Педагогическое проектирование, педагогический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.
Педагогическое проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.

Содержание

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
1.1 Этапы и формы педагогического проектирования 3
1.2 Структура и классификация педагогических технологий 5
1.3 История становления педагогического проектирования и педагогических технологий 11
2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Основные функции педагогического контроля и оценки 13
2.2 Виды педагогического контроля 17
АНАЛИЗ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

1 пед проектирование и пед технологии 2. педт контроль виды и функции.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

     Наряду  с методами контроля в педагогических источниках выделяются виды контроля, которые могут быть классифицированы по масштабу целей обучения – стратегический, тактический, оперативный; этапам обучениятекущий (промежуточный), итоговый, предварительный, рубежный (тематический); временной направленности – ретроспективный, предупредительный, опережающий; частоте контроля – разовый, периодический, систематический; широте контролируемой области – локальный, выборочный, сплошной;  организационным формам обучения – индивидуальный, групповой, фронтальный; формам социальной опосредованности – внешний или социальный, смешанный или взаимоконтроль, внутренний или самоконтроль; видам учебных занятий – на лекциях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах; способам осуществления контроля – письменный, устный, стандартизированный, машинный и др.

     На  примере итогового и текущего контроля, раскроем их организационную  сторону.

     В зависимости от сроков проведения контроль подразделяется на итоговый и текущий. Текущий делится на предварительный, собственно текущий и рубежный.

     Предварительный контроль осуществляется преподавателем  до  того, как начинается изучение новой дисциплины, раздела, главы или темы. Таким образом, он выясняет, что студентам уже известно  по  данному разделу, какие их знания могут быть использованы преподавателем как фундамент, будут ли новые знания включены в систему уже имеющихся знаний, дополнят ли они эту систему или приведут к перестройке имеющихся и т. д.

     Такого  рода знания преподаватель,  как  правило, может получить в ходе беседы со студентами. По результатам оценки подготовленности  каждого  из  них слагается  оценка  подготовленности учебной группы. Предварительный  контроль позволяет преподавателю определить необходимую и допустимую  степень сложности  изложения  материала  и  характера  построения  занятия,  а обучающемуся – актуализировать  уже  имеющиеся  у  него  знания, повысить осознанность восприятия, интерес к материалу и самостоятельность в  последующей  работе.

     Текущий контроль успеваемости определяет качество, глубину, объем усвоения знаний каждого раздела, темы; имеющиеся недостатки, меры по их устранению; степень ответственности обучающихся в работе,  уровень развития их способностей  и причины, мешающие работать; уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития.

     Кроме того, он стимулирует интерес будущих  специалистов к специальности, активность в познании, привычку систематической  самостоятельной  работы над учебным  материалом.

     Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных  организационных форм занятий. Он заключается  в систематическом наблюдении за работой  группы  в  целом  и  каждого студента в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением  нового  материала, его закреплением (практическим применением). В процессе текущего контроля проверяются также знания, умения и навыки студентов, тесно связанные  с изучением нового.

     Рубежный (тематический) контроль.  При всех  неоспоримых достоинствах текущего контроля в нем преобладают контрольные функции. Он, как правило, сопровождается усвоением каждого отдельного элемента  знаний, каждого элемента формируемого навыка. Это очень важно, но недостаточно с точки зрения углубленного, осознанного целостного восприятия темы, а не ее части. Чтобы изучаемый материал был усвоен  как нечто цельное, необходимо осуществлять тематический контроль, главная задача которого – определить степень усвоения  студентами каждой темы в целом, их способности связать учебный  материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей. Контрольная функция в данном случае не является определяющей, на первое место выходят обучающая и развивающая функции.

     Итоговый  контроль проводится в конце изучения дисциплины или по окончании ее крупного раздела, модуля. Он должен учитывать результаты текущего и тематического контроля.

     Цель  итогового контроля – выявить  и  оценить  знания,  умения  и навыки студентов по дисциплине в целом. Он может быть организован  в ходе экзаменов, зачетов, итоговых контрольных собеседований и  т. п.

     К итоговому контролю могут быть отнесены также курсовые работы  и результаты стажировки. В конце обучения в  педагогическом колледже студенты проходят  итоговую  государственную  аттестацию  в виде государственных выпускных  экзаменов и защиты выпускной  квалификационной  работы.

     Каждый  из названных видов контроля может  осуществляться с использованием разнообразных  форм контроля. Обязательные виды контроля имеют следующие формы его проведения: государственные выпускные экзамены по отдельным учебным  дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки; государственный квалификационный экзамен по специальности; государственная защита квалификационной работы (дипломного проекта); экзамены (семестровые и  курсовые); зачеты;  курсовые проекты  (работы); стажировки; практики (учебная, производственная  и  др.); контрольные работы; отчеты по лабораторным работам и некоторые другие формы.

     Инициативный  контроль преподавателя включает текущий  фронтальный опрос (“летучки”), индивидуальный опрос, коллоквиумы, консультации, конкурсы, состязания, написание рефератов  и т. д.

     В педагогической практике все перечисленные  виды, методы контроля и формы их проведения применяются как в  “чистом” виде, так и  комплексно в зависимости от конкретной учебной  ситуации и методического мастерства преподавателя.

     Система оценки и контроля должна отвечать требованиям управления познавательной деятельностью студентов и выступать  в роли соответствующего инструментария для ее осуществления.

     Чтобы оценка успеваемости выполняла вышеуказанную  роль, ее целесообразно проводить  на основе требований к оптимальному усвоению студентами знаний, умений и  навыков.

     Оптимальное усвоение знаний, умений и навыков  – понятие  сложное  и многогранное. Наиболее существенными его критериями являются объем, системность, осмысленность, прочность и действенность.

     Объем знаний – это сумма фактов, понятий, правил, законов, которые усваиваются студентом по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.

     Системность  знаний – понимание логики  изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

     Осмысленность знаний подразумевает правильность и убедительность  суждений, умение ответить на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач.

     Прочность знаний – твердое удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.

     Действенность знаний – умение пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

     Совершенно  очевидно, что такое многообразие факторов приводит к  субъективности оценки и налагает на преподавателя  особую ответственность при выставлении  соответствующей оценки.

     Обобщая подходы, принятые в различных учебных  заведениях, можно сформулировать критерии оценки ответов.

     Для отличной оценки наличие глубоких, исчерпывающих знаний предмета в объеме пройденной программы; знание основной (обязательной) литературы; правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании технических средств; полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.

     Для хорошей оценки те же требования, но при этом по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки принципиального характера, что вызвало замечания или поправки преподавателя.

     Для удовлетворительной оценки те же требования, но при этом имели место ошибки, что вызвало необходимость помощи в виде поправок и наводящих вопросов преподавателя.     

     Для неудовлетворительной оценки наличие ошибок  при изложении ответа на основные вопросы программы, свидетельствующих о неправильном понимании предмета; при решении практических задач показано незнание способов их решения, материал изложен беспорядочно и неуверенно.

     При наличии критериев оценок, казалось бы, все решается просто, т.е.  обеспечиваются и объективность и  единство требований и т. п. Однако на практике все получается далеко не так. Дело в том, что введенные  в критерии  понятия “глубоко”, “исчерпывающе”, “твердо”, “полно” и т. д. каждым преподавателем воспринимаются и трактуются субъективно. Очевидно, что эти  понятия  необходимо определить более конкретно. Рассмотрим эти вопросы в следующих параграфах раздела.

 

АНАЛИЗ  РАБОТЫ, ВЫВОДЫ 

   Анализируя  педагогическое проектирование, можно  сказать следующее:  сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. В свою очередь, объектом педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогическая ситуация.

   Педагогическое проектирование, возникшее как результат взаимодействия новых тенденций в развитии педагогических теорий и инновационной практики, становится важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя.

   Что касается педагогических технологий, то единого, как такового понятия нет, многие авторы дают свое определение, но в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения.

   Педагогический  контроль знаний, умений и навыков учащихся - неотъемлемая часть педагогической работы преподавателя, важный фактор улучшения качества обучения. Контроль усвоения знаний дает возможность планировать деятельность преподавателя, дифференцировать проверку, осуществлять предварительный контроль, текущий контроль, рубежный (тематический) контроль, и итоговый контроль, совмещать контроль усвоения знаний слабоуспевающих с ликвидацией пробелов в их знаниях. Таким образом, педагогический контроль должен проводиться в соответствии с методическими требованиями. 

          

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания  психологии, 1999.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во Института профессионального образования, 1995.
  3. Блинова, А. Н. Внедрение образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения как один из путей повышения качества образования / А.Н. Блинова // Педагогические технологии.-2007 .- № 1 .- C.85-92
  4. Дьяченко, В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М.: Школьные технологии, 2005. - 512 с.
  5. Левина, М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. – Минск: ИПК, 1996.
  6. Подольская, Е.А. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Е.А. Подольская; Нар. Укр. акад. – Харьков, Изд-во НУА, 210. – 316с.
  7. Психология высшей школы: Учебное пособие. -3-е изд.,перераб. и допол. – Мн.: Университетское, - 1993. – 368 с.
  8. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 250 с.

                                    

Информация о работе Педагогическое проектирование, педагогический контроль