Педагогические способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Попытки выйти за рамки парадигмы знаний предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования . Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая.

Работа содержит 1 файл

Развитие профессиональной мобильности педагога в условиях современной школы.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Развитие  профессиональной мобильности  педагога

в условиях современной  школы 

     Попытки выйти за рамки парадигмы знаний предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования . Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность -  это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая. 

     Культурная  мобильность педагога, на наш взгляд, - это, прежде всего, способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать  события, творчески воспринимать учебные  программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений, как в изучаемой области, так и в общественном развитии.  

     Педагогическая  мобильность – это способность  педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией ) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений.  

     Профессиональная  мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры.  Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств  педагога, как, гибкость, дивергентность, конвергентность, способности рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность - это движение по административной лестнице, в сфере образования. Например: учитель, завуч, директор, Глава департамента образования.  

     Горизонтальная  – это движение по повышению профессионального  мастерства, признанное и оцененное социумом. Например. Учитель 1 категории, высшей категории, победитель профессионального конкурса и т.д. 

     Профессиональная  мобильность опирается на педагогическую культуру и профессиональную компетентность. Современные ученые большое внимание уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей учителю продуктивное профессиональное функционирование, предлагая различные модели. Так, Нестеров В.В. И Белкин А.С. считают, что компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями: 

  • когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);
  • психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);
  • коммуникативной (культура общения и педагогический такт);
  • риторической (профессиональная культура речи);
  • профессионально-технической (технологии и методики);
  • профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).
 

Пупышева Е.Л. предложила модель психолого-педагогической компетентности учителя: 

Структуру ППК

(психолого-педагогическая  компетентность) 

 
Компоненты

 

 
Теоретические

 

 
Практические

 

 
Личностные

 

Знания Умения, навыки Профессионально-значимые личностные качества
Личностно-гуманистическая  ориентация Ориентация  в предметной области Педагогическое мышление
Системное восприятие педагога Владение педагогическими технологиями Педагогическая  рефлексия
  Способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой  цивилизации в целом Педагогический  такт
Педагогическое  целеполагание
    Педагогическая  направленность
 

     Калиновский Ю.И. включает в понятие компетентность профессиональные способности и умения, выделяя 7 ведущих: 

§ Фундаментальные (способность к анализу и синтезу, владение теоретическими знаниями основ наук, что обеспечивать взаимосвязь предметных знаний с психолого-педагогическими и философско-антропологическими смыслами; широта и глубина предметным знаниям); 

§ Информационные (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии); 

§ Исследовательские (способность и умение организовывать педагогическую рефлексию; 

§ Практические (способность находить верное решение на основе множества условий, принимать оптимальные решения); 

§ Интегральные (способность усовершенствовать объект, добавляя детали); 

§ Коммуникативные ( социальный интеллект и толерантность); 

§ Управленческие. 

     Анализ  исследований проблемы позволил сделать  вывод, что компетентный учитель - это  специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными  умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.  

     Личность  учителя, с позиций компетентностного  подхода, рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное "я" тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Поэтому невозможно рассматривать проблему компетентности учителя вне развития его личности 

     Таким образом, профессиональной компетентностью  можно считать максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств  педагога, позволяющую достигать качественных результатов в педагогической деятельности.  

     Развитие  профессиональной компетентности наиболее эффективно происходит в проектно-исследовательской деятельности. Педагог переходит в поисковый режим, он начинает мысленно перестраивать свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности и рефлексивность.  

     Рефлексивность  – это принцип человеческого  мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок;

     предметное  рассмотрение самого знания, критический  анализ его содержания и методов  познания;

     деятельность  самопознания, раскрывающая внутренние строение и специфику духовного мира человека.  

     Именно  она дает учителю возможность  посмотреть на свой труд с позиции  другого человека, выработать соответствующее  отношение к своей профессии. Определяет отношение учителя к  себе как к субъекту профессиональной деятельности. 

     Рефлексия – это процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, … "новый поворот" духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Важными сопроцессами являются самопознание и самосознание.  

     Профессиональная  рефлексия - это соотнесение себя, своих возможностей, своих действий с тем, что требует работа. 

     Тогда педагогическую профессиональную рефлексию мы определяем как всякую профессиональную рефлексию, но содержание которой связано с особенностями педагогической работы, с собственным педагогическим опытом, пересмотром его оснований, перепроектированием способов педагогических действий (в том числе, в связи со складывающимися тенденциями в современном образовании, социокультурной политике).  

     Рефлексивные  механизмы мышления являются основой  мобильности, т.е. способность педагога к регуляции собственной интеллектуальной деятельности, умение преодолевать барьеры и стереотипы, возникающие в процессе мышления. В мобильности рефлексия - это принцип человеческого мышления и деятельности, направляющий его на осмысление собственных предпосылок: предметное рассмотрение самого знания; критический анализ его содержания и методов; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее сознание и специфику духовного мира человека.  

     Рефлексия, как система методов и средств  изучения профессионального уровня учителя, создает основу для выявления  затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем, она позволяет определить и сильные стороны учителя, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности. 

     Рефлексия обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение рефлексии и особенно самопознания педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу с педагогами в режим активного саморегулирования и самокоррекции. 

     Рефлексия служит основой и для процесса проектирования.

       Педагогическое проектирование  учителя  в школе может быть  направлено на три основных  процесса:

     1) организацию образовательных ситуаций;

     2) организацию исследования;

     3) диагностирование результатов в  реализуемой ситуации. 

     Развитие  профессиональной мобильности педагога происходит интенсивнее, если в школе  организована работа  с педагогами: создана система мониторинга, самообразования; есть школа молодого педагога; временные творческие группы; школьные методические объединения учителей; существует система поощрения. 

     Под мониторингом  сегодня понимают: 

– непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций; 

– процесс непрерывного научного обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием  педагогического процесса в целях  оптимального выбора образовательных  целей, задач и средств их решения; 

– самостоятельная  функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям ; 

– специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза; 

– научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения  и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия решений;.  

     Мониторинг  предоставляет информацию для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг профессиональной деятельности педагога является основной формой и методом работы самого учителя. Деятельность субъектов мониторинга носит накопительный и аналитический характер. Содержание мониторинга отражает информацию об уровне профессионализма педагога. Выработка той или иной стратегии определяется тем, над какой темой работает в данный момент школа. 

Информация о работе Педагогические способности