Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.
Педагогическое проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
1.1 Этапы и формы педагогического проектирования 3
1.2 Структура и классификация педагогических технологий 5
1.3 История становления педагогического проектирования и педагогических технологий 11
2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Основные функции педагогического контроля и оценки 13
2.2 Виды педагогического контроля 17
АНАЛИЗ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.2 Структура
и классификация
1.3 История становления педагогического проектирования и педагогических технологий 11
АНАЛИЗ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.1
Этапы и формы педагогического
проектирования
Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.
Педагогическое проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.
Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.
Методологическое значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.
Педагогическое проектирование во-первых совершенствуется неоднократно; во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью; в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа проектирования:
1-й этап – моделирование;
2-й этап – проектирование;
3-й этап – конструирование.
На первом этапе намечается цель (идея, взгляд, убеждение). В соответствии с ней строится модель своей деятельности с учащимися, которая в свою очередь помогает спрогнозировать педагогический процесс.
На втором этапе создается проект.
Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыслительной деятельности. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование в большой степени разбивает проект на части и является методической задачей.
1.2 Структура и классификация педагогических технологий
Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.
Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала, осуществляемую в процессе производства продукции», что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).
Педагогическая технология
В структуру педагогических технологий обучения входят:
концептуальная основа;
содержательная часть (цели, содержание обучения);
процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).
Академик В.П. Беспалько1 предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):
классическое лекционное обучение;
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
система «консультант»;
обучение с помощью учебной книги,
система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение;
система «репетитор» – индивидуальное обучение;
«программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:
по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
по целям обучения;
по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;
по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.
Представляет
интерес определение
Анализируя зарубежные исследования по проблеме педагогических технологий, М.В.Кларин выделил следующие признаки и элементы: 1) «Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей» (41, с. 14); 2) «Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко, поставленные цели».
Классификация педагогических технологий
Педагогические технологии (по Г.К.Селевко):
1. По уровню применения:
- общепедагогические;
- частнопредметные, отраслевые;
- локальные, модульные, узкометодические.
2. По философской основе:
- материализм – идеализм;
- диалектика – метафизика;
- сциентизм – природосообразность;
- гуманизм – антигуманизм;
- антропософия – теософия;
- прагматизм – экзистенциализм.
3. По ведущему фактору психического развития:
- биогенные;
- социогенные;
- психогенные;
- идеалитические.
4. По концепции усвоения:
- ассоциотивно-
- развивающие;
- интериоризаторские;
- бихевиористские;
- гештальттехнологии;
- суггестивные;
- нейролингвистические.
5. По ориентации на личностные структуры:
- информационные;
- операционные;
- саморазвития;
- формирование;
- эвристические.
6. По характеру содержания и структуры:
- - материализм – идеализм;
- обучающие – воспитывающие;
- светские – религиозные;
- общеобразовательные – профессиональные;
- гуманистические – технократические;
- монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии.
7. По организационным формам:
- классно-урочные – альтернативные;
- академические – клубные;
- индивидуальные – групповые;
- коллективный способ обучения;
- дифференцированное обучение.
8. По типу управления познавательной деятельностью:
- классическое, лекционное;
- обучение в помощью ТСО;
- система «консультант»;
- обучение по книге;
Информация о работе Педагогическое проектирование, педагогический контроль