Периодизация психических процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:14, реферат

Описание работы

Фундаментальной проблемой психологии развития является построение периодизации психического развития в ходе онтогенеза – процесса индивидуального развития организма. Разработка периодизации имеет важное теоретическое значение, поскольку через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому в конечном счете может быть решена проблема движущих сил психического развития. Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть, прежде всего, проверено на основе периодизации.

Работа содержит 1 файл

Фундаментальной проблемой психологии развития является построение периодизации психического развития в ходе онтогенеза.docx

— 35.28 Кб (Скачать)

     1. В первую группу входят  деятельности, внутри которых происходит интенсивная   ориентация в  основных смыслах  человеческой деятельности и  освоение задач,  мотивов и  норм отношений между людьми. Это деятельности в системе  “ребенок  – общественный взрослый”. 

Конечно, непосредственно-эмоциональное общение  младенца, ролевая  игра и  интимно-личное общение подростков существенно  различаются по своему конкретному  содержанию, по глубине  проникновения  ребенка в сферу задач и  мотивов деятельности  взрослых,  представляя собой своеобразную лестницу последовательного освоения  ребенком этой сферы. Вместе с  тем  они общи  по своему основному  содержанию.  При осуществлении  именно этой группы деятельности  у  детей развивается  преимущественно  мотивационно-потребностная  сфера.

     2. Вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение  общественно выработанных способов  действий  с предметами и   эталонов, выделяющих в предметах  те или иные их стороны. Это  деятельности в системе “ребенок  – общественный предмет”. Конечно,  разные виды этой группы существенно   отличаются друг от  друга.  Манипулятивно-предметная деятельность  ребенка раннего возраста и  учебная деятельность младшего  школьника, а  тем более учебно-профессиональная  деятельность старших подростков внешне мало похожи  друг на друга. В  самом деле, что общего между овладением  предметным действием  с ложкой или стаканом и  овладением математикой  или грамматикой? Но общим в  них является то, что все они выступают как элементы человеческой культуры. Они  имеют общее происхождение и общее место  в  жизни общества, являя собой итог  предшествующих исторических событий. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с  этими предметами происходит все более глубокая  ориентировка ребенка  в предметном мире и  формирование его интеллектуальных возможностей,  его становление как компонента производительных сил общества.

     Необходимо  подчеркнуть, что когда  мы говорим  о ведущей  деятельности и ее значении для развития ребенка в тот  или иной период, то это не  означает, что одновременно не осуществляется  развитие по другим направлениям. Жизнь  ребенка в каждый  период многогранна, и виды деятельности, посредством  которых  она осуществляется, многообразны. В жизни возникают  новые виды  деятельности, новые  отношения ребенка  к действительности. Их  возникновение  и превращение в ведущие  не  отменяет прежде существовавших, а  лишь меняет их  место в общей  системе отношений  ребенка  к  действительности, которые  становятся более богатыми.

     Таким образом, в  детском развитии  имеют место, с одной стороны, периоды, когда происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений  между  людьми и  на этой основе –  развитие  мотивационно-потребностной  сферы, с другой стороны,  периоды, когда происходит  преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и  на этой  основе – формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических  возможностей.

     В детской  психологии накоплен  значительный материал, дающий основание для  выделения  двух резких переходов  в психическом развитии детей. Прежде всего, переход  от раннего детства  к дошкольному возрасту, известный  в литературе как кризис  трех лет;  а также переход от  младшего  школьного возраста  к  подростковому, – “кризис полового созревания”.

При сопоставлении  симптоматики двух названных  переходов между ними обнаруживается  большое  сходство. В обоих переходах  появляется тенденция к самостоятельности  и  ряд  негативных проявлений, связанных  с отношениями  со  взрослыми. При  введении указанных переломных  точек  в схему периодов детского развития  мы  получим общую  схему периодизации детства  на эпохи, периоды  и  фазы.

       Каждая эпоха  состоит из  двух периодов, закономерно связанных  между собой. Она открывается  периодом, в  котором  идет  преимущественное усвоение  задач,  мотивов и норм человеческой  деятельности,  развитие мотивационно-потребностной  сферы.  Здесь готовится переход  ко второму периоду, в  котором  происходит преимущественное усвоение  способов действий с предметами  и формирование операционно-технических  возможностей.

     Все эти эпохи (раннего детства, детства, подросткового возраста) построены  по одному принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход  от одной эпохи к следующей  происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями  ребенка и задачами, и  мотивами деятельности, на основе которых они  формировались.[4, c. 308]

  
 

     Проблема  периодизации психического развития в западной психологии 

     Наиболее  крупным исследователем проблем  возрастного развития  в западной психологии является Э. Эриксон. Становление  личности по  Э. Эриксону – смена  этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего  мира человека  и радикальное  изменение его отношений с  окружающими людьми.

     Центральным для эриксоновой теории развития Эго является  положение о том, что человек в  течение жизни  проходит через несколько универсальных  для  всего человечества стадий.  Процесс  развертывания  этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим  принципом созревания. Под  этим Э. Эриксон  понимает следующее:

     1. В принципе личность развивается  ступенчато, переход от одной  ступени к другой предрешен  готовностью личности двигаться   в направлении дальнейшего   роста, расширения осознаваемого  социального кругозора и радиуса  социального взаимодействия.

     2. Общество устроено  так, что  развитие  социальных возможностей  человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать  сохранению этой тенденции, а  также поддерживать как надлежащий  темп, так и правильную последовательность  развития.

     Э. Эриксон разделил  жизнь человека  на восемь отдельных  стадий психосоциального  развития Эго. Согласно его  утверждению, эти стадии являются результатом  эпигенетически  развертывающегося  “плана личности”, который наследуется  генетически. Эпигенетическая  концепция  развития базируется на представлении  о том, что  каждая стадия жизненного цикла  наступает в определенное для нее  время (“критический период”), а  также о том, что полноценно  функционирующая личность формируется  только путем прохождения в  своем  развитии последовательно всех стадий.

Кроме того, согласно  Э. Эриксону, каждая  психосоциальная  стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в  жизни индивидуума  на этой  стадии. Возрастной  кризис по Э. Эриксону –  разрешение человеком основной задачи  возраста.

     Иначе говоря,  каждая из восьми фаз  жизненного  цикла человека характеризуется  специфичной именно для данной  фазы (“фазо-специфической”)  эволюционной задачей  – проблемой в социальном развитии, которая в свое время  предъявляется индивидууму, но не обязательно  находит свое разрешение.  Характерные  для индивидуума модели поведения  обусловлены тем, каким  образом  разрешается каждая из этих задач, или  как преодолевается кризис.[2, c. 119]

     Конфликты  играют жизненно важную  роль в теории Э. Эриксона, потому что рост и расширение сферы  межличностных отношений  связаны с растущей  уязвимостью  функций Эго на каждой  стадии. В то же время он отмечает, что  кризис означает “не угрозу катастрофы, а  поворотный пункт, и тем самым  онтогенетический  источник как  силы, так и недостаточной адаптации”.

     Каждый  психосоциальный кризис, если  рассматривать  его  с  точки зрения  оценки, содержит и  позитивный, и негативный компонент.  Если конфликт  разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь  Эго вбирает  в себя новый  позитивный компонент (например, базальное доверие и  автономию), и это гарантирует  здоровое развитие  личности  в  дальнейшем.

Напротив,  если конфликт остается  неразрешенным  или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся Эго тем  самым  наносится вред, и в него встраивается негативный компонент  (например, базальное недоверие, стыд  и сомнения). Хотя  на пути развития личности возникают теоретически  предсказуемые и вполне определенные  конфликты,  из этого не  следует,  что на предыдущих  стадиях успехи  и неудачи  обязательно  одни и те же.

     Качества, которые Эго приобретает на  каждой стадии,  не снижают  его  восприимчивости к новым  внутренним  конфликтам или меняющимся  условиям. Задача состоит в том, чтобы  человек  адекватно разрешал каждый кризис, и тогда  у него будет возможность  подойти  к следующей стадии  развития будучи уже более адаптивной и зрелой  личностью.

     Полагая, что восемь перечисленных стадий представляют собой универсальную  особенность человеческого развития, Э. Эриксон указывает при этом на культурные  различия в способах разрешения  проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал  посвящения в  юноши существует во всех культурах, но очень широко варьируется  и  по  форме проведения, и  по влиянию  на  человека.  Более того, Э. Эриксон  считает, что в каждой культуре наличествует “решающая  координация” между  развитием индивидуума  и его  социальным окружением.  Речь идет о  координации, называемой им  “зубчатым  колесом жизненных  циклов”,  – законе согласованного развития,  согласно которому развивающейся  личности общество оказывает помощь и поддерживает ее именно  тогда, когда она  особенно в  этом нуждается.

     Таким образом, с точки зрения Э. Эриксона, потребности  и возможности  поколений  переплетаются. Эта сложная модель  обоюдной  зависимости между  поколениями   отражена  в его  концепции взаимозависимости.[4, c. 218]

     Психодинамическое направление исследования личности основывается на периодизации развития  человека по З. Фрейду. Возрастной кризис по З. Фрейду – смена основных стадий психосексуального развития человека. Таких стадий  он выделяет четыре: оральная, анальная, фаллическая  и  генитальная. В общую схему  развития Фрейд  включил и  латентный  период, приходящийся (в норме)  на промежуток  между 6-7 годами жизни  ребенка  и началом половой  зрелости.

     Наименования  стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых  приводит  к  разрядке энергии либидо. В  термине “психосексуальные” стадии  подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный  инстинкт, прогрессирующий  от одной эрогенной зоны к  другой  в  течение жизни человека. Психосексуальное развитие – это  биологически детерминированная  последовательность, развертывающаяся в  неизменном  порядке  и присущая  всем людям,  независимо от их  культурного  уровня.  Фиксация на  какой-либо  стадии психосексуального развития приводит,  по мнению З.Фрейда, к определенным  чертам характера личности взрослого  человека.[5, c. 502] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Разработка  периодизации имеет  важное теоретическое  значение, поскольку через  определение  периодов психического  развития и  через выявление  закономерностей  переходов  от  одного периода  к другому в конечном счете  может быть  решена проблема движущих сил психического развития.

     Сформулировать  принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии, пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее известными отечественными психологами, занимающимися этой проблемой, считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие - это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды. [2, c. 197]

     А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением  нового подхода возникла и новая  периодизация детского развития. Было установлено, что у человека всегда преобладает какой-либо один вид  деятельности. По главенствующим видам  деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду.

Информация о работе Периодизация психических процессов