Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат
В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.
Семейные системы. Порядки любви и классические семейные расстановки…………………………………………………………………3
Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки………….7
Многообразие расстановочных технологий и областей применения..9
Предшественники в психотерапии………………………………………12
Список литературы………………………………………………………16
ФГБОУ ВПО
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Реферат
«Подход Берта Хеллингера»
Выполнила:
студентка 4 курса, гр. 2998-2
Веселова Анна
Проверила:
Соловьева Е. А.
Тюмень, 2012
Содержание
Системные расстановки - метод помогающей практики, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером . Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.
Этот метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход».
Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.
Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.
Семейные системы
В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.
В общем случае к семейной системе клиента относятся:
- биологические
родители клиента (независимо
от того, живы они или умерли,
знал их клиент или не знал,
был ли он зачат естественным
путём или с использованием
современных технологий
- братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;
- сексуальные
партнеры, возлюбленные, супруги: независимо
от того, зарегистрированы ли
отношения, признаны ли они,
насколько они длительны и
длятся ли они на настоящий
момент. Зачатие ребёнка соединяет
его родителей в семейную
- дети
клиента: живые, умершие,
- другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;
- люди, которые
связаны с клиентом или
Эти правила отнесения к семейной системе не являются жёсткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.
Порядки любви
В процессе исследования Бертом Хеллингером были сформулированы действующие в семейных системах законы - Порядки (часто называются также "Порядки любви" по названию первой книги Берта Хеллингера, где они были описаны).
Законов / Порядков любви три:
1. Закон
принадлежности. Каждый член семейной
системы имеет право на
2. Закон иерархии. Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.
3. Закон баланса между брать и давать. Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о "положительном уравновешивании", когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу "и еще чуть-чуть", и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В "отрицательном уравновешивании" в ответ на ущерб "виновником" принимаются последствия этого ущерба "но чуть меньше", и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущебра.
Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.
Как происходит классическая расстановка
В процессе
классической расстановки, после короткого
описания запроса клиента, из группы
выбираются участники в качестве заместите
Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.
Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие [2]- заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.
Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах.
Заместительское восприятие и понятие поля на настоящий момент мало объяснены традиционной психотерапией и признанной наукой и часто вызывают критику и непонимание. Тем не менее, в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.
После начальной
расстановки фигур терапевт опрашивает
заместителей об их чувствах и ощущениях,
что позволяет ему составить
представление о том, какие именно динамики(
Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.
Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. "разрешающие фразы". Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на "признание того, что есть" (Берт Хеллингер). Например, "папа, ты единственный отец для меня" (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться).
В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения "своего места", ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.
В настоящее
время теория и практика классических
расстановок сохраняет свою актуальность,
изучается и практикуется специалистами.
При этом возникает все больше
новых направлений
К настоящему времени (2010 год) в развитии расстановок непосредственно Бертом Хеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.
1 этап (примерно до 1998 года) - классические порядковые расстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения "хорошего решения" - наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.
2 этап (примерно до 2001 года) - "движения души". Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к "хорошему решению". Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.
3 этап (с 2001 года) - "движения Духа". В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких систем - семейной и больших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин Spirit Mind (автор термина - Suzi Tucker), который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения "всего как оно есть", безотносительно к "морали" или "справедливости", "добру и злу" и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как "проблема" и "решение" - рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободное движение.