Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:59, курсовая работа
Попытки выйти за рамки парадигмы знаний предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь социокультурную модель образования . Она предъявляет особые требования к педагогу, поэтому необходимо пересмотреть профессиограмму учителя, введя в нее положение о мобильности кадров. Мобильность - это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Она включает в себя различные виды. Но наиболее актуальными для становления профессионализма учителя являются: культурная, профессиональная, педагогическая.
Развитие профессиональной мобильности педагога
в
условиях современной
школы
Попытки
выйти за рамки парадигмы знаний
предпринимались давно, что, прежде всего,
отразилось в тех образовательных моделях,
которые выдвигались и апробировались
в последние десятилетия. Назовем, в первую
очередь социокультурную модель образования
. Она предъявляет особые требования к
педагогу, поэтому необходимо пересмотреть
профессиограмму учителя, введя в нее
положение о мобильности кадров. Мобильность
- это интегративное качество личности,
характеризующее ее способность быстро
менять свой статус или положение в социальной,
культурной или профессиональной среде.
Она включает в себя различные виды. Но
наиболее актуальными для становления
профессионализма учителя являются: культурная,
профессиональная, педагогическая.
Культурная
мобильность педагога, на наш взгляд,
- это, прежде всего, способность самостоятельно
и свободно мыслить и оценивать
события, творчески воспринимать учебные
программы и предлагаемую информацию,
способность к критическому мышлению,
умение находить нестандартные решения
в новых ситуациях, умение предвидеть
характер и ход изменений, как в изучаемой
области, так и в общественном развитии.
Педагогическая
мобильность – это способность
педагога организовать содеятельность
с другими субъектами образовательного
процесса (учащимися, их родители, коллегами,
администрацией ) в соответствии с целями
и задачами современной концепции образования,
ценностями мировой, отечественной, региональной
и национальной культуры, реализуя свою
социокультурную и социально-профессиональную
компетентность, в том числе в процессе
осмысления и прогнозирования результатов
организуемых им субъект-субъектных отношений.
Профессиональная
мобильность как часть
Горизонтальная
– это движение по повышению профессионального
мастерства, признанное и оцененное социумом.
Например. Учитель 1 категории, высшей
категории, победитель профессионального
конкурса и т.д.
Профессиональная
мобильность опирается на педагогическую
культуру и профессиональную компетентность.
Современные ученые большое внимание
уделяют проблеме компетентности, обеспечивающей
учителю продуктивное профессиональное
функционирование, предлагая различные
модели. Так, Нестеров В.В. И Белкин А.С.
считают, что компетентный педагог должен
обладать следующими компетентностями:
Пупышева Е.Л.
предложила модель психолого-педагогической
компетентности учителя:
Структуру ППК
(психолого-педагогическая
компетентность)
Компоненты
| ||
Теоретические
|
Практические
|
Личностные
|
Знания | Умения, навыки | Профессионально-значимые личностные качества |
Личностно-гуманистическая ориентация | Ориентация в предметной области | Педагогическое мышление |
Системное восприятие педагога | Владение педагогическими технологиями | Педагогическая рефлексия |
Способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уровне мировой цивилизации в целом | Педагогический такт | |
Педагогическое целеполагание | ||
Педагогическая направленность |
Калиновский
Ю.И. включает в понятие компетентность
профессиональные способности и умения,
выделяя 7 ведущих:
§ Фундаментальные
(способность к анализу и синтезу, владение
теоретическими знаниями основ наук, что
обеспечивать взаимосвязь предметных
знаний с психолого-педагогическими и
философско-антропологическими смыслами;
широта и глубина предметным знаниям);
§ Информационные
(способность ориентироваться в информационном
пространстве и использовать информационные
технологии);
§ Исследовательские
(способность и умение организовывать
педагогическую рефлексию;
§ Практические
(способность находить верное решение
на основе множества условий, принимать
оптимальные решения);
§ Интегральные
(способность усовершенствовать объект,
добавляя детали);
§
Коммуникативные
( социальный интеллект и толерантность);
§ Управленческие.
Анализ
исследований проблемы позволил сделать
вывод, что компетентный учитель - это
специалист, имеющий основные психолого-педагогические
знания, овладевший профессиональными
умениями, способный не только проектировать
свою деятельность, но управлять педагогическим
процессом, чутко реагируя на любые изменения
образовательного процесса.
Личность
учителя, с позиций компетентностного
подхода, рассматривается в ее внутренней
целостности, где профессиональное
и личностное "я" тесно связаны
системой ценностей. Учитель выступает
как человек ориентированный на добровольное
выполнение определенных социально-нравственных
функций в обществе, как индивидуальность
во всем своеобразии своих возможностей
и способностей. Поэтому невозможно рассматривать
проблему компетентности учителя вне
развития его личности
Таким
образом, профессиональной компетентностью
можно считать максимально
Развитие
профессиональной компетентности наиболее
эффективно происходит в проектно-исследовательской
деятельности. Педагог переходит в поисковый
режим, он начинает мысленно перестраивать
свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной
направленностью. Будучи сформированной,
ставшая свойством личности, профессиональная
направленность влияет на уровень текущих
мотивов, повышает эффективность деятельности
и рефлексивность.
Рефлексивность – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок;
предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания;
деятельность
самопознания, раскрывающая внутренние
строение и специфику духовного мира человека.
Именно
она дает учителю возможность
посмотреть на свой труд с позиции
другого человека, выработать соответствующее
отношение к своей профессии.
Определяет отношение учителя к
себе как к субъекту профессиональной
деятельности.
Рефлексия
– это процесс осмысления чего-либо при
помощи изучения и сравнения, … "новый
поворот" духа после совершения познавательного
акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу,
благодаря чему становится возможным
присвоение познанного. Важными сопроцессами
являются самопознание и самосознание.
Профессиональная
рефлексия - это соотнесение себя,
своих возможностей, своих действий
с тем, что требует работа.
Тогда
педагогическую профессиональную рефлексию
мы определяем как всякую профессиональную
рефлексию, но содержание которой связано
с особенностями педагогической работы,
с собственным педагогическим опытом,
пересмотром его оснований, перепроектированием
способов педагогических действий (в том
числе, в связи со складывающимися тенденциями
в современном образовании, социокультурной
политике).
Рефлексивные
механизмы мышления являются основой
мобильности, т.е. способность педагога
к регуляции собственной
Рефлексия,
как система методов и средств
изучения профессионального уровня
учителя, создает основу для выявления
затруднений в работе, способствует
осознанию и поиску оптимальных путей
их преодоления. Вместе с тем, она позволяет
определить и сильные стороны учителя,
наметить пути и конкретные способы их
закрепления и развития в индивидуальном
стиле педагогической деятельности.
Рефлексия
обеспечивает научный подход к организации
работы с кадрами, их профессиональному
развитию и саморазвитию. Проведение рефлексии
и особенно самопознания педагогической
деятельности направлено на овладение
каждым учителем навыками самоанализа,
самооценки. Это позволяет перевести работу
с педагогами в режим активного саморегулирования
и самокоррекции.
Рефлексия служит основой и для процесса проектирования.
Педагогическое проектирование учителя в школе может быть направлено на три основных процесса:
1) организацию образовательных ситуаций;
2) организацию исследования;
3)
диагностирование результатов
Развитие
профессиональной мобильности педагога
происходит интенсивнее, если в школе
организована работа с педагогами:
создана система мониторинга, самообразования;
есть школа молодого педагога; временные
творческие группы; школьные методические
объединения учителей; существует система
поощрения.
Под
мониторингом сегодня понимают:
– непрерывное,
длительное наблюдение за состоянием
среды и управление им путем своевременного
информирования людей о возможном наступлении
неблагоприятных критических или недопустимых
ситуаций;
– процесс непрерывного
научного обоснованного, диагностико-прогностического
слежения за состоянием, развитием
педагогического процесса в целях
оптимального выбора образовательных
целей, задач и средств их решения;
– самостоятельная
функция управления, в рамках которой
проводится выявление и оценивание проведенных
педагогических действий, при этом обеспечивается
обратная связь, осведомляющая о соответствии
фактических результатов деятельности
педагогической системы ее конечным целям
;
– специально организованное,
систематическое наблюдение за состоянием
объектов, явлений, процессов с целью их
оценки, контроля, прогноза;
– научно обоснованную
систему периодического сбора, обобщения
и анализа социальной информации
и представления полученных данных
для принятия решений;.
Мониторинг
предоставляет информацию для принятия
стратегических и тактических решений.
Кроме того, мониторинг профессиональной
деятельности педагога является основной
формой и методом работы самого учителя.
Деятельность субъектов мониторинга
носит накопительный и аналитический
характер. Содержание мониторинга отражает
информацию об уровне профессионализма
педагога. Выработка той или иной стратегии
определяется тем, над какой темой работает
в данный момент школа.