Педагогика в системе наук о человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука – это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогика как наука:
I.1. Этапы становления науки педагогики……………………………..5
I.2. Предмет и объект педагогике………………………………………..7
Глава II. Основные категории педагогике:
II.1. Воспитание и развитие……………………………………………….9
II. 2. Образование и обучение…………………………………………...10
Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке………………….13
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.56 Кб (Скачать)

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство, и  щедрость его души, воспитанность  чувств и высокий уровень общей  эмоциональной культуры, умение глубоко  вникнуть в сущность педагогического  явления.

Развитие - это объективный  процесс внутреннего последовательного  количественного и качественного  изменения физических и духовных сил человека можно выделить физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

 

II. 2. Образование  и обучение

 

Образование - это специально организованная система внешних  условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная система - это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется прием и передача опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в систему образования.

Образование трактуют как  процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, отношений.

Знание – это целостная  система о научных понятия, о  законах развития общества, природы, мышления, которые были накоплены  человеком в процессе активной деятельности и которые направлены  на дальнейшее изменение объективного мира.

Навыки – это доведение  до автоматизма способ действия.

Умение – это возможность  успешного, осознанного выполнения действий и навыков для решения  поставленных задач.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно  как акт передачи и акт приема опыта. Это ядро образования - обучение.

Обучение - конкретный вид  педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные  задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием  и развитием.

Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений  во взаимосвязи педагога и учащихся. Обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача знаний, умений, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через его воспитание, осмысление, преобразование и использование. Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения, то оно является, лишь частным случаем «обучения»3.

Цель всякого обучения - научить человека что-то делать: водить ли самолет, управлять ли станком или писать по-русски грамотно. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей знаниями, а в том, чтобы научить применять знания в деятельности - и практической, и теоретической, познавательной и профессиональной, физической и умственной - любой и всякой, какая нужна обществу и работнику. Одним словом, нужна компетентность в делах, чему и должны учить.

Самовоспитание - это процесс  усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношения - воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность отношений  людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Связь педагогики с другими науками о человеке

 

Педагогическая отрасль  человеческих знаний не развивается  изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки  с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, отношение к развитию личности;

2) применение методов других наук - математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками: данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе развития;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем - перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профилактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах  и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика органично  связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов  связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики  человека, педагогика разрабатывает  законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и  психологии. Многие научные инструменты  психологического поиска с успехом  служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и  др.)

О наличии взаимосвязи  педагогики и психологии свидетельствуют  и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в  педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Педагогика тесно, связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной си-теме, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, можно подчеркнуть, что к числу ее партнеров в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история.

 

 

 

Заключение

 

Итак, педагогическая наука – это накопление многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные  обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения  педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.

Педагогика – развивающаяся  наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой  открытую систему. Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает главенствующее место в системах человекознания и гуманитарных наук4. Педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания – философией, психологией, физиологией, социологией.

Сегодня практически не найти  науки, от которой педагогика не берет  хотя бы немного для исследования своего предмета и не отдает взамен свои наработки по проблемам обучения, образования, воспитания, управления.

Там, где педагогика тесно увязывается с философским знанием и широкими

антропологическими подходами, может быть достигнуто новое качество в  осмыслении проблем изучения, обучения и воспитания Человека.

Таким образом, связь педагогики с другими науками является весьма важным условием успешного исследования педагогических проблем. Но в каких  бы формах ни осуществлялась эта связь, предметом исследования педагогики были и остаются закономерности воспитания и обучения, их педагогическая сущность, способы наиболее эффективного осуществления  этих важнейших факторов развития и  формирования личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник - Педагогика: Питер, 2000г. - 304с.

2. П. С. Гуревич. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012г. - 320с.

3. Л.И. Гурье. Учебное пособие: Проектирование педагогических систем - Казань, 2004г. – 212с.

4. Н.П. Дубинин. Учебник: Что такое человек - М.: 2006г. - 334с

5. А.И. Кравченко. Учеб. Пособие: Психология и педагогика - М.: ИЦ РИОР, 2010г. - 112с.

6. В.Г. Крысько. Учебное пособие: Психология. Курс лекций - М.: Вузовский учебник: НИЦ. Инфра - М, 2013г. - 251 с.

7. Б.Р. Мандель. Учебное пособие: Педагогическая психология: Учебное пособие - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2012г. - 368 с.

8. А.А Реан, Я.Л. Коломинский. Учебник: Социальная педагогическая психология, 2005г. - 114с.

9. А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Психология и педагогика – Питер. 2002г. – 432с.

10. Н.Л.Селивановой Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня: Инфра, - М.: 2008г. - 204 с.

11. М.Н. Скаткин. Методология и методика педагогических исследований - М.: 2007г. - 300с.

12. Т.А. Стефановская. Педагогика: наука и искусство - М.: 2006г. - 368с.

13. Л.Д. Столяренко. учебник, пособие Основы психологии - Ростов н/Д: Феникс,2007г. - 486с.

14. А. М. Столяренко. Учебник для студентов вузов: Психология и педагоги- 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012г. - 543с. 

 

 

 

1 Л.И. Гурье. Учебное пособие: Проектирование педагогических систем - Казань, 2004г. – 48с.

2Н.П.  Дубинин, учебник, Что такое человек – М.: 2006г. – 24с.

3 Л.Д. Столяренко.  Основы психологии: учебник, пособие / Ростов н/Д: Феникс,2007г.- 86с.

4 А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. Психология и педагогика - Питер, 2002г. 218с.


Информация о работе Педагогика в системе наук о человеке