра-Мы» - концепция. Это отношение родителей (значимых людей, примеров для подражания) к будущему, религии, фантазии, смыслу жизни усваивается как собственное отношение (осмысленность бессмысленность (познание), надежда отчаяние (любовь).

Основные концепции такой семьи  морализаторство, которое может  проявляться в таких высказываниях  типа: «Меня огорчает, что ты недостаточно ответственный человек. Такая большая  девочка, как ты, должна быть более  послушной и.т.д.»

Продуктивное поведение ассоциируется  с добродетелью, как, например, «спасение  через работу» в теологии кальвинизма. Идеи самоконтроля и ожидающего в  будущем вознаграждения в высшей степени приветствуются. Множество  современных семей, сосредоточенных  на проблеме контроля, воспитывает  обсессивные и компульсивные паттерны при помощи чувства стыда. Например: «Что про тебя будут думать люди, если ты будешь так себя вести? Ты никогда не поступишь в институт, если не будешь лучше учиться и т.д.»

В соответствии с концепциями позитивной психотерапии, реакция на конфликтную  ситуацию у любого человека проявляется  через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии. Одна из задач психотерапевта, практикующего  позитивную психотерапию, состоит в  том, чтобы вникнуть в суть конфликта  и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.[1]

 

  1. Директивная и недирективная игротерапия.

 

 Использование игры в психологической  и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сегодня существует несколько  видов игровой терапии:         недирективная, директивная и смешанная  игротерапия.      Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. Задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я-концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя.        

 Основные принципы  педагога, которые образуют базис  терапевтических отношений и  облегчают реализацию внутренних  источников роста ребенка –  это естественность, безусловное принятие, понимание.

Директивная игровая терапия  – это форма, в которой педагог  выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с  принятием на себя ответственности  за достижение целей психотерапии. Она  базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.

При коррекции неконструктивного  поведения у детей методом  директивной игровой терапии  проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым  способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных  игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль-образ  помогает преодолеть ребенку личностную проблему.    

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому,  что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на  процессы становления личности  ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.[2]

 

  1. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.

Юность — период жизни  после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15 до 25 лет). Это период, когда человек может пройти от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема жизненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте человек либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентации. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится  к самоопределению как личность и как индивид, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важнейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Именно в юности человек погружается в амбивалентные состояния всепоглощающей любви и неудержимой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, входящей в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст  — это только начало юности. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие психологической готовности к взрослой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, художественная, этическая, правовая) и способности к рефлексии; потребность в труде и владение навыками, позволяющими включиться в деятельность и осуществлять ее на творческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников — центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Все качественно новые  особенности личности старшеклассника связаны не столько с формированием психических функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная идентичность, поиск смысла жизни, восприятие психологического времени) и др. (табл. 1).

Информация о работе Подход к человеку как к особой ценности в позитивном подходе к психокоррекции (Н. Пезешкиан)