Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Попытки выйти за рамки парадигмы знаний предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования . Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая.
Самообразование
учителя более эффективно в том случае,
если оно связано не только с узкодидактическими
целями, а исходит из идеи всестороннего
развития специалиста как личности. Чем
активнее учитель использует информацию
для развития собственной личности, тем
больше ее "педагогический выход",
тем больше информация превращается в
средство воспитательного воздействия
педагога. И наоборот, стремление к прямому
переносу информации в деятельность, минуя
личностное переосмысливание информации,
ограничивает использование ее в работе
с учащимися.
Следовательно,
целевой функцией самообразования
является всестороннее развитие личности
педагога для обеспечения высокого
качества обучения и воспитания учащихся.
Учитель, постоянно и систематически
занимающийся самообразованием, оказывает
и наиболее эффективное влияние на
формирование у школьников знаний на развитие
у них соответствующих умений и навыков.
Как известно, личный пример педагога
во все времена считался важнейшим средством
воспитания.
Педагогическое
самообразование можно
Система самообразования учителя включает следующие компоненты:
установку;
рефлексию;
цели и задачи;
проектную
деятельность.
Управляющим
механизмом системы является установка
на самообразование. Программа профессионального
роста каждого учителя представляет собой
модуль, имеющий цель, задачи, содержание
деятельности, методы реализации, конечный
результат. Работая по личному творческому
плану в условиях программно-целевого
планирования становления и развития
школы, учитель значительно продвигается
в своем профессиональном росте.
Существенную
роль в создании оптимальных условий
для самообразования учителя-
Организация
работы методического кабинета школы
с учетом интересов и специфических
запросов молодого учителя обеспечивает
не только благоприятные условия для его
самообразовательной деятельности, но
и решает некоторые задачи оказания ему
консультативной помощи. Важное место
в стимулировании самообразовательной
деятельности учителей-стажеров принадлежит
открытым урокам, которые проводят молодые
педагоги на заключительном этапе стажировки,
и их творческим отчетам перед педагогическим
коллективом. Существенным элементом
творческого отчета учителя-стажера является
защита подготовленного им педагогического
проекта.
Важным
стимулом развития профессиональной мобильности
является создание временных творческих
групп (ВТГ) с единой педагогической
идеологией и высокой мотивацией
работать совместно над общей
проблемой.
Основными
факторами успешной работы ВТГ учителей
является координация и постоянная
связь, четкое планирование и гибкость
в совместной работе. Координация
предполагает постоянные контакты между
учителями как в
Планирование
– центральный фактор в работе
ВТГ учителей. От того, насколько
детально будет продумано
Методическая
работа в современной школе
Одним из способов влияния на поведенческие установки членов коллектива и создание мотивационной среды является система поощрения.
Выбор
формы поощрения тесно связан
с мотивами, на которые оно направлено.
Система
стимулирования должна быть построена
с учетом психологических механизмов
и обязательно учитывать
Таким
образом, профессиональная мобильность
рассматривается как
Мобильность
педагога включает в себя:
Следовательно,
педагогическая мобильность - интегративная
характеристика, включающая в себя
все виды мобильности и компетентности,
необходимые при самореализации
педагога в профессиональной деятельности,
в социуме и культуре.
Литература