Подход Берта Хеллингера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

Содержание

Семейные системы. Порядки любви и классические семейные расстановки…………………………………………………………………3
Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки………….7
Многообразие расстановочных технологий и областей применения..9
Предшественники в психотерапии………………………………………12
Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.68 Кб (Скачать)

Новая "философия" расстановок отражается и на методологии: как правило, Хеллингер не спрашивает у клиента подробный запрос, а иногда и вовсе не спрашивает, какова должна быть тема работы. Работа идет в наиболее энергетически насыщенную на данный момент тему, которая ощущается ведущим в процессе особой сонастройки с клиентом. Хеллингер описывает это особое состояние расстановщика как "пустую середину", куда может извне прийти понимание правильного на данный момент действия. В начале развития духовных расстановок Хеллингер ставил всего одну или две ключевые фигуры и из их сильного концентрированного взаимодействия развивалось движение наиболее насыщенной клиентской темы. В дальнейшем количество фигур увеличивалось, и со временем они уже не всегда представляли конкретных членов семьи - фигуры добавлялись из ощущений энергетической целостности расстановочного поля, и часто они не назывались. В процессе работы клиент мог узнавать в этих фигурах конкретных людей или чувствовать их как знакомые, известные в его опыте понятия/явления.

4 этап (с апреля 2008 года) - многоуровневые расстановки (первая многоуровневая расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Втором международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10-20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены в прямую или полукруг в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться "одноуровневыми" и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы - в нескольких системах одновременно. При недостаточной готовности ведущего, клиента, группы не происходит многоуровневой расстановки несмотря на методологически "правильное" начало.

5 этап (с ноября 2009 года) - т.н. "мертвые" расстановки (первая "мертвая" расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Четвёртом международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). Если в предыдущих видах расстановок мертвые члены системы участвовали "как живые", т.е. находились во взаимодействии с живыми, к ним можно было обратиться и достичь разрешения в этом взаимодействии, то в "мертвых" расстановках мертвые люди остаются закрытыми от эмоционально насыщенного взаимодействия. Хеллингер говорит о достижении такого свойства уважения к мертвым, которое позволяет оставить их, не находиться с ними в "сцепке" и открыть тем самым для себя свободу в дальнейшей жизни. Это принципиальным образом меняет предыдущую расстановочную "философию", основанную на том, чтобы взаимодействовать с мертвыми, получив в этом взаимодействии "разрешение" проблемной ситуации. Методически "мертвые" расстановки также представляют собою введение в расстановочное поле нескольких заместителей без называния ролей - "это все мертвые, которые с тобой связаны". Иногда Берт Хеллингер использует предмет для обозначения линии между миром живых и миром мертвых. В "мертвых" расстановках очень "густая" энергия, мало движения и не происходит спонтанных "разрешений". Хеллингер работает в этих расстановках через опыт клиента от пребывания в "мертвом царстве", где распадаются эмоционально насыщенные контакты с мертвыми. Затем Хеллингер выводит клиента за пределы этого царства, и клиенту может быть открыт опыт продолжения жизни с памятью о мертвых, но без "сцепления".

Исследователи работы Берта Хеллингера трактуют развитие расстановок в основном не как развитие методологии, а как развитие уровня и свойства принятия клиентской системной ситуации. Если на начальных этапах принятие достигалось через исправление (выстраивание правильных порядков), то на позднейших этапах принятие рождается из перехода на уровни нескольких и бОльших (более высоких) систем. Для бОльших систем (в "пределе" - все человечество в единстве с божественным) теряет значение биполярность взаимодействий отдельных индивидов и их разделённость через мораль и оценочность. Испытанный в расстановке опыт неразделённости в большем клиент может "унести" в свою дальнейшую жизнь, в которой тоже может снижаться напряженность и разделение, на место которых приходит контакт и соединение.

Каждая  конкретная расстановка не обязательно  относится строго к одному из типов. Одна расстановка может развиваться  в несколько этапов или одновременно включать в себя участки нескольких типов. Берт Хеллингер в настоящее время (2010) делает расстановки всех 5 разновидностей, в зависимости от клиентской ситуации и места работы.

Многоуровневые  и мертвые расстановки Берт Хеллингер пока не делал в России.

 

  1. Многообразие расстановочных технологий и областей применения

По мере развития системных расстановок  они стали отходить от классических семейных расстановок как в технологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).

Технологически  возникли следующие направления в расстановках:

1) По  способу описания клиентской  ситуации.

Кроме описания ситуации через взаимодействие членов семьи, в современных системных  расстановках используются следующие  системные описания клиентских историй:

  • через взаимодействие других людей, не членов семьи. Строго говоря, эти люди появлялись и в классических семейных расстановках («и другие люди, связанные с членами семьи отношениями масштаба жизни и смерти»), но в данном случае речь идет, например, о людях, с которыми мы взаимодействуем по работе (начальник, коллега), в важных бытовых делах (строители дома, соседи), в социуме (мэр города, сотрудники социальных служб и др.)

Таким образом, заместительское восприятие дает доступ к информации о взаимодействиях  не только членов семьи,но обо всех значимых сейчас взаимодействиях.

Возможность рассмотрения ситуаций, связанных с  профессиональными отношениями, привела  к образованию целого направления  в расстановках: организационные расстановки (орграсстановки). Орграсстановки или бизнес-расстановки [5]рассматривают ситуации, связанные с вопросами бизнеса, профессии, финансов, реализации.

  • через агрегированные фигуры. Такие как Сотрудники (единой фигурой), Немцы (фашисты), Русские, Москвичи. Оказалось доступным заместительское восприятие больших сообществ и их общих движений.
  • через материальные объекты. Такие фигуры, как Дом, Квартира, Земля, Прибыль, Деньги также могут быть выставлены в расстановках.
  • через абстрактные фигуры. В расстановку могут быть введены такие фигуры, как Страх, Боль, Гнев (состояния и чувства человека), орган тела, его болезнь или симптом (Печень, Цирроз, Головокружение), субличности или внутренние части (я-маленький и я-взрослый, я-который-боюсь и я-который-преодолеваю-страх), экзистенциальные фигуры (Судьба, Предназначение, Женственность).

Возможность работы с симптомами телесных состояний  и болезней привела к возникновению  такого направления в расстановках, как т.н. симптомные расстановки.

Использование целостных структур, построенных  из абстрактных элементов, исследуется  в структурных расстановках. Заимствование структур из других методов и подходов открывает пути к сотрудничеству с другими направлениями. Например, такая структура, как Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель взята из транзактного анализа и может быть исследована через расстановку ее составляющих.

Активно развиваются расстановки с картами  Таро, астрологические расстановки  и другие расстановки, использующие древние и эзотерические системы.

  • через свободные элементы. В расстановку могут вводиться не названные фигуры, т.н. свободные элементы. Они воспринимают роль «из пространства», непосредственно открываясь приходящему из поля.

При этом следует различать действительно  свободные элементы (не имеющие никакого наименования) и элементы, не названные  вслух. Все вышеперечисленные элементы могут быть введены в расстановку  без называния вслух, через внутренний настрой или безмолвную формулировку расстановщика.

Иногда  такой свободный заместитель  транслирует несколько ролей  одновременно. Такое заместительствование называется многоуровневым.

2) По  способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки

Если  в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились еще другие технологии заместительствования:

  • предметами большими и малыми, фигурками, любым подручным инвентарем, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, веревками и т.п.)

В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами.

  • в воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще.

Расстановки в воображении – отдельное направление в методе системных расстановок.

3) По  способу предъявления расстановки  клиенту.

В классических расстановках клиент присутствовал  непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента  в своей расстановке:

  • с использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчет или запись о расстановке после ее проведения).
  • без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчета или информации, действует аналогично классической расстановке.

Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.

Принятое  в России разделение расстановок  на «семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные» является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.

Многие  из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются «расстановками по Хеллингеру». Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.

 

  1. Предшественники в психотерапии

Метод семейной системной расстановки Берта  Хеллингера вырос на базе нескольких направлений психологического консультирования. Это скрипт-анализ Эрика Берна, первичная терапия Артура Янова, семейная психотерапия и ряд других.

Впервые Хеллингер сделал предположение о том, что большинство психических и психосоматических расстройств связаны с системно-семейной динамикой, когда занимался скрипт-анализом. Во время одной из консультаций с клиентом, которого с самого детства волновала трагедия «Отелло», Хеллингер понял, что именно такие чувства не могут возникнуть у маленького ребёнка. Когда клиент рассказал, что его дядя из ревности убил любовника своей жены, то Хеллингеру стало ясно, что следует проводить различие между скриптами, которые связаны с собственными переживаниями, и скриптами, которые связаны с перенятыми чувствами. Такую же динамику он проследил, работая в рамках первичной терапии. Одна из его клиенток очень плохо относилась к собственному мужу, не имея на то личных причин.

Рассмотрим  более подробно основные положения скрипт-анализа Берна и первичной терапии Янова. Что касается теории Берна, то здесь мы можем выделить транзактный анализ – анализ взаимодействий между людьми, структурный анализ – анализ эго-состояний, анализ игр и скрипт-анализ – анализ жизненных сценариев. Что касается сценарного анализа, то Берн говорил, что все люди живут в соответствии со своим жизненным сценарием. Под этим он понимал некий предсознательный план жизни, который формируется в детстве и продолжает оказывать влияние на нашу взрослую жизнь. Скрипт формируется на базе родительского программирования и наших ответных реакций на родительские программы. Также на формирование скрипта влияет некая литературная история – сказка и т.п. Механизм передачи скриптов от родителей к детям позже был описан учеником Берна – Стайнером, который разработал концепцию сценарных матриц.

Первичная терапия Артура Янова появилась в 60-х годах XX века. Основные положения этого подхода заключаются в следующем: базовой потребностью ребёнка является потребность в принятии и уважении. Но в нашей культуре вместо любви, человек зачастую получает обиды и оскорбления. Выражение злости по отношению к родителям запрещено. В результате, она подавляется, что ведет к усилению травматичности нашего опыта. К 5-7 годам эта боль становится нестерпимой, и ребёнок принимает решение «исказить себя так, чтобы родители могли полюбить его». Этот процесс называется «замораживанием боли». Подавленная боль выражается в виде телесных симптомов – заикание, поверхностное дыхание, напряжение мышц и т.п. Первичная боль снимается механизмами психологической защиты. В частности, нам помогает в этом такое образование, как характер. Таким образом, человек живёт не в реальном, а символичном мире. Боль из прошлого воздействует на наше настоящее. Чтобы изменить это, нужно разрядить эту первичную травму. Для этого её нужно прожить заново. Происходит катарсическая разрядка, осознание и включение этого опыта в личность человека. Теоретические посылки первичной терапии были подтверждены исследованиями, которые проводились в Копенгагенском и Калифорнийском университетах. (Бурлачук, Кочарян, Жидко Психотерапия. Учебник для вузов.)

Информация о работе Подход Берта Хеллингера