Планирование и постановка цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 05:44, реферат

Описание работы

Цель, в отличие от мечты, реально достижима. Цель - это составляющая мечты. Но цель реализуется, тогда, как мечта воплощается. Воплотить - значит выразить мечту в конкретной, реальной форме, то есть, сделать целью. Реализовать цель - значит осуществить, исполнить, претворить в жизнь, сделать реальностью. Цель - это результат размышлений логичного ума.

Содержание

Введение.
Принятие решения и мотивация.
Планирование.
Правила постановки цели.
Свойства цели.
Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

4. Свойства цели.

 
 Как правило, поставленная человеком цель, является не единственной. Цель существует не изолированно, она включена в систему целей. Можно выделить как минимум 14 свойств системы целей.

1.  Количество. Существует множество как отечественных, так и зарубежных психологических, социологических, философских (аксиологических) исследований, в которых делалась попытка «сосчитать» точное количество индивидуальных целей. Количество целей личности может колебаться от одной-двух до нескольких десятков, но в подавляющем большинстве случаев реальное количество целей соответствует известному в психологии «магическому числу» 7±2. При этом многие исследователи подчеркивают явно выраженную закономерность: чем меньше целей (от 1 до 3) ставит перед собой человек, тем больше шанс, что он их действительно достигнет.

2. Степень важности, субъективной значимости. «Важность» — это субъективная оценка значимости поставленных целей, позволяющая делить их на главные и второстепенные (побочные). Иногда главные цели называют «цели-ценности», а второстепенные — «цели-средства». Обычно второстепенные цели (цели-средства) связаны с решением промежуточных или сопутствующих задач на пути достижения главной цели.

3. Срок (точность) достижения. Цели человека могут иметь жесткую привязку к какой либо календарной дате или даже часу (так называемые точные, или жесткие, цели). Жесткая привязка характерна для краткосрочных целей, в то время как долгосрочные (в том числе жизненные) цели, весьма приблизительно связаны с довольно обширными промежутками времени. Масштаб достижения долгосрочных целей измеряется месяцами, годами или даже десятилетиями, следовательно, погрешность в точности достижения таких целей может составлять дни, недели, месяцы или даже годы.

4.  Приоритетность. Приоритетность является производным показателем от двух предыдущих свойств. Предполагается, что сочетание важности и срочности (наличие жесткой даты и времени достижения результата) задает иерархию целей, определяет очередность их достижения. В первую очередь выполнятся наиболее важные и срочные цели, потом — все остальные.

  Приоритетность часто может стать серьезной проблемой для человека, заинтересованного в более эффективном управлении собственным временем. Корни этой проблемы, с одной стороны, скрываются в том, что важность цели является субъективным, а значит, неустойчивым показателем: важность может уменьшаться и увеличиваться, радикально переоцениваться и т. п. С другой стороны, если с достижением жестких целей также обычно все понятно и просто, то временной масштаб долгосрочных целей часто может быть «плавающим». Отношение человека ко времени и к обстоятельствам собственной жизни может меняться, он может менять оценку своих сил и возможностей, попутно изменяя масштаб важных долгосрочных целей. Таким образом, приоритетность является динамичным, «скользящим», постоянно изменяющимся свойством целей.

5. Логическая соподчиненность. Логическая соподчиненность целей является следствием их включенности в процесс и структуру человеческой деятельности. Условно можно выделить цели высшего логического уровня («родовые»), подчиняющие себе все более мелкие цели, — цели-ценности; цели промежуточного уровня («видовые») — цели-задачи; цели низшего уровня («частные») — цели-средства. Логическая соподчиненность целей не является жестко фиксированной, что означает, что отдельные цели в различных видах деятельности могут занимать различные места в разных «звеньях» цепочки (цели-ценности — цели-задачи — цели-средства).

6. Гармоничность. Гармоничность — качественная характеристика системы целей, указывающая на отсутствие явных противоречий и конфликтов между целями. Гармоничность представляет собой скорее «практический» показатель, связанный не столько с самими целями, сколько с личностными стратегиями их достижения.

7. Масштабность затрат («цена» цели). Любая цель имеет свою цену. Цена цели измеряется затраченными на ее достижение усилиями и ресурсами — как внешними, объективными, так и внутренними, субъективными. Причем необходимо говорить о двух сторонах этой цены: предвосхищаемой, существующей в воображении и планах, и реальной, с которой человек сталкивается post factum уже на практике. От степени расхождения между предвосхищаемой и реальной ценой цели во многом зависит степень удовлетворенности человека при достижении цели. По масштабности затрат условно можно выделить легкие и трудные цели. В идеале легкие цели требуют незначительных затрат усилий и ресурсов, трудные — больших затрат.

8. Рациональность. Целеполагание — процесс лишь отчасти осознанный, и далеко не всегда выбор цели осуществляется «голым рассудком». В выбор цели вторгается множество «подводных течений», связанных с самыми различными психическими процессами (эмоциями, мечтами, фантазиями, психологическими защитами и т. п.), весьма далекими от формальной логики. Например, классик психоанализа Зигмунд Фрейд считал (а прикладной психоанализ подтверждает это на практике), что многие цели взрослого человека на самом деле являются воплощением его нереализованных детских желаний.

9. Степень осознанности результата. Поставленная цель может иметь различную степень осознанности в смысле понимания того момента, когда цель считается действительно достигнутой. Кто-то опирается на собственное переживание, на интуитивное ощущение «достигнутости» результата. В данном случае, если человеку кажется, что цель достигнута, значит — так оно и есть. На противоположном полюсе находится понимание результата как события, соответствующего четким объективным критериям. В данном случае результат всегда может быть измерен в любых подходящих объективных единицах измерения. В жизни человека существует много ситуаций, когда целью является не итог, а процесс какой-либо деятельности, при этом качество процесса (то есть желаемый результат) может быть представлено только на уровне переживания. Измерить такой процесс-результат просто невозможно.

10.  Произвольность. Не противореча постулату о свободе целеполагания, следует отметить, что часть целей человек ставит перед собой совершенно самостоятельно, произвольно, но некоторые цели он принимает «со стороны». Сторонние цели могут включаться в систему целей личности как со знаком «минус» (из страха, под давлением, желая избежать наказания и т. п.), так и со знаком «плюс» (из восхищения, по соображениям моды, подражания кумиру и т. п.). Можно также говорить об активных» («моих») и реактивных («чужих», но принятых) целях; можно также говорить о целях с разным модусом — «хочу-цели» и «должен-цели». Предполагается, что «свои» цели («активные», «хочу-цели») являются более значимыми и привлекательными, обладают большим мотивационным потенциалом. В процессе целеполагания обычно рекомендуется уделять основное внимание именно максимально произвольным «своим» целям, так как только их достижение дает человеку возможность развивать свою эффективность.

11. Детализация. Каждую поставленную цель можно представить как своеобразное описание, своего рода текст. В данном смысле некоторые цели могут быть более развернутыми, подробными, детализированными описаниями, а некоторые — более краткими, обобщенными, простыми. Считается, что недостаточная детализация цели упрощает образ цели, делает его недостаточно ярким, снижает мотивационный потенциал цели. В то же время излишне детализированная цель (когда создан чересчур точный и подробный образ цели) может потом привести к разочарованию и неудовлетворенности при достижении результата. Ведь реальный результат никогда не совпадает с образом цели, а чем детальнее будет образ цели, тем больше будет степень расхождения с результатом.

12.  Конструктивность. Если рассматривать жизненный путь человека, то с точки зрения возможной динамики, формально имеет смысл выделить три типа жизненных ситуаций: 1) благополучные, которые хотелось бы оставить без изменений, «законсервировать»; 2) негативные ситуации, от которых хотелось бы избавиться;

3) нейтральные  или благополучные ситуации застоя, когда хотелось бы улучшить, изменить  в позитивную сторону существующее положение дел. Соответственно, можно выделить три вида целей: цели стабилизации, цели решения проблем, цели развития. Для личностного роста человека наиболее значимы цели развития, которые являются подлинно конструктивными, созидающими будущее. Цели решения проблем реактивны (проблема обычно навязана, от нее «надо» избавляться), и часто это не конструктивное созидание будущего, а избавление от прошлого. Цели стабилизации также не всегда конструктивны, поскольку во многих ситуациях гораздо сложнее «заморозить» настоящее, чем «прыгнуть» в будущее. В процессе целеполагания совсем отказаться от целей стабилизации и целей решения проблем невозможно, так как зачастую достижение подобных целей является необходимой предпосылкой для достижения целей развития в дальнейшем.

13.  Индивидуалистичность. Каждая поставленная цель отличается по степени индивидуалистичности достижение некоторых целей, зависит только от самого человека, от его усилий и способностей; достижение других целей во многом может зависеть от других людей (от принимаемых ими решений, характера сотрудничества с ними и др.).

14. Новизна. Цели в значительной мере могут отличаться друг от друга по степени новизны. По критерию новизны цели можно разделить на актуальные (уже знакомые личности, опыт достижения таких же или похожих целей имеется) и проекционные (новые, возможно, требующие дополнительных знаний и навыков, эксперимента и разведки). Считается, что подлинное развитие личности происходит только при достижении проекционных целей 

 

Заключение.

 Любое дело, которое ты делаешь - это движение к определенной цели, которая является частью мечты. Позволь себе осознать, что ты в жизни хочешь сделать, чтобы в конце своей жизни ты мог сказать - да, я прожил счастливую, наполненную жизнь. Жизнь, освященная любимым делом, хобби, как угодно можно это назвать, приносит тебе удовольствие, радость и счастье. А когда ты счастлив, тебе хочется поделиться счастьем с людьми, окружающими тебя.

  Итак, в заключение  можно вынести несколько уроков.

Нужно определять ясные, конкретные цели, которых мы хотим достичь.

Ни в коем случае не позволять поражению приводить  нас в уныние.

Главное, это  – желание – убежденность –  ожидание. Цель должна быть чем-то, чего мы сильно желаем. Чем больше наше желание, тем с большей силой мы будем преследовать цель. Наполеон Хилл сказал: «Если ваши желания достаточно сильны, будет казаться, что вы обладаете сверхчеловеческими силами для их осуществления».

Так же, важно  верить, что цель достижима. Когда мы достигаем больших успехов в жизни, растет наша уверенность в себе. Это дает силы на выполнение еще большего. Нужно уметь видеть невидимое и конечный результат обязательно будет достигнут.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 Список  использованной литературы. 

  1. Искусство постановки цели и планирование. Лана Антошенко.
  2. Постановка целей и планирование жизни. Автор Лаура Сильва.
  3. С.И. Калинин Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем — СПб.: Речь, 2006. -371с. ISBN 5-9268-0424-8 Санкт - Петербург 2006 Издательство «Речь»
  4. Статья: Планирование. Целеполагание. Система планирования. Постановка целей. Геннадий Павленко
  5. О.А. Кулагин «Методы принятия решений».
  6. «Социальная психология. Краткий очерк» Под общ. Ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина М., Политиздат, 1975г.

Информация о работе Планирование и постановка цели