Подход Берта Хеллингера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

Содержание

Семейные системы. Порядки любви и классические семейные расстановки…………………………………………………………………3
Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки………….7
Многообразие расстановочных технологий и областей применения..9
Предшественники в психотерапии………………………………………12
Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 49.68 Кб (Скачать)

 

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Подход Берта Хеллингера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса, гр. 2998-2

Веселова Анна

Проверила:

Соловьева Е. А.

Тюмень, 2012

 

Содержание

  1. Семейные системы. Порядки любви и классические семейные расстановки…………………………………………………………………3
  2. Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки………….7
  3. Многообразие расстановочных технологий и областей применения..9
  4. Предшественники в психотерапии………………………………………12
  5. Список литературы………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Семейные системы. Порядки любви и классические семейные расстановки

Системные расстановки - метод помогающей практики, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем  Бертом Хеллингером . Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот  метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход».

 

Классические  семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу  клиента, которая производится в группе.

Основой классических семейных расстановок  является представление о том, что  запрос (проблема) клиента связана  с нарушением так называемых порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

Семейные  системы

В классическом представлении к семейной системе  человека относятся люди, связанные  с ним "отношениями жизни и  смерти" - отношениями кровного родства  или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение  жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие  люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

В общем  случае к семейной системе клиента относятся:

- биологические  родители клиента (независимо  от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным  путём или с использованием  современных технологий оплодотворения);

- братья  и сестры клиента: родные и  неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;

- сексуальные  партнеры, возлюбленные, супруги: независимо  от того, зарегистрированы ли  отношения, признаны ли они,  насколько они длительны и  длятся ли они на настоящий  момент. Зачатие ребёнка соединяет  его родителей в семейную систему  независимо от характера отношений  (в т.ч. краткосрочная связь или насилие, в т.ч. если ребёнок не был рожден);

- дети  клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;

- другие  кровные родственники: дяди и  тети, бабушки и дедушки, братья  и сестры бабушек и дедушек,  прабабушки и прадедушки и  далее;

- люди, которые  связаны с клиентом или другими  членами его системы "отношениями  жизни и смерти", например: тот,  кто спас во время войны  или в других угрожающих жизни  обстоятельствах; тот, кто лишил  жизни (например, виновник ДТП,  убийца); тот, кто отдавал много  заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и  др.

Эти правила  отнесения к семейной системе  не являются жёсткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.

Порядки любви

В процессе исследования Бертом Хеллингером были сформулированы действующие в семейных системах законы - Порядки (часто называются также "Порядки любви" по названию первой книги Берта Хеллингера, где они были описаны).

Законов / Порядков любви три:

1. Закон  принадлежности. Каждый член семейной  системы имеет право на принадлежность  к ней. Нарушение этого Порядка,  т.е. исключение кого-либо из  семейной системы приводит к  тому, что другой член системы  занимает его место, вынужденный  повторять в некоторых деталях  его судьбу и/или испытывая  неясные ощущения "я не на  своем месте". Под исключением  понимается нежелание членов  системы признавать полную принадлежность  к ней других участников, например: "твой отец тебя знать не  хочет, мы найдем тебе нового  папу", "твой дедушка был  летчик и погиб на задании" (дедушка сидел в тюрьме и  там погиб), "был курортный роман,  я даже не помню сейчас, как  ее звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт".

2. Закон  иерархии. Новая семейная система  имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.

3. Закон  баланса между брать и давать. Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о "положительном уравновешивании", когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу "и еще чуть-чуть", и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В "отрицательном уравновешивании" в ответ на ущерб "виновником" принимаются последствия этого ущерба "но чуть меньше", и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущебра.

Действие  Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.

Как происходит классическая расстановка

В процессе классической расстановки, после короткого  описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться.

Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.

Основой расстановочной техники является возникающее  в этот момент заместительское восприятие [2]- заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах.

Заместительское восприятие и понятие поля на настоящий  момент мало объяснены традиционной психотерапией и признанной наукой и часто вызывают критику и  непонимание. Тем не менее, в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений  приходящей из поля информации.

После начальной  расстановки фигур терапевт опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить  представление о том, какие именно динамики(взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.

Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги  стоят рядом, братья и сестры стоят  по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.

Расстановка продолжается через изменение в  пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. "разрешающие  фразы". Разрешающие фразы и  вся работа в целом направлены на "признание того, что есть" (Берт Хеллингер). Например, "папа, ты единственный отец для меня" (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться).

В процессе работы в той или иной степени  удается восстановить Порядки, найти  исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения "своего места", ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.

В настоящее  время теория и практика классических расстановок сохраняет свою актуальность, изучается и практикуется специалистами. При этом возникает все больше новых направлений терапевтической  работы и духовной практики, основанных на заместительском восприятии и  проявлении поля, и некоторые из них уже далеко отстоят от классических расстановок.

 

 

 

  1. Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки

 

К настоящему времени (2010 год) в развитии расстановок  непосредственно Бертом Хеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.

1 этап (примерно до 1998 года) - классические порядковые расстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения "хорошего решения" - наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.

2 этап (примерно до 2001 года) - "движения души". Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к "хорошему решению". Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.

3 этап (с 2001 года) - "движения Духа". В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких систем - семейной и больших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин Spirit Mind (автор термина - Suzi Tucker), который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения "всего как оно есть", безотносительно к "морали" или "справедливости", "добру и злу" и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как "проблема" и "решение" - рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободное движение.

Информация о работе Подход Берта Хеллингера