Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:09, контрольная работа
Переговоры — коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которых каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения. В узком смысле рассматривается как один из методов альтернативного урегулирования споров. В более широком смысле, переговоры — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. [3]
1. Переговоры как разновидность общения…………………………………………..3
1.1. Стратегии ведения переговоров…………………………………….……….3
1.2. Стадии переговоров…………………………………………………….…….6
1.3. Тактические приемы проведения переговоров………………………….….8
2. Манипуляции в общении……………………………………………………………9
2.1. Отличие манипуляции от императивного общения………………………..9
2.2. Психологическое основы манипуляций личностью……………………...10
3. Практический вопрос………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………………....15
2. Манипуляции в общении.
Манипуляция (от лат. manus, manipulus – рука, пригоршня, горсточка) – один из видов делового общения, с которым может сталкиваться руководитель; это скрытое управление сознанием и поведением человека, вид воздействия, применяемый в процессе общения, который используется для достижения одностороннего выигрыша путем побуждения партнера по общению к совершению определенных действий. [7]
2.1. Отличие манипуляции от императивного общения
В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования. К императивному общению относятся: военные уставные отношения, отношения «начальник-подчиненный», в сложных и экстремальных условиях.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще.
Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменяются другими.
В
качестве реальной альтернативы такому
типу отношений между людьми может
быть рассмотрено диалоговое общение,
позволяющее перейти к
2.2. Психологические основы манипуляций личностью
Анализ
психологических манипуляций в
современной психологической
Э.Шостром выделяет определенные типы манипуляторов, основываясь на использовании людьми в межличностном взаимодействии устойчивых сочетаний манипуляций партнером или игр по терминологии Э.Берна. Таким образом, манипуляторы переходят к разыгрыванию и реализации в повседневной жизни целых типовых сценариев манипулирования в межличностном взаимодействии, что становится основой формирования типичного стиля поведения и общения с окружающими людьми. Э.Шостром показывает, что современные манипуляторы в общении используют целые системы манипуляций, которые он так и обозначает - манипулятивные системы. [8]
Одним
из основных условий развертывания
манипуляционной программы
Другим
признаком манипуляции является
создание ситуации искусственного дефицита
времени, когда навязываемое решение
должно быть принято без должного
анализа альтернатив в
Манипуляция как один из видов информационной атаки заключается в плавной и почти незаметной подмене, переходе (всегда с отвлекающими эффектами) - от действительно справедливого разоблачения нелицеприятных фактов, преступлений, злоупотреблений, устаревших традиций и т.д. - к критике всей модели мира и укорененной в ней системы ценностей.
Исследователи выделили характерную особенность человеческого восприятия, заключающуюся в том, что человек лучше усваивает ту информацию, которая похожа на уже существующие у него представления.
Целью манипуляции является асинхронизации представлений группы-адресата с помощью «эффекта резонанса» и перевод ее на другие модели поведения, ориентированные на совершенно иную систему ценностей.
Примером
здесь может служить «
«Эффект
резонанса» достигается, когда тому
или иному факту, проблеме или
психологической установке
Специфических
общенаучных понятий, отражающих обобщенную
схему, модель или механизм такого явления,
как скрытое психологическое
принуждение личности и имеющих
достаточную научную
Суть
понятия “рефлексивное
Таким
образом, любые манипуляции и
акты манипулятивного воздействия
выступают как составные
В самом общем виде в социальной психологии рефлексия выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - “это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения”. [1]
Понятие, конкретные формы, классификация и механизмы психологических игр наиболее подробно рассмотрены Э.Берном в рамках его концептуального подхода к межличностному взаимодействию. В этих целях им разработан соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, позволяющий анализировать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно.
“Игрой мы называем, - пишет Берн,- серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпровождений, на наш взгляд, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпровождение выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат “задней мысли”). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматическим. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом”. [9]
В
настоящее время наиболее универсальным
из понятий, отражающих механизм скрытого
психологического принуждения, выступает
манипуляция. Данное понятие имеет
два основных значения - прямое и
переносное или метафорическое. Как
ни парадоксально, но в последнее
время именно переносное значение манипуляции
становится основным и ведущим содержанием
этого понятия, привлекающим все
большее внимание исследователей. В
своем переносном значении оно имеет
достаточно высокую дифференциацию,
т. е. можно говорить о системе
понятий, для которых в качестве
родового выступает манипуляция. В
систему этих понятий входят: манипулятивное
воздействие, психологические манипуляции,
манипулирование (в том числе, манипулирование
в политике; манипулирование общественным
мнением, общественным сознанием и
т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические
манипуляции личностью и т.д.
3. Соотнесите типы общения по признаку классификации
Общение — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. [3]
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном. [11]
Прямое общение - естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. | Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации. |
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения. | Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.). |
Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. | Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. |
а) прямое - косвенное
б) непосредственное - опосредованное
в) межличностное
– массовое общение
Список литературы
1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. С.81, 104-105.
2. Буратова Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.
3. Википедия.
4. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995, с.136.
5. Журнал о создании и ведении бизнеса «Новый бизнес».
6. Коллектив. Личность, общение: Словарь социально-психологических понятий. Л., 1987.; Краткий психологический словарь. - М., 1985.; Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
7. Островский Э.В. Психология управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2009. – 249с.
8. Социальные технологии: Толковый словарь. М., 1995, с.58.
9. Фисенко П.И. Личностно-психологические источники опасностей в обществе и психологические аспекты национально-государственной безопасности/Общая теория безопасности (актуальные методологичес-кие и социально-политические проблемы). - М., 1994. С.133.
10. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск, 1992.
11. http://www.psichology.vuzlib.