Педагогическое проектирование, педагогический контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.
Педагогическое проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.

Содержание

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
1.1 Этапы и формы педагогического проектирования 3
1.2 Структура и классификация педагогических технологий 5
1.3 История становления педагогического проектирования и педагогических технологий 11
2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
2.1 Основные функции педагогического контроля и оценки 13
2.2 Виды педагогического контроля 17
АНАЛИЗ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

1 пед проектирование и пед технологии 2. педт контроль виды и функции.docx

— 51.11 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
    1. Этапы и формы педагогического  проектирования  3

    1.2 Структура  и классификация педагогических  технологий   5

         1.3 История становления педагогического проектирования и педагогических технологий   11

  1. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
    1. Основные функции педагогического контроля и оценки   13
    2. Виды педагогического контроля   17

             АНАЛИЗ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ  23

             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Этапы и формы педагогического  проектирования 

     Педагогическое  проектирование это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, один из методологических подходов современного образования.

     Педагогическое  проектирование позволяет осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт.

     Проект  начинается с определения ценностей  педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда.

     Методологическое  значение педагогического проектирования состоит в том, что проект обязательно  предполагает ценностно-смысловое значение поиска неизвестных условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование.

     Педагогическое  проектирование во-первых совершенствуется неоднократно; во-вторых, реализуется в динамической системе развития человеческих устремлений и взаимоотношений, и поэтому не может быть статичным и рассчитанным со стопроцентной вероятностью; в третьих, проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.

     Проектирование  педагогических систем, процессов или  ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа  проектирования:

     1-й  этап – моделирование; 

     2-й  этап – проектирование;

     3-й  этап – конструирование.

     На  первом этапе намечается цель (идея, взгляд, убеждение). В соответствии с ней строится модель своей деятельности с учащимися, которая в свою очередь  помогает спрогнозировать педагогический процесс.

     На  втором этапе создается проект.

     Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыслительной деятельности. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

     Третий  этап проектирования – это конструирование. Конструирование детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование в большой степени разбивает проект на части и является методической задачей.

 

1.2 Структура и классификация педагогических технологий

     Педагогическая  технология это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

     Понятие «технология» является одним из самых  популярных в современной науке  об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность  применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так  как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения  состояния, свойств, формы материала, осуществляемую в процессе производства продукции», что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».

          Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

          Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

          Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).

          Педагогическая технология означает  системную совокупность и порядок  функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических  средств, используемых для достижения  педагогических целей (М.В. Кларин).

         В структуру педагогических технологий обучения входят:

 концептуальная  основа;

содержательная  часть (цели, содержание обучения);

процессуальная  часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя –  управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

     Академик  В.П. Беспалько1 предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько – дидактических систем):

классическое  лекционное обучение;

 обучение  с помощью аудиовизуальных технических средств;

 система  «консультант»;

 обучение с помощью учебной книги,

 система  «малых групп», групповые, дифференцированные  способы обучения; компьютерное обучение;

система «репетитор» – индивидуальное обучение;

«программное  обучение», для которого есть заранее  составленная программа.

 Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения:

          по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;

          по целям обучения;

          по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;

          по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;

          по организации  учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;

          по методической  задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

     Представляет  интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». При всей авторитетности названной ассоциации приведенное определение страдает неопределенностью и размытостью отличительных признаков, которые позволяют, например, развести такие близкие понятия, как «педагогическая технология» и «методика обучения».

     Анализируя  зарубежные исследования по проблеме педагогических технологий, М.В.Кларин выделил следующие признаки и элементы: 1) «Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей» (41, с. 14); 2) «Ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко, поставленные цели».

Классификация педагогических технологий

     Педагогические  технологии (по Г.К.Селевко):

     1. По уровню применения:

     - общепедагогические;

     - частнопредметные, отраслевые;

     - локальные, модульные, узкометодические.

     2. По философской основе:

     - материализм – идеализм;

     - диалектика – метафизика;

     - сциентизм – природосообразность;

     - гуманизм – антигуманизм;

     - антропософия – теософия;

     - прагматизм – экзистенциализм.

     3. По ведущему фактору психического развития:

     - биогенные;

     - социогенные;

     - психогенные;

     - идеалитические.

     4. По концепции усвоения:

     - ассоциотивно-рефлекторные;

     - развивающие;

     - интериоризаторские;

     - бихевиористские;

     - гештальттехнологии;

     - суггестивные;

     - нейролингвистические.

     5. По ориентации на личностные структуры:

     - информационные;

     - операционные;

     - саморазвития;

     - формирование;

     - эвристические.

     6. По характеру содержания и структуры:

     - - материализм – идеализм;

     - обучающие – воспитывающие;

     - светские – религиозные;

     - общеобразовательные – профессиональные;

     - гуманистические – технократические;

     - монотехнологии, политехнологии, проникающие технологии.

     7. По организационным формам:

     - классно-урочные – альтернативные;

     - академические – клубные;

     - индивидуальные – групповые;

     - коллективный способ обучения;

     - дифференцированное обучение.

     8. По типу управления познавательной деятельностью:

     - классическое, лекционное;

     - обучение в помощью ТСО;

     - система «консультант»;

     - обучение по книге;

Информация о работе Педагогическое проектирование, педагогический контроль