Педагогика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:27, доклад

Описание работы

Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществля­лась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педаго­ги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались настав­лением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название «мастера». Это были свобод­ные люди (дьячки или ми

Содержание

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат
2. Понятия воспитательное пространство и воспитательная система
3. Образование РК и тенденции мирового развития
4. Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в РК
5. Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях

Работа содержит 1 файл

педогогика как наука.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В свою очередь, социум размещается  в географическом пространстве, которое  обладает большим влиянием на физи­ческое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о про­странстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного  воспитания свободно использует специфические  характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием — дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержа­ние жизни: они живут в степи, взаимодействуют со сте­пью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жиз­ненно значимое; городские дети, подрастающие в камен­ных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ре­бенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство — это протяженность соци­альных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитек­турного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; вклю­чает в себя достижения общечеловеческой культуры, от­раженной в формах поведения, одеждах, достижениях ци­вилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот склады­вающихся в настоящем новых отношении. И весь этот пе­релив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает со­циальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребен­ка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуаль­ный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разво­рачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно су­ществующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

Воспитательная система. Многие ученые, как у нас, так и  за рубежом, пришли к выводу, что  воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Представление воспитания как части струк­туры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образо­вания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматрива­ется как сложная система, в которой воспитание и обучение вы­ступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педа­гогической системы.

Педагогическая система  школы — целенаправленная, самоор­ганизующаяся  система, в которой основной целью  выступает вклю­чение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру об­щества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспита­тельной подсистемах, а также в сфере профессионального и сво­бодного общения всех участников образовательного процесса.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитатель­ной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию. Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической си­стемы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверии, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Воспитательная система — это  целостный социальный организм, функционирующий  при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический кли­мат (Л.И.Новикова).

3. Образование РК и тенденции  мирового развития

 

Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в РК следующие:

1. Связь образования с конкретными  условиями и це­лями государственной  политики в условиях перехода  к рыночным отношениям. Используя  традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно  вно­сятся коррективы в содержание образования, организаци­онно-управленческую структуру всей системы образова­ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж­дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений,  сложившихся в Казахстанской  школе, а именно: приоритетность образова­тельной сферы, светский характер образования, совмест­ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо­вательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение  молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, нацио­нальных и общекультурных традиций народов РК, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных  учреждений, мно­гообразность форм  получения образования в государственных и негосударственных образовательных учрежде­ниях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы  образования, выбор обучающимися  типа образовательного учреждения  и образовательной программы  в соответствии с их познава­тельными потребностями и социальными интересами.

Тенденции мирового развития образования. Эти особенности и тенденции  носят очень разветвленный и  разнообразный характер, но так или  иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них яв­ляются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобще­нии населения  к более высокому уровню образования  как пред­посылки социального и  морального прогресса.

б) Расширение сети государственных средних общеобразо­вательных и профессиональных школ, а также высших учеб­ных заведений, которые обеспечивают бесплатное образова­ние. В США, например, 90% школ являются государственны­ми. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущест­венного положения.

в) Продолжает сохраняться  тенденция платности обра­зования в частных средних общеобразовательных и профес­сиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе состав­ляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных универ­ситетах она достигает 17—20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств  государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно мень­ше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном об­разовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды  образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% — правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

е) Расширение принципа муниципального руководства шко­лой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техничес­кую помощь, но не направляет и не контролирует их деятель­ность.

ж) Расширение разнотипных  школ и их структурное раз­нообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более позд­них ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со свое­образной внутренней структурой.

з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX—XII классах в качестве обязательных явля­ются два предмета — английский язык и физическое воспита­ние. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предла­гается около 90 предметов.

и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной рабо той учащихся в библиотеках, учебных  кабинетах. В вышена­званной школе  «Ньютон Норе» учебные занятия  в неделю со­ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углуб­лять свои знания.

к) Преемственность образовательно-воспитательных уч­реждений и непрерывность  образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования тех­нологии производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации.

4. Кризис образования  в современном мире и особенности  его проявления в РК

 

Наиболее характерной  и общепризнанной особенностью современности  на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Осознание этой проблемы началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет книги Ф. Кумбса "Кризис образования в современном мире". Встреченный многими с недоумением, ныне термин "кризис образования" стал использоваться повсеместно, во всех странах, что называется, от А до Я, от Австралии до Японии. Мировой кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также внутри стран между социальными слоями.

Современный кризис образования  вместо ожидаемого перелома в его  течении и наступления устойчивого благополучного состояния все более приобретает хронический характер. Сама по себе продолжительность "кризиса", начавшегося, по Кумбсу, с конца сороковых и длящегося по сей день без видимых улучшений, позволяет высказать утверждение, что то, что принято называть кризисом образования, в действительности является новым состоянием образования, то есть не переходным процессом, а именно - новым устойчивым состоянием. Подобно обществу, испытывающему постоянные изменения, образование также вынуждается к постоянным изменениям, приобретает меняющийся вид, столь необычный для едва ли не самой консервативной социальной структуры.

Кризису казахстанского образования в особенности способствовал  выход казахстанского общества на мировую  арену в новой роли. При этом, наряду с возможностями приобщения к мировому опыту и новыми возможностями развития, обнаружились негативные последствия. Следует видеть, что с общечеловеческими ценностями к нам приходят и общечеловеческие проблемы. В образовании это проблемы учебной мотивации, сексуального воспитания, борьбы с наркотиками, алкоголизмом и насилием в школах, падением учебной дисциплины и т. п. Проблемы обостряются в связи с ослаблением "культурного иммунитета" казахстанского общества в результате общесистемного общественного кризиса. Трудности отечественного образования усугубляются проблемами, стоящими перед всем мировым сообществом и обусловленными общим ходом развития мировой цивилизации.

Анализируя проблемы отечественного образования, важно  не замкнуться на выяснении национальных интересов, особенностей национального развития. Важно учитывать, что проблемы образования в РК выражают специфическим образом общемировые тенденции. Необходимо избегать двух крайностей в оценке состояния современного отечественного образования: с одной стороны, третировать его как отсталое и реакционное, а с другой - безудержно величать за путь, пройденный страной от "сохи до ракеты".

Нельзя не видеть, что  существовавшие до середины 80х годов  известная экономическая и культурная отгороженность, политика автаркии породили определенный провинциализм и комплекс неполноценности, которые ныне преодолеваются общественным сознанием различными способами - либо путем самоунижения, либо путем самовозвышения. Как бы там ни было, эти явления свидетельствуют о поисках адекватной самооценки и должны быть признаны благотворными в свете предшествовавшей им "борьбы с низкопоклонством перед Западом", порождавшей равнодушно-пренебрежительное невежество в отношении западной культуры, ее достижений и проблем.

Итак, то, что принято называть кризисом образования во всех цивилизованных странах, имеет существенные общие черты с тем, что происходит в сфере образования в нашей стране. Это дает возможность анализировать отечественные проблемы образования и искать их решение, используя мировой опыт, и вместе с тем решать проблемы образования, свойственные всем цивилизованным странам, на отечественном материале, то есть с учетом конкретных условий.

Информационному буму - резкому увеличению объема и скорости обращения информации в современном обществе способствовали:

·          научно-техническая  революция, превратившая науку в  производительную силу общества, создающую  информацию о мире, и поставившая  получение и распространение  научной и технической информации на промышленную основу;

Информация о работе Педагогика как наука