Педогогическиое влияние

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Личностное и психологическое развитие ребенка в значительной мере определяется особенностями взаимодействия с авторитетными, значимыми людьми, в первую очередь с родителями и учителем. Учитель для является авториетом, его ролевой позиции. Таким образом, можно предположить зависимость особенностей развития ребенка, успешности его адаптации, прогресса в учебе и развития учебной мотивации от стиля общения и педагогического руководства классом зависит от учителя.
Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога и влияния его на учеников.

Содержание

Введение
1.Понятие педагогического влияния…………………………………………..4-6
2. Методы и средства педагогического влияния…………………………….6-10
3.Педагогическая оценка как средство влияния…………………………...10-14
Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

Педогогическое влияниеdoc.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

                 
 
 
 

                                           Реферат на тему:

                          

                  «Педагогічний вплив»

                               
 
 
 
 

                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 

Введение

1.Понятие педагогического  влияния…………………………………………..4-6

2. Методы  и средства педагогического влияния…………………………….6-10

3.Педагогическая  оценка как средство влияния…………………………...10-14

Выводы 

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Личностное и психологическое развитие ребенка в значительной мере определяется особенностями взаимодействия с авторитетными, значимыми  людьми, в первую очередь с родителями и учителем. Учитель для является авториетом, его ролевой позиции. Таким образом, можно предположить зависимость особенностей развития ребенка, успешности его адаптации, прогресса в учебе и развития учебной мотивации от стиля общения и педагогического руководства классом зависит от учителя.

         Каков педагог, таковы его воспитанники, поэтому результативность профессиональной деятельности напрямую зависит от личностных особенностей педагога и влияния его на учеников. Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими, способность найти верное применение своим силам и возможностям в коллективном педагогическом творчестве обеспечат ее успешность. По этому данная тема является актуальной в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            1.Понятие педагогического влияния

     Педагогическое  влияние – это разновидность  влияния, которое возникает в  профессиональном общении педагога с учениками. Педагогическое влияние  – одна из ведущих функций профессионального  педагогического общения. Для того, чтобы дать определение педагогического влияния, необходимо привести формулировку педагогического общения.  Главная функция педагогического общения – это управление (влияние) учебным процессом и процессом развития личности учеников. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой систему педагогических воздействий преподавателя на коллектив учащихся и отдельных учеников для достижения заданных результатов обучения. Л.Д. Столяренко, отмечает  управлять (влиять) – это не подавлять, не навязывать процессу обучения и развития ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать его логику и закономерности. Эффективное управление (влияние) предусматривает определение места каждого участника учебного процесса, его функций, прав и обязанностей, создание благоприятных условий для наилучшего выполнения учебных задач. В связи с этим педагогическое влияние представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния, в котором задействованы два субъекта: педагог и ученик.

     Педагогическое  влияние выполняет две основные специфические функции: обучающую, которая включает в себя воспитывающую, и фасилитативную (термин К.  Роджерса).

     Обучающая функция является ведущей и состоит  в трансляции учителем общественного  знания и координации совместных с учениками действий в учебном  процессе.

     К. Роджерсом  считал функция облегчения, фасилитации общения. Эта функция  столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором  обучения и общения. Это означает, что учитель помогает  ученику  выразить себя, проявить то, что в  нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

     В процессе педагогического влияния  своеобразно сочетаются как преднамеренные, целенаправленные, осознаваемые, так и стихийные, непреднамеренные, не осознаваемые педагогом воздействия на учеников. Учитель не всегда контролирует свои слова, поступки, жесты, выражение лица, эмоциональные реакции и т.д. Однако любое воздействие взрослого оставляет след в душе ребёнка. Ещё А.С. Макаренко, отличавшийся тонкой педагогической интуицией, писал, что мы воспитываем детей в любой момент своей жизни, даже тогда, когда нас нет рядом. Поэтому педагогам особенно важно осознавать и регулировать оказываемые на учеников воздействия.

     Педагогическое  влияние по своему характеру может  быть различным: оно может происходить  в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор  педагогом той или иной стратегии  влияния определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.

     Педагогическое  влияние предполагает использование  различных методов. Основными являются методы контролирования, поощрения  и наказания, убеждения, личного примера, создания воспитательных ситуаций, совместной деятельности воспитанника и педагога, психотерапевтические методы (беседа, социально-психологический тренинг).

Эффективное педагогическое влияние осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; 2) эмпатия – умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика; 4) рефлексия – непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс. 

2.Методы  и средства педагогического  влияния

         Для решения педагогических задач можно выбрать разные сочетания методов, приемов и средств влияния.

     В своей работе педагог использует систему методов влияния соответственно поставленным целям. А поскольку  методы влияния являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ученика.

     В современной литературе описываются  различные методы педагогического  влияния:

     1. Методы непосредственного влияния  педагога на ученика: убеждение,  нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный  пример, просьба, совет. 

     2. Создание специальных условий,  ситуаций, которые вынуждают ученика  изменить собственное отношение,  поведение, проявить характер, выразить  свою позицию.

     3. Влияние средств массовой информации, мнения референтной группы, авторитетного для ребенка человека.

     4. Создание совместной деятельности  педагога и воспитанника, общение,  игра.

     5. Обучение и самообразование, передача  информации.

     6. Погружение в мир народных  традиций, чтение художественной  литературы.

     7. Методы психотерапевтического воздействия на личность (беседа, социально-психологический тренинг). Эти методы направлены на помощь воспитаннику в преодолении конфликтных и стрессовых ситуаций, в решении учебных и личных проблем. Надо отметить большую значимость этих методов в работе с детьми, так как с каждым годом отмечается все большие нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в школе, что проявляется в тревожности, страхах, агрессивности.

     Исходя  из вышеперечисленного, можно выделить следующие различия в методах  воспитания: 1) когнитивные методы воздействия направлены на преобразование системы знаний ученика; 2) эмоциональные воспитательные воздействия способствуют возникновению у воспитанника определенного аффективного состояния (интереса, радости, спокойствия);  3) поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека.

     Однако, поскольку  знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое  из этих воздействий происходит влияние  на личность в целом.

     От  правильного взаимодействия взрослого с ребенком зависит развитие личности ребенка, его самооценка, успешность в различных сферах деятельности. При выборе методов влияния необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления и наглядной памяти, большое значение будет иметь пример окружающих людей, литературный образ. Это ступень наглядного образа. В подростковом и старшем школьном возрасте, в связи с развитием отвлеченного мышления, многое требуется доказывать. А часто получается наоборот. Мы часто долго убеждаем малыша, где надо просто требовать, категорически что-то запрещаем подростку, где надо обосновывать это запрещение, чтобы он его внутренне принял.

     При выборе методов воспитательного  воздействия на ребенка, важно также  учитывать и индивидуальные особенности  учеников. В значительной мере восприятие воздействия педагога определяет психическое состояние ученика. Например, школьник по-разному реагирует на порицание, будучи возбужденным и спокойным. Существует правило, согласно которому следует взыскивать, когда ребенок «остынет» от совершенного им проступка. В противном случае возбуждение от наказания лишь «пристраивается» к остаточному после проступка возбуждению, в какой-то мере усиливая его.

     При осуществлении влияния педагогу необходимо учитывать потребности  и мотивы учеников. В соответствии с тем, какой мотив движет ребёнком, для воздействия на него может использоваться определённый конкретный вид влияния.

     Ученики чаще всего выделяют пять ресурсов влияния педагога: 1) экспертность –  «он много знает», «он многое умеет»; 2) умение принуждать, сила – «он  сильный», «его все боятся», «его уважают»; 3) выражение социальных эмоций – «он добрый», «его все любят»; 4) сотрудничество – «любит делать то же, что и я»; 5) прочие – «приятная внешность», «часто помогает мне» и др.

     Существуют  индивидуальные различия в доминирующих мотивах у учеников и соответственно в предпочитаемых ими видах влияния.

     Желание получить награду. Ребёнок позволяет  влиять на него, чтобы получить желаемое. Подобный вид влияния называется «власть награды». Например, новенький  в классе нуждается в признании, одобрении со стороны учителя и других учеников; чтобы получить его, он будет соглашаться с их мнением, даже если оно не совпадает с собственным. И чем больше потребность в признании, тем большее желание уступать он будет демонстрировать.

     Желание избежать наказания. Ребёнок принимает попытку влияния для того, чтобы избежать наказания. Это – «принудительная власть». Ребёнок соглашается с учителем из страха, что его отвергнут, будут игнорировать.

     Ребёнок формирует отрицательные чувства  к тому, кто осуществляет принудительную власть, и как только угроза наказания отдаляется, он перестаёт подчиняться. При принудительной власти, как и при власти награды, ученик меняет только своё внешнее поведение, тогда как его убеждения и нормы остаются прежними. Это является причиной возникновения у человека расхождений между внешними и внутренними нормами, т.е двойной морали, внутреннего конфликта. 

Информация о работе Педогогическиое влияние