Педагогика - основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:27, реферат

Описание работы

Педагогика (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека; раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования.
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести) можно перевести как "детоводитель", "детовожатый". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение.

Содержание

Введение
1. Понятие педагогики
2. Основные этапы развития педагогики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика - основные этапы развития.rtf

— 117.08 Кб (Скачать)

     Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 вв., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746--1827) - родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства, и который попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии. Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первоначального обучения чтению, письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании в 1-й половине 19 в. Песталоцци был первым теоретиком народной школы.

     В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф, затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце, наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе и Ивердоне. Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.

     Педагогические идеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и Станце Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как "Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи", "Лингард и Гертруда", "Письмо к другу о пребывании в Станце", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

     В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанников.

     В конце 19 века возникло движение так называемой реформаторской педагогики. Представители ее различных течений ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за художественное воспитание", "педагогики личности" и др.) выступали за свободное развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организационных форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление воспитательного аспекта деятельности школы. 

 

     Заключение 

           Итак, педагогика - это результат многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений; многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, который условно можно разделить на несколько этапов своего развития.

     Первоначально процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания.

     Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского. Он изложил свои основные идеи в труде "Великая дидактика", который получил мировое признание.

     Другой выдающийся педагог И.Г. Песталоцци затратил все свои сбережения на создание школ и детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

     В педагогике, в процессе своего развития, каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

     Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине 18 века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко - это воспитание человека как особая функция общества. 
 

Информация о работе Педагогика - основные этапы развития