Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:36, реферат
Личностное и психологическое развитие ребенка в значительной мере определяется особенностями взаимодействия с авторитетными, значимыми людьми, в первую очередь с родителями и учителем. Учитель для является авториетом, его ролевой позиции. Таким образом, можно предположить зависимость особенностей развития ребенка, успешности его адаптации, прогресса в учебе и развития учебной мотивации от стиля общения и педагогического руководства классом зависит от учителя.
Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога и влияния его на учеников.
Введение
1.Понятие педагогического влияния…………………………………………..4-6
2. Методы и средства педагогического влияния…………………………….6-10
3.Педагогическая оценка как средство влияния…………………………...10-14
Выводы
Литература
«Педагогічний вплив»
План
Введение
1.Понятие педагогического влияния…………………………………………..4-6
2. Методы
и средства педагогического
3.Педагогическая
оценка как средство влияния………
Выводы
Литература
Введение
Личностное и психологическое развитие ребенка в значительной мере определяется особенностями взаимодействия с авторитетными, значимыми людьми, в первую очередь с родителями и учителем. Учитель для является авториетом, его ролевой позиции. Таким образом, можно предположить зависимость особенностей развития ребенка, успешности его адаптации, прогресса в учебе и развития учебной мотивации от стиля общения и педагогического руководства классом зависит от учителя.
Каков педагог, таковы его воспитанники,
поэтому результативность профессиональной
деятельности напрямую зависит от личностных
особенностей педагога и влияния его на
учеников. Подлинная интеллигентность,
духовная культура, желание и умение работать
вместе с другими, способность найти верное
применение своим силам и возможностям
в коллективном педагогическом творчестве
обеспечат ее успешность. По этому данная
тема является актуальной в современном
мире.
1.Понятие педагогического влияния
Педагогическое
влияние – это разновидность
влияния, которое возникает в
профессиональном общении педагога
с учениками. Педагогическое влияние
– одна из ведущих функций
Педагогическое влияние выполняет две основные специфические функции: обучающую, которая включает в себя воспитывающую, и фасилитативную (термин К. Роджерса).
Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с учениками действий в учебном процессе.
К. Роджерсом считал функция облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В процессе педагогического влияния своеобразно сочетаются как преднамеренные, целенаправленные, осознаваемые, так и стихийные, непреднамеренные, не осознаваемые педагогом воздействия на учеников. Учитель не всегда контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица, эмоциональные реакции и т.д. Однако любое воздействие взрослого оставляет след в душе ребёнка. Ещё А.С. Макаренко, отличавшийся тонкой педагогической интуицией, писал, что мы воспитываем детей в любой момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом. Поэтому педагогам особенно важно осознавать и регулировать оказываемые на учеников воздействия.
Педагогическое влияние по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной стратегии влияния определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.
Педагогическое влияние предполагает использование различных методов. Основными являются методы контролирования, поощрения и наказания, убеждения, личного примера, создания воспитательных ситуаций, совместной деятельности воспитанника и педагога, психотерапевтические методы (беседа, социально-психологический тренинг).
Эффективное педагогическое
влияние осуществляется на основе учебного
сотрудничества и предполагает следующие
способности педагога: 1) пристальное внимание
к мыслительному процессу ученика (учеников),
малейшее движение мысли требует немедленной
поддержки, одобрения, иногда просто знака,
что мысль замечена; 2) эмпатия – умение
поставить себя на место ученика, понять
цель и мотивы его поведения, а значит,
и его самого, что позволяет прогнозировать
деятельность ученика и управлять ею заранее;
3) доброжелательность, заинтересованность
в успехе ученика; 4) рефлексия – непрерывный
анализ своего поведения и деятельности,
управляющих деятельностью учеников и
введение максимально быстрых поправок
в учебный процесс.
2.Методы и средства педагогического влияния
Для решения педагогических задач можно выбрать разные сочетания методов, приемов и средств влияния.
В
своей работе педагог использует
систему методов влияния
В современной литературе описываются различные методы педагогического влияния:
1.
Методы непосредственного
2.
Создание специальных условий,
ситуаций, которые вынуждают ученика
изменить собственное
3.
Влияние средств массовой
4.
Создание совместной
5.
Обучение и самообразование,
6. Погружение в мир народных традиций, чтение художественной литературы.
7. Методы психотерапевтического воздействия на личность (беседа, социально-психологический тренинг). Эти методы направлены на помощь воспитаннику в преодолении конфликтных и стрессовых ситуаций, в решении учебных и личных проблем. Надо отметить большую значимость этих методов в работе с детьми, так как с каждым годом отмечается все большие нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в школе, что проявляется в тревожности, страхах, агрессивности.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие различия в методах воспитания: 1) когнитивные методы воздействия направлены на преобразование системы знаний ученика; 2) эмоциональные воспитательные воздействия способствуют возникновению у воспитанника определенного аффективного состояния (интереса, радости, спокойствия); 3) поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека.
Однако, поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из этих воздействий происходит влияние на личность в целом.
От правильного взаимодействия взрослого с ребенком зависит развитие личности ребенка, его самооценка, успешность в различных сферах деятельности. При выборе методов влияния необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления и наглядной памяти, большое значение будет иметь пример окружающих людей, литературный образ. Это ступень наглядного образа. В подростковом и старшем школьном возрасте, в связи с развитием отвлеченного мышления, многое требуется доказывать. А часто получается наоборот. Мы часто долго убеждаем малыша, где надо просто требовать, категорически что-то запрещаем подростку, где надо обосновывать это запрещение, чтобы он его внутренне принял.
При выборе методов воспитательного воздействия на ребенка, важно также учитывать и индивидуальные особенности учеников. В значительной мере восприятие воздействия педагога определяет психическое состояние ученика. Например, школьник по-разному реагирует на порицание, будучи возбужденным и спокойным. Существует правило, согласно которому следует взыскивать, когда ребенок «остынет» от совершенного им проступка. В противном случае возбуждение от наказания лишь «пристраивается» к остаточному после проступка возбуждению, в какой-то мере усиливая его.
При осуществлении влияния педагогу необходимо учитывать потребности и мотивы учеников. В соответствии с тем, какой мотив движет ребёнком, для воздействия на него может использоваться определённый конкретный вид влияния.
Ученики чаще всего выделяют пять ресурсов влияния педагога: 1) экспертность – «он много знает», «он многое умеет»; 2) умение принуждать, сила – «он сильный», «его все боятся», «его уважают»; 3) выражение социальных эмоций – «он добрый», «его все любят»; 4) сотрудничество – «любит делать то же, что и я»; 5) прочие – «приятная внешность», «часто помогает мне» и др.
Существуют индивидуальные различия в доминирующих мотивах у учеников и соответственно в предпочитаемых ими видах влияния.
Желание получить награду. Ребёнок позволяет влиять на него, чтобы получить желаемое. Подобный вид влияния называется «власть награды». Например, новенький в классе нуждается в признании, одобрении со стороны учителя и других учеников; чтобы получить его, он будет соглашаться с их мнением, даже если оно не совпадает с собственным. И чем больше потребность в признании, тем большее желание уступать он будет демонстрировать.
Желание избежать наказания. Ребёнок принимает попытку влияния для того, чтобы избежать наказания. Это – «принудительная власть». Ребёнок соглашается с учителем из страха, что его отвергнут, будут игнорировать.
Ребёнок
формирует отрицательные