Педагогическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Содержание

Задание 1. Опишите Вальдорфскую школу и систему обучения, используе-мую в ней. ………………………………………………………………………………..3
Задание 2. Опишите особенности и трудности в воспитании подростков… .12
Задание 3. Дайте 5 – 7 вариантов определений и сравнительную характеристику сходства и различия понятий учебная деятельность и учебная актив-ность……………………………………………………………………………….20
Задание 4. Дайте определение феномену «педагогические способности», опи-шите их влияние на эффективность педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы ……………………………………………29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 5. Проведите исследование компетентности профессиональной дея-тельности педагога по «Методике оценки работы учителя», представленной в приложении 2. Выполнение данного задания предполагает следующее:
• проведение наблюдения за деятельностью одного педагога;
• заполнение анкеты
• вычисление процентной выраженности каждого вида компетентности в соответствии с ключом к методике
• интерпретация результатов и сравнение полученных данных с минимальным порогом выраженности каждого вида компетентности,
• аналитическое описание результатов и подведение итогов…31

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная по педагогической психологии.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

2. В широком употреблении учебная деятельность — довольно неоднозначное понятие. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним «научения», «учения», «обучения». Как основная нормативная деятельность в учреждениях образования (и как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте). Учебная деятельность — особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

3. В теоретической концепции развивающего обучения (в школе Эльконина—Давыдова) учебная деятельность — один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

4. Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
          1. Иногда Учебная Деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
          2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
          3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия .

5. Учебная деятельность -  проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения.

1. УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ, по А.А. Волочкову, состоит из следующих уровней:

1.   потенциал активности (скрытая, непосредственно не наблюдаемая внутренняя тенденция, готовность к осуществлению деятельности), включающий в себя:

   учебную мотивацию, выражающую субъективное отношение к учебной деятельности

   обучаемость, выражающую объективные возможности в данной сфере, их самооценку и связанный с ними уровень притязаний;

2.   регулятивный компонент, выражающий соотношение произвольного контроля и непроизвольной саморегуляции;

3.   динамический компонент, связанный с непосредственно наблюдаемой реализацией активности.

4.   результативный компонент, состоящий из объективных (внешне фиксируемых – успеваемость, обученность) и субъективных (удовлетворенность результатами активности) результатов.

2. Учебная активность — это степень включенности учащегося в  процесс учебной деятельности.

3. Учебная активность имеет глубокое личностное основание: она есть способ не только выражения потребностей, но и организации условии учебной деятельности, отвечающих этим потребностей, поиск условий и средств деятельности (объективных, субъективных) по ценностным, личностным критериям, параметрам. Личность посредством своей активности находит субъекты, предметы, условия, ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия, поступки и определенным образом категоризирует, моделирует, преобразует пространство жизнедеятельности.

4. Учебная активность            в широком смысле слова – это присущий личности способ организации учебной деятельности, в образовательном пространстве, регуляции и саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений к учебе с одной стороны, отношения учебы к жизни с другой стороны, их требований к личности.

5. А.К. Маркова Учебная активность   это         «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...».

СХОДСТВА:  Таким образом, психологические понятия «деятельность», «активность», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
          Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием, овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека - с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.
          Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

РАЗЛИЧИЯ:  Учебная активность представлена как сложная динамическая система, характеризующая преимущественно субъектное по источникам детерми­нации развертывание учебной деятельности по пути от ее потенциала  к регулируемой и наблюдаемой реализации, приводящими к ее резуль­татам.

Видоизменения учебной деятельности имеет взаимосвязь с результативным компонентом учебной активности, контроль действий в ситуации учебных неудач взаимосвязан с потенциалом учебной активности и результативным компонентом учебной активности,  учебная мотивация с регулятивным показателем учебной активности, исполнительской динамикой реализации учебной активности и контролем реализации учебных действий, контроль реализации учебных действий с результативным компонентом учебной активности. Все связи прямые и высоко значимы.

Учебная деятельность  - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т. д. Если ученье превращается в творчество, то это особенно благотворно влияет на эмоциональную сферу обучающегося, обостряет его память и внимание, вызывает чувство радости и удовлетворения, способствует повышению интереса к познавательной деятельности.

Под учебной деятельностью мы понимаем усвоение знаний, приобретение навыков и формирование умений, а  Учебная активность — это степень включенности учащегося в этот процесс. То есть, любой род активности может быть назван деятельностью: Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана обязательно с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающего человека. Там где есть существенное преобразование ситуации, предмета, создание чего-то нового в этом преобразовании – только в этом случает можно данную человеческую активность назвать деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОМЕНУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» ОПИШИТЕ ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО Н.В. КУЗЬМИНОЙ.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Педагогические способности – это  ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно:

1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

3) самостоятельный и творческий склад мышления;

4) находчивость или быстрая и точная ориентировка;

5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как:

- педагогическая наблюдательность,

- педагогическое воображение,

- педагогический такт,

- распределение внимания,

- организаторские способности.

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Во-вторых, они определены, в отличие от всех предыдущих определений, как проявления «особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности». В-третьих, они представлены некоторой структурной организацией этой чувствительности, а не только их набором, совокупностью. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, в этой трактовке определена связь общих и специальных педагогических способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей — с другой.

В этом подходе, так же как и в других, подчеркивается, что способности субъекта педагогической деятельности, формируемые и развиваемые в педагогической деятельности (хотя они могут и подавляться ею), в значительной мере определяют ее успешность. Это определяет важность их специального анализа для будущего педагога.[8]

В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах способностей, лежащих в их основе.

Н.В. Кузьмина выделяет два уровня педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные и проективные. Первый уровень включает три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией, чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции.

Второй уровень педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой, — проективные способности, соотносимые с чувствительностью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности. При этом отмечается, что отсутствие каждой из этих способностей есть конкретная форма неспособности.

Гностические способности, по Н. В. Кузьминой, обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные способности проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обучающихся к самостоятельному решению задач. Конструктивные способности проявляются в создании творческой рабочей атмосферы совместного сотрудничества, деятельности, в чувствительности к построению урока, в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Коммуникативные способности проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений. Эти способности обеспечиваются, по Н. В. Кузьминой, четырьмя факторами: способностью к идентификации, чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся, хорошо развитой интуицией, суггестивными свойствами. Добавим еще фактор речевой культуры (содержательность, воздейственность). Организаторские способности проявляются в избирательной чувствительности к способам организации учащихся в группе, в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога.[9]

Вывод: Работая по системе  Н. В. Кузьминой,  педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности, например поэтические, писательские, артистические, включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: специальные способности: а) помогают, б) нейтральны и в) мешают педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Зимняя И.А. педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005.

2.      Педагогическая психология: Учеб. для студентов высш. учебн. заведений / Под ред. Н.В.Клюевой.М.: Изд-во Владос- Пресс, 2006

3.      М. Арапов  Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5

4.      Вальдорфская педагогика : Антология // /Под ред. А. А. Пинского. — М. : Просвещение, 2003.

5.      Е.В Титова  Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993

6.      Личность - Семья - Общество: Материалы на-уч.-практ. конф. 1-3 июня 1993 г. - М.: Союз, 1994.

7.      М. З. Ильчиков , Смирнов Б.А. Социология воспитания. - М., 1996

Информация о работе Педагогическая психология