Педагогика - основные этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:27, реферат

Описание работы

Педагогика (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека; раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования.
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести) можно перевести как "детоводитель", "детовожатый". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение.

Содержание

Введение
1. Понятие педагогики
2. Основные этапы развития педагогики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогика - основные этапы развития.rtf

— 117.08 Кб (Скачать)
 
 
 

           Доклад на тему:

                     Педагогика - основные этапы развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение

1. Понятие педагогики

2. Основные этапы развития педагогики

Заключение

Список использованной литературы 

 

      1. Понятие педагогики

Педагогика (греч. paidagogike), наука о воспитании и обучении человека; раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования.

     В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести) можно перевести как "детоводитель", "детовожатый". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение.

     Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания. В настоящее время педагогика рассматривается в широком смысле как область культуры и в узком - как наука о воспитании (образовании) человека. Педагогика решает круг задач:

1) вскрытие закономерностей обучения и воспитания;

2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения и воспитания;

  1. прогнозирование образования;
  2. организация научных исследований и внедрение их результатов в практику

     Педагогика как наука оперирует системой педагогических категорий. К основным педагогическим категориям относят воспитание, образование, обучение, образовательный (учебно-воспитательный) процесс, педагогическую систему, социализацию и др. Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, психологические и педагогические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований. 
 

     2. Основные этапы развития педагогики 

     В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

  • "стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);
  • педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);
  • педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);
  • педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);
  • экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);
  • новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);
  • современный этап развития педагогики как интегративной науки.

     Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Потребность передавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества.

     В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

     Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему.

     Но уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих государств. В этот же период появляется и термин "педагогика", который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании.

     Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания (конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества. Для последующего развития педагогической мысли большое значение имели идеи древнегреческих философов об опоре воспитания на принципы этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физического воспитания, о возрастной периодизации развития человека и др.

     В Древнем Риме возник особый интерес к проблемам организации, содержания и методов обучения в риторских школах. Книга Квинтилиана "О воспитании оратора" явилась по существу первым специальным трудом, где был обобщён опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей.

     В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Педагогические воззрения европейских народов в эпоху средневековья испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией феодального общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно в рамках христианского богословия. Аналогичное положение было и в др. регионах земного шара, где господствовали иные религиозные идеология (ислам, буддизм).

     Стремление к освобождению человеческой мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку в его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феодального общества и зарождения капиталистических общественных отношений (14-16 вв.), отразились и на педагогических воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень и др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и физических сил человека, светского образования на базе усвоения культурного наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных знаний.

     В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом. В 1623 году он издал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук", в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о "руководстве чтением".

     Новый и основной этап истории педагогики как целостной теории воспитания человека начинается с эпохи первых буржуазных революций в Европе и связан с именем чешского мыслителя Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), который, обобщив и теоретически осмыслив практику европейского воспитания, создал стройную педагогическую систему. Коменский - отец современной педагогики, он создал свой знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы и воспитания, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.

     Дидактика, школоведение, теория воспитания и педагогическая психология впервые в истории педагогической мысли обрели в "Великой дидактике" свой предмет и составили в совокупности особую науку, прежде не существовавшую в качестве самостоятельной области знания. Эта наука представлена здесь целостно: выделены цели, задачи, содержание, психологические факторы и предпосылки, методы и организационные формы образования, становления и совершенствования способностей личности. Решение этих проблем приобрело статус всеобщего и необходимого, достоверного и доказанного знания, конституирующего законы и, в свою очередь, основывающегося на их непреложности. "Великая дидактика" -- грандиозная система, целостная теория вкупе с ее обоснованием ("философией воспитания").

     Метод учения, который предлагал Коменский, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки "без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя". Это положение Коменского, конечно, не следует понимать буквально: он предусматривал для учащихся систематический учебный труд в классе и выполнение ими систематически домашних заданий. Однако при этом вся работа, выполняемая школьниками, должна была соответствовать уровню их развития, природным склонностям и интересам, направленным на познание окружающего мира. Коменский считал, что если содержание и методы обучения отвечают детским возможностям, их любознательности, то и весь учебный труд воспринимается детьми радостно, с искренним удовольствием.

     Новаторство Коменского беспрецедентно: в "Великой дидактике" он не только систематизировал педагогику, не только синтезировал в соответствии со своей пансофической концепцией лучшее из педагогической мысли прошлого -- он впервые решил ряд вопросов, бывших предметом вековых, эпохальных споров; он впервые поставил ряд важнейших задач, впервые дал теоретическое обоснование педагогических норм.

     Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании, которая в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

     Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения. Педагогическая теория Коменского была органичной частью его широкой социально-политической концепции, изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих", одна из частей которого полностью посвящена педагогическим вопросам. В частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке книг как главного инструмента образования ит. д.

     Начиная с эпохи Английской буржуазной революции 17 веке в развитии педагогической мысли можно выделить два основных течения: с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феодальная концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, буржуазная трактовка воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж.Локка, выдвинувшего на первый план проблемы нравственного и физического воспитания и явившегося родоначальником утилитаристского подхода к образованию и обучению.

     В 18 веке опираясь на учение Локка о природном равенстве людей, передовые французские мыслители развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро, в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности человека. Наибольший вклад внёс Ж.Ж.Руссо, явившийся основоположником концепции естественного, свободного воспитания. Руссо предпринял попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей, исходя из особенностей их физического и духовного развития на различных возрастных этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей.

Информация о работе Педагогика - основные этапы развития