Педагогическая характеристика детей школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – углубленное изучение данной проблемы.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

Определить степень разработанности проблемы, используя теоретическую базу.
Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и развития личности подростка.
Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя с детьми подросткового возраста.
Предоставить практический материал, который поможет педагогам организовать внеклассную воспитательную работу.

Содержание

Введение
3 стр.
Глава 1

Педагогическая периодизация, как основное звено в организации высококачественного воспитания детей школьного возраста.


5 стр.


1.1.
Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп.


9 стр.


1.2.
Противоречия подросткового возраста.
12 стр.


1.3.
Роль классного руководителя в формировании личности подростка.

23 стр.


1.4.
Методы и формы работы с детьми среднего школьного возраста.

26 стр.


Заключение.
32 стр.


Используемая литература.
34 стр.


Приложения.
35 стр.

Работа содержит 1 файл

Подр. псих-я.Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

1993 г., ч.2.

  1. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 1980 г.
  2. Возрастная и педагогическая психология.

/ под ред.  А.В.Петровского/, - М., 1989 г.

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996 г.
  2. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988 г.
  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г.
  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989 г.
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1980 г.
  6. Линдсей Холл. Теория личности. – М., 2000 г.
  7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988 г.
  8. Мудрость воспитания. /под ред. Б.М.Бим-бада, Э.Д.Днепрова, Г.Б.Корнетова /, - М., 1968 г.
  9. Педагогика. /под ред. П.И.Пидкасистого/, - М., 1995 г.
  10. Педагогика. /под ред. И.П.Подласого/, - М., 1999 г.
  11. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. /под ред. С.А.Смирнова/, - М., 2000 г.
  12. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987 г.
  13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1.
  14. Хивинцева Л.В.     Выполнение,   оформление   и   защита   курсовых

работ. – Туймазы, 2000 г.

  1. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990 г.

 

Приложение 1.

Методики изучения воспитанности школьников.

А. Методика «Репка, или  Какие качества я в себе вырастил?»

 

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.

 

  1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-»).

 

  • физическая сила и выносливость;
  • умственная работоспособность;
  • сила воли;
  • выдержка, терпение и упорство;
  • ум, сообразительность;
  • память;
  • объем знаний;
  • внимание и наблюдательность;
  • критичность и доказательность мышления;
  • умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
  • умение планировать работу;
  • умение организовывать свой труд;
  • умение беречь время;
  • умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;
  • умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
  • чуткость и отзывчивость к людям;
  • умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
  • умение подчинять свои желания интересам дела;
  • умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
  • умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

 

 

  1. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

 

 

  1. Какие   специальные   способности  ты  в  себе  открыл   в   этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

 

  1. Над какими из них ты сейчас работаешь?

 

  1. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

 

 

 

 

 

 

Б.  Методика «Хранилище человеческих качеств».

 

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний школьный возраст. Проводится в форме игры.

 

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «обмена» различными нравственными ценностями (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает и они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или же на свои положительные, которых в избытке.

В конце этого этапа дети обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить.

Результаты можно зафиксировать  с помощью таблицы.

 

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Положительные качества

Отрицательные качества

1.

Ахметшин Артур

аккуратность

грубость

2.

 

вежливость

неряшливость


 

На основе анализа  результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого  ученика и в целом коллектива.

 

 

 

 

 

Второй этап: игра повторяется  в конце учебного года. На «аукцион»  выставляются «ненужные вещи», т.е. те отрицательные качества, которые еще остались.

В завершение игры педагог  подводит итог «обмена», помогает ребятам  проанализировать результаты за учебный  год.

Заполняется аналогичная  таблица.

 

 

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Закрепленные положительные качества

Оставшиеся отрицательные  качества

1.

Ахметшин Артур

аккуратность

 

2.

 

вежливость

 

 

 

При сравнении таблиц можно сделать вывод о динамике роста личности и коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Классный час  «Кто я? Знаю ли я себя?»

 

Задачи  классного часа:

        1. Развивать умения анализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватную самооценку.
        2. Воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

 

Слово учителя.

 

Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень  простые вопросы, но для большинства  из нас ответить на них труднее  всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.

Представьте себе, что  вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходите идеально, звоните по указанному телефону. Человек на другом конце провода спрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, - говорит голос, - я спрашиваю: «Кто вы?»

Если кого-то из взрослых спрашивают: «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». Но ведь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть с животными, есть мороженое даже зимой», - то эти слова скажут о нем гораздо больше, чем название профессии.

А сейчас давайте представим, что бы  вы ответили. В помощь вам  на доске путеводитель по вашей жизни. Нужно продолжить фразы.

 

  • Место жительства…
  • Адрес…
  • Моя школа…
  • Моя учеба в школе…
  • Любимые уроки…
  • Мои занятия…
  • Мои друзья…
  • Мои достоинства…
  • Мои недостатки…
  • Мои качества…

 

Ребята обмениваются мнениями.

 

 

Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит ваш  путеводитель, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек?

Для того, чтобы понять человека, прежде всего важно понять его характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.

Если бы вас попросили сравнить себя с каким либо животным, то какое  животное вы бы выбрали? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку.

На листе запишите три – четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют.

Учитель будет по очереди вынимать записки и зачитывать, а дети должны угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу не удается  отгадать, то можно выслушать мнения ребят об этом человеке.


Информация о работе Педагогическая характеристика детей школьного возраста