Педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Попытки выйти за рамки парадигмы знаний предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования . Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая.

Работа содержит 1 файл

Развитие профессиональной мобильности педагога в условиях современной школы.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

     Самообразование учителя более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее "педагогический выход", тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысливание информации, ограничивает использование ее в работе с учащимися.  

     Следовательно, целевой функцией самообразования  является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Учитель, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает  и наиболее эффективное влияние на формирование у школьников знаний на развитие у них соответствующих умений и навыков. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.  

     Педагогическое  самообразование можно определить как опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое усвоение учителем своей профессиональной роли с целью адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления учителя самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методологически по-разному организованная роль. 

Система самообразования  учителя включает следующие компоненты:

     установку;  

     рефлексию;

     цели  и задачи;

     проектную деятельность.  

     Управляющим механизмом системы является установка  на самообразование. Программа профессионального роста каждого учителя представляет собой модуль, имеющий цель, задачи, содержание деятельности, методы реализации, конечный результат. Работая по личному творческому плану в условиях программно-целевого планирования становления и развития школы, учитель значительно продвигается в своем профессиональном росте. 

     Существенную  роль в создании оптимальных условий  для самообразования учителя-стажера  играет школа молодого педагога. 

     Организация работы методического кабинета школы  с учетом интересов и специфических запросов молодого учителя обеспечивает не только благоприятные условия для его самообразовательной деятельности, но и решает некоторые задачи оказания ему консультативной помощи. Важное место в стимулировании самообразовательной деятельности учителей-стажеров принадлежит открытым урокам, которые проводят молодые педагоги на заключительном этапе стажировки, и их творческим отчетам перед педагогическим коллективом. Существенным элементом творческого отчета учителя-стажера является защита подготовленного им педагогического проекта.  

     Важным  стимулом развития профессиональной мобильности  является создание временных творческих групп (ВТГ) с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей  проблемой. 

     Основными факторами успешной работы ВТГ учителей является координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе. Координация  предполагает постоянные контакты между  учителями как в организационном, так и содержательном аспектах.  

     Планирование  – центральный фактор в работе ВТГ учителей. От того, насколько  детально будет продумано взаимодействие, во многом будет зависеть успех работы команды. В планировании не допускается  общих формулировок и размытых дат - описываются обязанности и сфера ответственности каждого. Гибкость в работе ВТК предполагает, прежде всего, творческое отношение учителей к созданию проекта.  

     Методическая  работа в современной школе организуется школьными методическими объединениями (ШМО). Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства культурной мобильности каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала, педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса. По форме методическая работа может быть коллективной, групповой, индивидуальной. Желательно, чтобы все формы использовались в процессе развития профессиональной мобильности и были направлены на оказание практической помощи учителям. 
 

     Одним из способов влияния на поведенческие  установки членов коллектива и создание мотивационной среды является система поощрения.

     Выбор формы поощрения тесно связан с мотивами, на которые оно направлено.  

     Система стимулирования должна быть построена  с учетом психологических механизмов и обязательно учитывать структуру  коллектива (по доминирующим мотивам, возрасту и т.д.). Здесь нужно иметь в виду, что важнейший компонент универсального механизма мотивации – эмоциональное переживание успеха-неуспеха. 

     Таким образом, профессиональная мобильность  рассматривается как способность  личности реализовать свою потребность  в определенном виде деятельности, соответствующую склонностям и возможностям  с пользой для общества, умело переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, т.е. расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессиональную компетентность.  

     Мобильность педагога включает в себя: 

  • свойства и качества личности (открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность.)
 
  • умения (рефлексии, саморегуляции, самоопределения, целеполагания, проектирования и управления)
 
  • способности (видеть и понимать сущность изменений в социуме, видеть вариативность и альтернативность развития педагогической ситуации, конструктивно, продуктивно мыслить, проектировать необходимые изменения в микросоциуме, группе, решать проблемы, адаптироваться к изменениям.)
 

   Следовательно, педагогическая мобильность - интегративная  характеристика, включающая в себя все виды мобильности и компетентности, необходимые при самореализации педагога в профессиональной деятельности, в социуме и культуре. 

 

Литература 

  1. Адольф  В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя//. Педагогика 1998 №1 С.72-75
  2. Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий (Краткий толковый словарь). – Екатеринбург, 1995.
  3. Богоудинова Р.З., Румянцев Е.Д., Юсупов P.P. Профессиональная подготовка специалистов социокультурной сферы: прогнозирование, проектирование, практическая реализация. – Казань, 1999.
  4. Болотов В.А, В.В.Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С.8-14
  5. Дахин. А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144
  6. Ильенкова С.Д. и др. Социальный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1998.
  7. Ильясов Д.Ф., О.А. Ильясова Особенности проектирования образовательных программ // Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
  8. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. // Директор 2002 №6, С.16-25.
  9. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона Дис. д.пед.наук. С.Пб.2001
  10. Краткая философская энциклопедия. М.1994.
  11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
  12. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
  13. Нестеров В.В. Белкин А.С.  Педагогическая компетентность.Екатеринбург. 2003..
  14. Полонский. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
  15. Пупышева. Е.Л.Профессиональная компетентность будущего учителя как общие условие формирования профессионально значимых личностных качеств.// Наука и школа №6 2003  С.5-8
  16. Сериков ВВ. Осознать себя исследователем // Педагогика. 1996. № 1.
  17. Социологический энциклопедический словарь, под редакцией Г.В. Осипова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
  18. Теоретические основы содержания общего среднею образования / Под ред. В.В.Краевского. И.Я.Лернера. М.. 1983.
  19. Филонов Г.Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.. 1995.
  20. Философский энциклопедический словарь. М.1998
  21. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  22. Шмарин Ю.В. Социологический аспект проектирования образовательных систем // Педагогика №10, 2003 С.15-20
  23. Шмелькова Л.В. Цель – проектно-технологическая компетентность педагога Школьные технологии №4 2002
  24. Шрейдер "Что значит быть интеллигентом?", ВВШ, 1989, № 4., с. 13-20.

Информация о работе Педагогические способности